Информационные технологии на уроке математики в 1-м классе по теме "Точки и линии"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях, используя информационные технологии обучения.

Задачи:

  1. Учить чертить прямую линию по линейке.
  2. Закрепить состав числа 6.
  3. Повторить признаки разбиения предметов на группы (цвет, размер, форма и т.д.)
  4. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
  5. Развивать интерес к урокам математике.
  6. Воспитывать сотрудничество, взаимопомощь при работе в группах. 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (устный счёт)

Учитель показывает карточки с цифрами и озвучивает задания:

а)

  • какое число следует за: 8, 14, 19;
  • какое число стоит перед числом: 3, 10, 17;
  • назови соседей числа: 1, 7, 16.

На интерактивной доске запись цифр натурального ряда:

6) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10. Найди ошибку в последовательности чисел натурального ряда.

в) Решение выражений в пределах 6. Работа в группах. Учащиеся получают листочки, где записаны решения выражений с ошибками. Каждая группа находит ошибки в своём задании. (На интерактивной доске у учителя дублируются эти же выражения с нумеровкой групп учащихся. От каждой группы выходит ученик и исправляет ошибки на доске).

г) Работа с интерактивной доской. На доске изображены геометрические фигуры разного размера и цвета.

– Что изображено на доске? (Геометрические фигуры).

– Какая из фигур лишняя в первой строке? Почему? (Квадрат, т.к. есть углы.)

– Какая фигура лишняя во второй строке? Почему? (Трапеция, т.к. у квадрата и прямоугольника прямые углы.)

– С помощью чего можно изобразить геометрические фигуры? (Циркуля, линейки, от руки…)

– Сегодня на уроке мы будем использовать один из чертёжных инструментов – линейку.

– У вас на столе должно быть: лист бумаги, карандаши (цветные и простые), резинка, линейка, учебник, ручка.

3. Изучение нового материала.

а) Формирование представлений о точке.

Показ учителем картинки с изображением птиц, клюющих зёрна.

– Что вы видите на картинке? Что делают птицы?

– На что похожи зёрна? (На точки)

– А что ещё из окружающей жизни напоминают точки? (Капельки дождя, бусинки, град, ягоды, гречка, горох, манка, пшено…)

– Давайте вместе со мной попробуем изобразить точку.

– Положите перед собой листочки.

– Возьмите любой карандаш.

(Учитель использует интерактивную доску.)

– Я беру волшебный карандаш, выбираю цвет.

– Надо только коснуться карандашом листа, и получится точка.

– А теперь вы у себя изобразите точку.

б) Формирование представлений о линиях.

– Наша точка не простая. Она пришла из волшебной страны – Геометрии. Очень любит путешествовать и приглашает нас. Вместе с ней отправимся в путь и узнаем много нового.

– Взяли вместе со мной карандаш и слушаем меня…

– Покатилась точка сначала по узенькой тропинке. (Рисуем тропинку.)

– А тропинка привела угадай куда:

Не живая, а идёт
Неподвижна, а ведёт.
(Дорога.)

– К большой дороге. Эта дорога, ребята, была ровная-ровная, прямая.

– Какой инструмент поможет нам нарисовать ровную дорогу? (Линейка.)

(Показ учителя на интерактивной доске с помощью линейки, дети делают на листах.)

– Послушайте, куда же привела точка дорогу:

Течёт, течёт, – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Нужна ли нам линейка, чтобы нарисовать берега реки? (Нет, т.к. берега реки - кривые линии.)

– А через речку нельзя перебраться. Что же делать?

– Отгадайте, что нам поможет:

Я над рекой лежу,
Оба берега держу.
Через речку лёг, 
Пробежать помог. (Мост.)

– А чтобы нарисовать мост, нужна ли нам линейка? (Да.)

– Какие линии – края моста? (Прямые.)

(Чертим вместе со мной по линейке.)

Вывод: Ребята, посмотрите на свои листочки.

– На них оставила свой след наша путешественница точка. Сначала – это тоненькая, как ниточка тропинка. Потом – верёвочка-дорога. Затем, широкая лента реки. А над рекой ровная полоска – мост.

– Назовите мне на нашем чертеже прямые линии. (Дорога, мост.)

– Назовите мне на нашем чертеже кривые линии. (Тропинка, река.)

4. Сообщение темы урока.  

–А как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О точке, о прямой и кривой линиях.)

5. Физ. минутка. 

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети делают наклоны туловища влево, вправо, вперёд, назад и возвращаются в исходное положение.)
Вышли точки погулять. (Маршируют.)
Вдруг резинка выбегает (Бег на месте.)
И одну из них стирает. (Вытягивают руки вверх, раскачивают их с наклонами влево и вправо.)
Что тут делать?
Как тут быть? (Разводят руки в стороны и на пояс. (2 раза))
Надо думать и чертить. (Садятся за парты.)

6. Первичное закрепление по учебнику.

(Стр. 56 №1)

–Что изображено на рисунке? (Точки.)

– Что видите рядом с каждой точкой? (Буквы.)

– У людей есть имена, вот и точкам тоже дали имена - буквы.

– Прочитаем их.

– Соедините точки по порядку с помощью линейки.

– Что получилось? (Ломаная линия.)

(Стр.56 №2) Рассмотрите линию на рисунке в №2.

– Сравните эту линию с предыдущей. Чем они похожи? (Незамкнутые)

– Чем отличаются? (В №1 – есть углы, она ломаная. В №2 – нет углов, она кривая.)

7. Вторичное закрепление.

(Стр. 56 №3, №4.)

– Что вы можете сказать о точках, о линиях? (Замкнутые кривые, замкнутые прямые, незамкнутые ломаные.)

– Прочитайте их имена.

8. Самостоятельная работа.

(Стр. 56 №5.)

9. Итог урока.

–С чем мы сегодня познакомились на уроке? (С точкой, прямой, кривой, замкнутой, незамкнутой, ломаной линиями.)

– Что мы учились делать? (Чертить по линейке.)

– Когда мы научимся чертить прямые линии, то что с помощью них можно построить? (Геометрические фигуры.)

– Как называется страна, где чертят? (Геометрия.)