Ведущий - Конец XVIII столетия ознаменовал собой начало новой эпохи. Старый социальный порядок разрушался, общество стало стремиться к равноправию и справедливости. По всей Европе люди искали способы выражения новых идей, и они нашли его в новом направлении - в романтизме.
На экране произведения художников эпохи романтизма, далее - портрет Ф. Шопена
Ведущий - В эпохе романтизма понятия Свобода, Равенство, Братство проникают в сознание каждого подлинного художника, становятся его главной движущей силой. По-новому осознается значение личности, ее индивидуальности и свободы, возникает вера в ее неограниченные возможности, в величие ее духа.
Одним из великих композиторов-романтиков был Фридерик Шопен. Он стал величайшим польским композитором, на весь мир прославившим мелос своего народа. Трагедия польского народа, ни на миг не покидавшая сознание композитора и ставшая его личной трагедией, помогла ему воплотить в искусстве главную идею эпохи - идею гуманизма, идею свободного, устремленного в будущее человека. Как всякий великий композитор, Шопен рассматривал свою жизнь, факты своей биографии и как основу для рассуждений о человеке вообще. Все свои мысли, чувства, переживания он выразил в своем творчестве.
На экране места детства Шопена, его родители и сестры. Далее - портрет В. Живного.
Ведущий - 1 марта 1810 года в Желязовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен. Его родителями были Миколай Шопен - иммигрант из Франции, участник польского восстания, образованный человек, учитель, и Юстына Кшижановская, дворянка по происхождению. В семье Шопенов было четверо детей - Людвика, Фридерик, Изабелла и Эмилия. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности. В 6,5 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта, привившего любовь Шопену к классике и, особенно, к Иоганну Себастьяну Баху. Шопен любил своего учителя и посвятил ему немало произведений. С 1816 года он начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.
На экране указанные места Польши, народные костюмы и инструменты
Ведущий - Фридерик не отличался крепким здоровьем, поэтому каждое лето его отправляли в сельскую местность, чтобы свежий воздух восстановил его силы. К пятнадцати годам он объездил всю Польшу - он был в Лодзи, в Гданьске, в Кракове, в Шафарне, в Плоцке и других местах. В каждой местности была своя музыка: в Мазовии - мазуры, в Плоцке - куявяки, под Краковом - стремительный и задорный краковяк. С жанрами народно-бытовой музыки тесно связаны многие произведения Шопена и в первую очередь его танцевальные пьесы: мазурки, полонезы, вальсы.
На экране определение мазурки и количество мазурок, созданных Шопеном
Ведущий - Свои первые мазурки Шопен сочиняет в возрасте 14-15 лет. Как правило, это задорно-веселые мажорные пьесы. Однако очень скоро, наряду с непритязательными пьесами, воссоздающими атмосферу польского бала, появляются лирические мазурки, задумчивые, нежные или проникнутые страстным порывом.
Прожектор освещает Композитора за роялем
Ф. Шопен Мазурка op. 6, № 1
Включается общий свет
Ведущий - Иные из мазурок - своего рода картинки сельского народного быта, живые зарисовки с натуры. Их простодушно веселые или трогательно лирические мелодии словно бы звучат на фоне народных инструментальных наигрышей. Слышатся звуки волынок и дудок, деревенских скрипок, доносится гудение самодельного контрабаса.
Ф. Шопен Мазурка C-dur, оп. 56 № 2 - исполняют учащиеся хореографического отделения
На экране определение полонеза и количество созданных полонезов Шопеном
Ведущий - Во многих полонезах Шопен повествует о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. В некоторых полонезах оживают картины величия Польши прошлых веков, в других звучит скорбь о великих страданиях народа, в их гордой, пламенной музыке живо ощутим призыв к непреклонной борьбе за лучшее будущее.
На экране слайды Польши
Ф. Шопен Полонез A-dur,оп.40 № 1
На экране здание Главной школы музыки в Варшаве, портрет Ю.Эльснера
Ведущий - С 1826 по 1829 года Фридерик учится в Главной школе музыки в Варшаве у Ю.Эльснера, где совершенствуется в игре на фортепиано и изучает теорию композиции. В отчетах Главной школы музыки Эльснер писал: "Ученик первого года Ф.Шопен - особое дарование", "Ученик третьего года Ф. Шопен. Исключительная одаренность, музыкальный гений..."
