Цель: дифференциация звуков [р], [ р’] в речи.
Задачи:
- Дифференциация звуков в словах и предложениях.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование фонематического анализа и синтеза.
- Обогащение словаря. Лексическая тема “Театр. Музыкальные инструменты”.
- Развитие памяти, мышления, слухового внимания.
- Развитие связной речи.
Оборудование:
- Картина с изображением театра.
- Картина с изображением оркестра, где четко видны музыканты.
- Картинки с изображением музыкальных инструментов.
- Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник и трещотки.
- Магнитная доска и цветные магниты (красные, синие, зеленые)
- Карточка со словом дирижер.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач
2. Звуковой анализ слова театр (цветные магниты)
Учитель: Посмотрите на картину, что на ней изображено? (Театр.)
– Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в
театр. Чтобы туда попасть, нам надо сделать
звуковой анализ этого слова.
Сколько звуков в этом слове? Дайте
характеристику каждому звуку, обозначьте каждый
звук цветной фишкой.
3. Выделение звуков [р], [ р’] из слов зрители, артисты, анализ этих звуков
– Кто есть в театре? (Артисты и зрители.)
– Какой второй звук в слове артисты? Дайте
ему характеристику.
– Какой второй звук в слове зрители? Дайте
ему характеристику.
– Какой буквой обозначаются звуки [р], [р’].
Найдите мне эту букву из ряда букв.
4. Музыкальные инструменты. Дифференциация звуков [р], [р’] в словах.
– Сейчас мы с вами будем слушателями. Мы прослушаем музыку.
– В чьем исполнении вы слушали музыку? (В исполнении оркестра.)
– Из кого состоит оркестр? (Из музыкантов.)
– На чем играли музыканты? (На музыкальных инструментах.)
– Какие инструменты вы услышали? (Скрипка, барабан, арфа и т.д.)
– Теперь посмотрите на картинки с изображением музыкальных инструментов и выберите те, в названии которых есть звук [р]. Где он находится в слове? (Арфа, гармонь, гитара, барабан.)
– А теперь выберите картинки, в названии которых есть звук [р’]. Где он находится в слове? (Скрипка, ...)
5. Развитие зрительной памяти
– Какие инструменты остались? (В которых нет звуков [р], [р’] ) Запомните их. (Флейта, саксофон, пианино, балалайка.)
Карточки закрыть.
– Скажите, а кто управляет оркестром? (Дирижер.)
– Есть ли в этом слове наши звуки? Определите их место в слове.
(Показать карточку с этим словом, где подчеркнуты разными цветами (зеленым и синим) буквы Р.)
– А теперь вспомните, какие инструменты у нас оставались? Для проверки выполнения задания, карточки открыть.
6. Физкультминутка
Дети имитируют игру на разных инструментах по заданию учителя.
7. Развитие слухового внимания
– Сегодня я вам покажу инструменты. Кто знает, как они называются? Послушайте, как они звучат. (Маракас, треугольник, трещотки).
– Скажите, какой из изучаемых звуков есть в названии этих инструментов. На каком месте он стоит в слове.
– А теперь поиграем в игру “Угадай, чей голосок” (Кто-то играет на инструменте, а остальные с закрытыми глазами узнают этот инструмент.)
8. Словообразование
Игра в мяч: “Профессии” (арфа – арфистка, гитара – гитарист и т.д.)
9. Составление предложений
– Вернемся на сцену. Посмотрите на нашу картину. Скажите, кто на чем играет. (Ответ детей – Скрипач играет на скрипке. И т.д.)
10. Завершение урока
Пришло время возвращаться. Чтобы вернуться, мы должны повторить быстро скороговорку: “Трое трубачей трубили в трубы” (картинка).
11. Итог урока
– Вот мы и в классе. С какими звуками мы сегодня
работали?
– Вспомните, на каких инструментах мы играли в
театре.