Задачи:
- На основании демонстрационного эксперимента и компьютерных моделей сформировать знания о причине давления газа, о зависимости давления от объёма газа, температуры газа и концентрации молекул на качественном уровне.
- Обобщить знания о применении давления твёрдых тел в природе, технике и быту.
- Способствовать умению высказывать свои мысли, анализировать и сопоставлять различные точки зрения, делать выводы
- Развивать интерес к предмету, логическое мышление, память, познавательные и творческие способности к предмету.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий.)
Методы и приёмы:
Организации учебной деятельности:
- Разрешение проблемных задач через организацию беседы
- Игровой приём
- Наглядные (презентация)
- Словесный
- Озвучивание
- Репродуктивный
Методы стимулирования:
- Словесный
- Познавательная игра
- Сообщения учащихся
Методы контроля: Устный контроль в виде теста с использованием обратной связи
Структура урока:
- Актуализация опорных знаний(через отгадывание головоломки)
- Изучение нового материала
- Проверка домашнего задания (сообщения учащихся)
- Диагностика усвояемости новых знаний (через тестирование)
- Систематизация знаний и сообщение о выполнении домашнего задания.
Ход урока
1 Актуализация опорных знаний
Учащимся предлагается тест в картинках.(головоломка) . На каждом слайде 2 рисунка, один из которых верный, а другой нет. Рядом с каждым рисунком написана буква. Учащиеся выбирают верный рисунок, обосновывая свою позицию. Данная работа проводится фронтально и рассчитана на 5 минут.
Содержание слайдов следующее:
1 слайд (См. Приложение 1): вопрос: в каком случае измерение объёма жидкости выполняется правильно?
2 слайд: вопрос: одинаковые стаканы наполнены равными порциями воды: один тёплой, другой холодной. В них брошены одинаковые кусочки красящего вещества. Определите, в каком из стаканов вода тёплая.
3 слайд: на какую из изображённых одинаковых по размерам плит действует большая сила тяжести?
Для этого слайда имеется гиперссылка на слайд, на котором записаны формула силы тяжести и массы тела. (для случая, если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.)
5 слайд: вопрос: в каких единицах измеряют давление? Ответы: Н или Па Учащиеся выбирают ответ и соответствующую букву (И).
6 слайд. Вопрос: по какой формуле вычисляется давление твёрдого тела?
7 слайд: вопрос: При каком положении кирпича давление будет наибольшим?
8слайд: вопрос: Какие шины обеспечивают увеличение силы трения при движении по грунтовой дороге?
Рядом с левым рис. Напечатана буква Н, а рядом с правым рисунком буква К
9 слайд:вопрос: На каком из рисунков верно изображено внутреннее строение газов?
Буквы: Ы, Ю, Е
После разгадывания головоломки у учащихся получается набор букв: ЕВЛИДАНЕ.
Разгадывают тему урока Давление. (слайд 10)
2 этап урока: Изучение нового материала. (17 мин.)
Учитель: Запишите тему урока “ Давление в газах” (слайд 11)
Учитель: Вспомните свойства газов. Учащиеся : Не имеют собственного объёма и собственной формы, заполняют весь предоставленный объём. Учитель: Почему? Учащиеся вспоминают внутреннее строение газов (слайд 12)
Учитель: Попробуйте объяснить, каким образом создаётся давление в газах?
Учащиеся: Высказывают свои гипотезы. Следует выслушать все версии и прийти в беседе к правильному выводу. В этом помогает слайд № 13, на котором видеофрагмент, где объясняется, каким образом создаётся давление в газах.
После просмотра слайда и записи вывода в тетрадь, учащимся демонстрируется опыт : “Раздувание резинового шарика под колоколом вакуумного насоса.” Учитель просит объяснить опыт. Выслушиваются гипотезы детей. Следует выслушать их версии и в процессе беседы прийти к верному выводу. Для лучшего усвоения данного вывода демонстрируется слайд №14. На этом слайде модель опыта с шариком и озвучивание вывода.
Далее учащимся предлагается задача: Нарисован сосуд, в котором под поршнем изображено несколько молекул в виде кружочков. Поршень может двигаться. Также сосуд снабжён краном. Предложите все возможные способы увеличения давления? (слайд № 15)
Учащиеся предлагают все три способа, т. е. сжать газ, впустить молекулы и нагреть газ. На слайде показаны все выводы: 1) Увеличить объём. 2) увеличить число молекул, открыв кран и закачать газ. 3) Увеличить температуру.
Для лучшего усвоения выводов о зависимости давления газов от температуры, объёма и концентрации демонстрируется слайд № 16 с видеофрагментом.
Примечание: все вышеуказанные фрагменты скопированы с электронного учебника “ Электронные уроки и тесты. Физика в школе.” Просвещение МЕДИА.
Затем ещё раз озвучиваются выводы, причём учащиеся их повторяют хором. При наличии времени выводы следует записать в тетрадь. (слайд №17)
Далее следует минутка релаксации (звучит музыка Баха “Аве Мария”). Учащимся предлагается закрыть глаза, сесть поудобнее и подумать о чём-то приятном для них.(слайд №18 и слайд №19)
3 этап урока: Проверка домашнего задания
На этом этапе ученики выступают с сообщениями о давлении твёрдого тела
Слайд № 20: звучит сообщение “Останкинская Телебашня” примерно такого содержания:
Общая высота Останкинской телебашни 540 метров. Она состоит из трех частей: фундамента, железобетонного ствола высотой 385 метров и стальной трубчатой опоры для антенны — 155 метров.