На экране города Берлин и Вена
Ведущий - В 1828 г. Шопен посещает Берлин, а в 1829 - Вену, где выступает как пианист и композитор, исполнив среди других своих сочинений "Вариации на тему Моцарта для фортепиано с оркестром". Вот что написали о нем в печати:"...Он играл на фортепиано Рондо своего сочинения, а также Вариации на тему Моцарта и был принят со всеобщим удовлетворением; после каждого соло возобновлялись бурные аплодисменты."("Gazeta Polska",1829, 30 sierpinia).
На экране портрет Констанции Гладковской, в зале постепенно гаснет свет
Ведущий - В 1829 Шопен знакомится с Констанцией Гладковской, которая становится его музой. Их отношения были плодотворны в творческом отношении. Именно Констанции он посвящает II часть своего концерта f-moll. В ней образ девушки, медленно проходящей мимо него в дождливой дымке варшавского утра, нечаянный взгляд ее посветлевших глаз и чувство возвращения к ней и к родине.
На эти слова начинает звучать II часть концерта f-moll оп. 21 Ф. Шопена, на экране портрет К. Гладковской и пейзажи Польши
Ведущий - Шопен собирался отправиться покорить мир - завоевать Вену, Париж - и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе. В 1830 году он отправляется в концертное турне. В Вене Шопен не встречает теплого приема - венцев были напуганы возможными бунтами, надвигающейся холерой. В это же время в Польше начинается восстание. Шопен не может оставаться в стороне, он хочет сражаться за Родину. Его друг, Тит Войцеховский, прибывший с ним в Вену, как и отец Шопена, говорят ему о другом его призвании: он - Художник. Он должен творить свои произведения во имя Польши.
Гаснет свет, прожектор освещает Композитора и его Друга.
- ...Есть славянская легенда о старинном городе, который опустился на дно озера во время нашествия врага. И волны сохранили его. Таким тайником, таким волшебным городом является художник во время народных бедствий!
- О нет, это не моя роль! Стыдись, Тит!
- С той только разницей, что голос художника звучит из глубины и будит, зовет свой народ, как колокол. И этот колокол не должен умолкнуть:Если бы я не верил в твое назначение - я послал бы тебя на смерть, клянусь тебе! Но в стихии, которая тебе доступна, ты единственный!
Прожектор освещает Ведущего.
Ведущий - Шопена не пустили в Польшу. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж. Известие о разгроме восстания и падении Польши застает его в Штутгарте. В своем дневнике Шопен напишет: "...Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!" Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано - создаст фортепианный этюд c-moll, названный "Революционный".
Прожектор освещает Композитора за роялем, который исполняет произведение. На экране слайды восстания и поражения Польши
Ф. Шопен Этюд c-moll, "Революционный" оп.25 № 12
Включается общий свет
Ведущий - Прибыв в Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ф.Хиллером, Ф.Листом, Л.Керубини, Дж. Мейербером, Ф.Калькбреннером, Г.Берлиозом, Ф.Мендельсоном и другими.
На экране портреты композиторов, их изречения о Шопене
Ведущий - Ференц Лист был немного моложе Шопена, но уже успел завоевать Париж своим невероятно виртуозным исполнительским мастерством. Дружба этих двух композиторов не была такой близкой, как принято считать. Лист был склонен к самолюбованию и выступал перед большими залами, а Шопен был замкнутым, требовательным к себе и другим и не любил больших залов. Гектор Берлиоз также был другом Шопена. Фридерик восхищался его честностью и открытостью, но так и не смог полюбить его бурную и экстравагантную музыку.
На экране портреты и фотография Шопена
Ведущий - По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим вульгарность и безвкусицу. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Его манера игры была совершенна, оригинальна, она покоряла с первых минут и вела за собой, заставляя забыть обо всем и только слушать и внимать. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. В это же время начинается педагогическая деятельность Шопена - он дает уроки игры парижской знати. Кроме этого, начинают издаваться произведения Шопена. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными. Будучи любящим сыном и братом, он никогда не позволял себе жаловаться в письмах, писал только о хорошем - о своих успехах, о планах на будущее.
