Логопедическое занятие для учащихся 1-х классов по теме "Дифференциация звуков [р], [р'] в словах и предложениях. Театр. Музыкальные инструменты"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель: дифференциация звуков [р], [ р’] в речи.

Задачи:

  • Дифференциация звуков в словах и предложениях.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Формирование фонематического анализа и синтеза.
  • Обогащение словаря. Лексическая тема “Театр. Музыкальные инструменты”.
  • Развитие памяти, мышления, слухового внимания.
  • Развитие связной речи.

Оборудование:

  • Картина с изображением театра.
  • Картина с изображением оркестра, где четко видны музыканты.
  • Картинки с изображением музыкальных инструментов.
  • Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник и трещотки.
  • Магнитная доска и цветные магниты (красные, синие, зеленые)
  • Карточка со словом дирижер.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач

2. Звуковой анализ слова театр (цветные магниты)

Учитель: Посмотрите на картину, что на ней изображено? (Театр.)

– Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в театр. Чтобы туда попасть, нам надо сделать звуковой анализ этого слова.
Сколько звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку, обозначьте каждый звук цветной фишкой.

3. Выделение звуков [р], [ р’] из слов зрители, артисты, анализ этих звуков

– Кто есть в театре? (Артисты и зрители.)
– Какой второй звук в слове артисты? Дайте ему характеристику.
– Какой второй звук в слове зрители? Дайте ему характеристику.
– Какой буквой обозначаются звуки [р], [р’]. Найдите мне эту букву из ряда букв.

4. Музыкальные инструменты. Дифференциация звуков [р], [р’] в словах.

– Сейчас мы с вами будем слушателями. Мы прослушаем музыку.

– В чьем исполнении вы слушали музыку? (В исполнении оркестра.)

– Из кого состоит оркестр? (Из музыкантов.)

– На чем играли музыканты? (На музыкальных инструментах.)

– Какие инструменты вы услышали? (Скрипка, барабан, арфа и т.д.)

– Теперь посмотрите на картинки с изображением музыкальных инструментов и выберите те, в названии которых есть звук [р]. Где он находится в слове? (Арфа, гармонь, гитара, барабан.)

– А теперь выберите картинки, в названии которых есть звук [р’]. Где он находится в слове? (Скрипка, ...)

5. Развитие зрительной памяти

– Какие инструменты остались? (В которых нет звуков [р], [р’] ) Запомните их. (Флейта, саксофон, пианино, балалайка.)

Карточки закрыть.

– Скажите, а кто управляет оркестром? (Дирижер.)

– Есть ли в этом слове наши звуки? Определите их место в слове.

(Показать карточку с этим словом, где подчеркнуты разными цветами (зеленым и синим) буквы Р.)

– А теперь вспомните, какие инструменты у нас оставались? Для проверки выполнения задания, карточки открыть.

6. Физкультминутка

Дети имитируют игру на разных инструментах по заданию учителя.

7. Развитие слухового внимания

– Сегодня я вам покажу инструменты. Кто знает, как они называются? Послушайте, как они звучат. (Маракас, треугольник, трещотки).

– Скажите, какой из изучаемых звуков есть в названии этих инструментов. На каком месте он стоит в слове.

– А теперь поиграем в игру “Угадай, чей голосок” (Кто-то играет на инструменте, а остальные с закрытыми глазами узнают этот инструмент.)

8. Словообразование

Игра в мяч: “Профессии” (арфа – арфистка, гитара – гитарист и т.д.)

9. Составление предложений

– Вернемся на сцену. Посмотрите на нашу картину. Скажите, кто на чем играет. (Ответ детей – Скрипач играет на скрипке. И т.д.)

10. Завершение урока

Пришло время возвращаться. Чтобы вернуться, мы должны повторить быстро скороговорку: “Трое трубачей трубили в трубы” (картинка).

11. Итог урока

– Вот мы и в классе. С какими звуками мы сегодня работали?
– Вспомните, на каких инструментах мы играли в театре.