Фундамент башни представляет собой десятигранную бетонную плиту со средним диаметром 60 метров, шириной 9,5 метров и глубиной залегания в грунт 3,5 метров. Останкинская телебашня опирается на фундамент десятью ножками, площадь опоры каждой 4,7 квадратных метра. Масса башни 32 000 тонн. Давление, производимое башней на фундамент, равно 9,4 • 106 Па, а давление фундамента на фунт составляет всего лишь 0,102 • 106 Па. Строительство башни продолжалось 54 месяца. Это одна из достопримечательностей столицы.
Слайд № 21: Звучит сообщение “Медный всадник” примерно такого содержания:
Глядя сейчас на Медного всадника, трудно что-либо выделить. Все слито воедино. Всадник с конем. Оба они с камнем. Но в период создания все это было порознь.
Сейчас, смотря на памятник, мы восхищаемся его красотой. Но следует оценить инженерное решение: ведь не на четырех копытах стоит вздыбленный конь! Тремя точками опоры: задние ноги и... змея, которая олицетворяет попранного, раздавленного копытами врага, установлена скульптура бронзового коня, готовящегося к броску на скаку на камень-пеликан. В давние времена в камень
ударила молния, оставив в нем глубокую трещину. Поэтому и прозвали его Гром-камнем.
Окопанный со всех сторон камень выглядел могучей тяжеленной юрой. Четыреста человек тянули и тянули камень, продвигаясь за сутки на 20 -30 шагов. Скульптура была отлита, Гром-камень обработан, и 7 августа 1782 года памятник был отрыт.
Высота памятника около 12 метров
Слайд № 22: “Кто сказал Вау?” Это сообщение мотоцикле и сопровождается показом презентации, выполненным учеником самостоятельно. Презентация ученика называется “ТОМОГАВК” . Состоит из 5 слайдов: титульного, кратко из истории создания, производители, технические характеристики, и на последнем слайде объясняется , почему данный мотоцикл имеет 4 колеса, а не 2.
Последнее сообщение на тему “Способы увеличения и уменьшения давления в природе и технике” Сопровождение красочные картинки и основные цифры. (слайды 24-35)
Сообщение примерно такого содержания : “ Давление зависит от площади поверхности, на которую действует сила: чем площадь больше, тем давление меньше. И наоборот, чем площадь меньше, тем давление больше. Например, давление иглы швейной машины-5*108 Па, каблука-шпильки -0,025*108 Па, плоской подошвы -30000 Па, давление лыжника на снег- 400 Па. Давление болотохода- 30000Па. А теперь вопрос : Как спасти человека, провалившегося под лёд?” (ученики отвечают, при этом демонстрируется слайд № 29). Высокое давление необходимо животным, насекомым, растениям. (слайды №30-34)
Человек позаимствовал у природы способы увеличения давления и создал разные инструменты: шило, скальпель, шприц, кусачки, нож, ножницы… (слайд №35)”
Примечание: все сообщения учащиеся выполняют самостоятельно в течении недели. Информацию берут из разных источников, в том числе из Интернета. Накануне урока сообщения редактируются по содержанию и времени. Время на все сообщения-15 минут.
4 этап урока Диагностика усвояемости новых знаний (через тестирование)
Учащимся предлагается тест в двух вариантах с последующей проверкой (6 минут.)
Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек , на которых написаны Буквы А, Б, В. Учитель сразу видит, кто не усвоил и что именно, с целью дальнейшей коррекции з. Текст тестов следующий:
5 Этап урока: Систематизация знаний и сообщение о выполнении домашнего задания.(2 мин.)
На заключительном этапе урока учащимся разъясняется домашнее задание , которое дифференцировано по уровню сложности.
Домашнее задание
ДАВЛЕНИЕ ГАЗОВ
Реши задачи:
Уровень А:
- На рисунке 109 показано, что сжатый газ поднимает поршень с грузом. Объясните это явление.
- Под колоколом воздушного насоса находится сосуд, закупоренный пробкой. Почему при интенсивном выкачивании воздуха из-под колокола пробка может вылететь (рис. 110)?
- В узкой запаянной с обоих концов трубке, подвешенной на нити, воздух разделен капелькой ртути (рис. 111). Одинаковое ли давление воздуха в верхней и нижней частях трубки?
Рис. 109
Рис. 110 |
Рис. 111 |
Уровень Б:
В плотно закрытом полиэтиленовом пакете с молоком, хранящемся при постоянной температуре, масса вещества остаётся неизменной. Почему со временем пакет увеличивается в объёме?
Зимой водитель накачал шину своего автомобиля в тёплом гараже. Выехал на дорогу и обнаружил, что шина слегка спущена. Что произошло с шиной автомобиля?
.Всем повторить выводы по тетради и выучить их наизусть. Если вы затрудняетесь решить вышеуказанные задачи, читайте материал §35 (Лист с домашним заданием выдаётся каждому ученику)
В конце урока провести рефлексию (кратко) и поблагодарить за урок, выставить оценки.