Прожектор освещает Композитора за роялем
Ф. Шопен Ноктюрн, оп.9 № 1
На экране портреты родителей Шопена
Ведущий - В 1835 году, через 5 лет после разлуки, Шопен встречается со своими родителями в немецком городе Карлсбаде. Вот что писал Шопен по этому поводу своим сестрам в Польшу: "Наша радость неописуема! Обнимаемся и целуемся - и что еще можно сказать? Жаль только, что мы не все вместе! Как, однако, Бог милостив к нам!...Ни о чем другом не думать! Наслаждаться счастьем, до которого дожил!..."
На экране портреты Клары Вик, Роберта Шумана. Далее - портреты семейства графов Водзиньских и Марии Водзиньской
Ведущий - В этом же году Шопен знакомится с Кларой Вик и Робертом Шуманом, который скажет про него: "Шляпы долой, господа, перед вами гений!" Поездка по Германии была для него свежим глотком, и его поразительный талант встретил самый горячий прием. Шопен влюбляется в дочь графов Водзиньских, Марию. Вот что пишет в своем дневнике сестра Марии Ю. Косьцельская: "В день отъезда, состоявшегося в полдень, Шопен подарил Марии только что написанный для нее фа-минорный Вальс, который нам и сыграл перед тем как сесть в дилижанс".
Ф. Шопен Вальс, оп.69 № 1 - исполняют учащиеся хореографического отделения
Ведущий - Мария сначала отвечает ему взаимностью, даже дает согласие на брак, но потом все чувства проходят. Родители Марии были против этого брака, так как считали его недостойной партией для дочери. В 1836 году Мария напишет его акварельный портрет.
На экране акварельный портрет Шопена. Далее - портреты Шопена и Жорж Санд, детей Жорж Санд
Ведущий - В 1836 году происходит знакомство Шопена с Жорж Санд, настоящее имя Аврора Дюдеван. Крупная французская писательница была одной из передовых женщин своего времени. Не только ее сочинения, но и образ жизни, поведение, манеры были сознательно и демонстративно брошенным вызовом буржуазно-аристократическому обществу. Эта женщина была полной противоположностью Шопена. Их отношения нельзя назвать любовью с первого взгляда. Только в 1838 году они стали любовниками. Для Шопена это были самые серьезные отношения в его жизни. Несмотря на разные характеры, разное представление о жизни, о любви, о семье, они любили друг друга и были счастливы вместе. Их союз длился 8 лет. Но их счастье не было безоблачным.
В октябре 1838 счастливая пара отправилась на Мальорку, взяв с собой Соланж и Мориса, двоих детей Жорж Санд от брака с бароном Дюдеваном. В Испании шла гражданская война, условия для жизни были невыносимыми, стояла ужасная погода, все это пагубно отразилось на здоровье Шопена. Врачи поставили ему диагноз - туберкулез. Находясь в тяжелых условиях, больной, Фридерик продолжал творить. Были минуты, когда ему казалось, что все умерли - и нет больше ни Парижа, ни Вены, ни Италии. Но в его сердце была Польша - и он бушевал за фортепиано за нее, он вспоминал ее красоты, вспоминал свой дом. Так создавалась вторая баллада.
Гаснет свет в зале, Композитор исполняет произведение, на экране слайды природы Польши
Ф. Шопен Баллада № 2 оп.38
На экране портрет Шопена
Ведущий - В марте 1839 Шопен вернулся в Париж совершенно больной - при кашле у него обильно шла горлом кровь. Но отдых восстановил его силы, и летом они уехали в Ноан, загородное имение Жорж Санд. За это время, что они были вместе, было создано немало произведений. Одним из таких произведений является Соната b-moll с похоронным маршем. В этой сонате биография целого поколения, покоренного, но не сломленного.
Вся соната - порыв и смятение. Эти несхожие между собой, каждая со своей трепетной жизнью, трагические поэмы были пронизаны одной нитью - напряженной, титанической борьбой. Замысел этого произведения глубоко трагичен. В четырехчастной композиции сонаты ведущей идеей стала трагическая нерасторжимость личной и народной судьбы, показан сложный переход от психологической драмы к эпической картине всеобщего горя, а похоронный марш III части стал центром всего произведения. Шуман назвал эту сонату "четвёркой самых безумных детищ Шопена".
