Цель: сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях, используя информационные технологии обучения.
Задачи:
- Учить чертить прямую линию по линейке.
- Закрепить состав числа 6.
- Повторить признаки разбиения предметов на группы (цвет, размер, форма и т.д.)
- Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
- Развивать интерес к урокам математике.
- Воспитывать сотрудничество, взаимопомощь при работе в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (устный счёт)
Учитель показывает карточки с цифрами и озвучивает задания:
а)
- какое число следует за: 8, 14, 19;
- какое число стоит перед числом: 3, 10, 17;
- назови соседей числа: 1, 7, 16.
На интерактивной доске запись цифр натурального ряда:
6) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10. Найди ошибку в последовательности чисел натурального ряда.
в) Решение выражений в пределах 6. Работа в группах. Учащиеся получают листочки, где записаны решения выражений с ошибками. Каждая группа находит ошибки в своём задании. (На интерактивной доске у учителя дублируются эти же выражения с нумеровкой групп учащихся. От каждой группы выходит ученик и исправляет ошибки на доске).
г) Работа с интерактивной доской. На доске изображены геометрические фигуры разного размера и цвета.
– Что изображено на доске? (Геометрические фигуры).
– Какая из фигур лишняя в первой строке? Почему? (Квадрат, т.к. есть углы.)
– Какая фигура лишняя во второй строке? Почему? (Трапеция, т.к. у квадрата и прямоугольника прямые углы.)
– С помощью чего можно изобразить геометрические фигуры? (Циркуля, линейки, от руки…)
– Сегодня на уроке мы будем использовать один из чертёжных инструментов – линейку.
– У вас на столе должно быть: лист бумаги, карандаши (цветные и простые), резинка, линейка, учебник, ручка.
3. Изучение нового материала.
а) Формирование представлений о точке.
Показ учителем картинки с изображением птиц, клюющих зёрна.
– Что вы видите на картинке? Что делают птицы?
– На что похожи зёрна? (На точки)
– А что ещё из окружающей жизни напоминают точки? (Капельки дождя, бусинки, град, ягоды, гречка, горох, манка, пшено…)
– Давайте вместе со мной попробуем изобразить точку.
– Положите перед собой листочки.
– Возьмите любой карандаш.
(Учитель использует интерактивную доску.)
– Я беру волшебный карандаш, выбираю цвет.
– Надо только коснуться карандашом листа, и получится точка.
– А теперь вы у себя изобразите точку.
б) Формирование представлений о линиях.
– Наша точка не простая. Она пришла из волшебной страны – Геометрии. Очень любит путешествовать и приглашает нас. Вместе с ней отправимся в путь и узнаем много нового.
– Взяли вместе со мной карандаш и слушаем меня…
– Покатилась точка сначала по узенькой тропинке. (Рисуем тропинку.)
– А тропинка привела угадай куда:
Не живая, а идёт
Неподвижна, а ведёт.
(Дорога.)
– К большой дороге. Эта дорога, ребята, была ровная-ровная, прямая.
– Какой инструмент поможет нам нарисовать ровную дорогу? (Линейка.)
(Показ учителя на интерактивной доске с помощью линейки, дети делают на листах.)
– Послушайте, куда же привела точка дорогу:
Течёт, течёт, – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
– Нужна ли нам линейка, чтобы нарисовать берега реки? (Нет, т.к. берега реки - кривые линии.)
– А через речку нельзя перебраться. Что же делать?
– Отгадайте, что нам поможет:
Я над рекой лежу,
Оба берега держу.
Через речку лёг,
Пробежать помог. (Мост.)
– А чтобы нарисовать мост, нужна ли нам линейка? (Да.)
– Какие линии – края моста? (Прямые.)
(Чертим вместе со мной по линейке.)
Вывод: Ребята, посмотрите на свои листочки.
– На них оставила свой след наша путешественница точка. Сначала – это тоненькая, как ниточка тропинка. Потом – верёвочка-дорога. Затем, широкая лента реки. А над рекой ровная полоска – мост.
– Назовите мне на нашем чертеже прямые линии. (Дорога, мост.)
– Назовите мне на нашем чертеже кривые линии. (Тропинка, река.)
4. Сообщение темы урока.
–А как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О точке, о прямой и кривой линиях.)
5. Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети делают наклоны туловища влево, вправо, вперёд, назад и возвращаются в исходное положение.)
Вышли точки погулять. (Маршируют.)
Вдруг резинка выбегает (Бег на месте.)
И одну из них стирает. (Вытягивают руки вверх, раскачивают их с наклонами влево и вправо.)
Что тут делать?
Как тут быть? (Разводят руки в стороны и на пояс. (2 раза))
Надо думать и чертить. (Садятся за парты.)
6. Первичное закрепление по учебнику.
(Стр. 56 №1)
–Что изображено на рисунке? (Точки.)
– Что видите рядом с каждой точкой? (Буквы.)
– У людей есть имена, вот и точкам тоже дали имена - буквы.
– Прочитаем их.
– Соедините точки по порядку с помощью линейки.
– Что получилось? (Ломаная линия.)
(Стр.56 №2) Рассмотрите линию на рисунке в №2.
– Сравните эту линию с предыдущей. Чем они похожи? (Незамкнутые)
– Чем отличаются? (В №1 – есть углы, она ломаная. В №2 – нет углов, она кривая.)
7. Вторичное закрепление.
(Стр. 56 №3, №4.)
– Что вы можете сказать о точках, о линиях? (Замкнутые кривые, замкнутые прямые, незамкнутые ломаные.)
– Прочитайте их имена.
8. Самостоятельная работа.
(Стр. 56 №5.)
9. Итог урока.
–С чем мы сегодня познакомились на уроке? (С точкой, прямой, кривой, замкнутой, незамкнутой, ломаной линиями.)
– Что мы учились делать? (Чертить по линейке.)
– Когда мы научимся чертить прямые линии, то что с помощью них можно построить? (Геометрические фигуры.)
– Как называется страна, где чертят? (Геометрия.)