Гаснет свет, Композитор исполняет произведение, на экране слайды поражения Польши, похоронная процессия, природа Польши
Ф. Шопен Соната b-moll,оп. 35, 3 часть
На экране портреты Шопена, Жорж Санд, ее детей
Ведущий - Здоровье Шопена было подорвано и стало ухудшаться. Начались семейные ссоры между любовниками, между Шопеном и детьми Жорж Санд. Когда дочь Соланж вышла замуж за скульптора Клезанже, она поссорилась с матерью. Тогда Фридерик выступил в роли примирителя и отправил письмо Санд, написанное в интересах Соланж. Она пришла в ярость от того, что он "примкнул к лагерю противника" и прекратила свое общение с Шопеном. Она уничтожила все его письма и заявила, что уже давно устала от него. Шопен тяжело переживал разрыв с Жорж Санд, но как человек сдержанный и благородный, он не показывал своих чувств и переживаний.
В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт и отправляется в концертное турне в Англию. В ноябре тяжелобольной Шопен возвращается в Париж. Весной 1849 он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки f-moll - своего последнего произведения.
Прожектор освещает Композитора за роялем
Ф. Шопен Мазурка f -moll, №4 оп.68
Первый раз за свою жизнь Шопену изменяют силы, и он напишет своим родным в Варшаву: "Если можете, приезжайте. Я болен, и никакие доктора не помогут мне так, как вы..."
17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики, Соланж и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.
На экране место захоронения Шопена, изображение костела Св. Креста, далее - памятники Ф. Шопену, его портреты
Ведущий - Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Прозвучали и его собственные сочинения, среди них - похоронный марш из фортепианной сонаты b-moll в исполнении оркестра. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста. Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена, а также есть немало памятников этому великому композитору.
Несомненно, что этот великий композитор прожил насыщенную, трудную жизнь. Для всего мира он оставил свое наследие - свое творчество. Вся гамма человеческих чувств проходит перед нами в музыке Фридерика Шопена. В ней слышится и героический порыв, и смятение чувств, гимн человеку и горечь утрат, гордость за него и глубокую печаль. Порой столкновение идеала с реальностью, невозможность его воплощения в жизнь придают некоторым страницам музыки Шопена трагическую окраску, но нет в них тени надрыва, нет болезненности. Композитор был наделен безошибочным чувством меры и , если так можно выразиться, "абсолютным вкусом".
Закончить наш вечер хочется словами Ц. Норвида, выразившего "кредо" Шопена: "Он умел труднейшие задачи искусства разрешать с загадочной легкостью - потому что умел собирать полевые цветы, росы и тончайшего пуха не уронив с них. И умел пронизать их лучезарностью, идеалом искусства, превращая в звезды, метеориты, не сказать ли - в кометы, сверкающие всей Европе.
Им слезы Народа польского, по полям рассеянные, в диадеме человечества собраны в алмаз красоты, сверкающий кристаллами невиданной гармонии.
В этом - самое высокое, что может совершить художник, и это совершил Фридерик Шопен.
Почти всю жизнь (ибо главную ее часть) провел он вне Родины, но для Родины.
В этом - самое высокое, чего может достичь изгнанник, и этого достиг Фридерик Шопен.
Он всюду - ибо, мудрый, никогда не терял связи с душой отчизны - и в Отчизне опочил, - ибо душа ее повсюду:"
Занавес
Список литературы:
- Письма: в 2-х томах, том 1/ Сост.,вступ. Статья, коммент., хронограф Г. С. Кухарского. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1989. - 487 с.
- Хитрик И. Лирический дневник Шопена: Книга для музыкантов и любителей музыки. - Москва - Париж - Нью-Йорк: "Третья волна", 2001.
- Шопен: Оржеховская Ф. М. Шопен: Роман/ Коммент. Л. А. Суровой; Оформление В. Н. Любина - М.: АРМАДА, 1997. - 522 с. - (Великие композиторы).