Методические разработки по теории вероятностей и статистике по теме "Подсчеты в таблицах"

Разделы: Математика


Содержание:

  1. Введение
  2. Примеры задач по темам:
    • поиск информации в таблицах;
    • таблицы с результатами подсчетов;
    • суммирование по столбцам и строкам;
    • изменения в числах;
    • изменения в процентах;
    • сметы расходов.
  3. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

В содержании среднего образования России вносятся существенные изменения, в частности, в программу по математике основной школы включаются теория вероятностей и элементы статистики.

Теория вероятностей как наука начала складываться в XVII веке. Источником задач для неё служили азартные игры. В частности, игра в кости, которая тогда была очень распространена в Западной Европе.

Одновременно с развитием теории вероятностей стала развиваться статистика. К XVII веку относятся и первые научные применения статистики в демографии и страховании, идеи о случайных ошибках в измерениях.

Теория вероятностей и статистика долгое время развивались как естественные науки, хотя и с большой математической составляющей. В отрасль математики теория вероятностей превратилась только в XX веке. На аксиоматическую основу её поставил наш великий соотечественник А. Н. Колмогоров . До него некоторые сложные понятия теории вероятностей не были полностью изучены.

Изложение теории вероятностей начинается со статистики. Обсуждая вопросы статистики, учащимся сообщаются реальные сведения о народонаселении, об экономике и сельском хозяйстве России, что знакомит их с основными принципами сбора, анализа и представления данных об обществе и государстве и сельском хозяйстве России и приобщает школьников к общественным интересам. Одновременно обсуждаются различные данные , показывая, как статистика позволяет описывать мир , окружающий школьника, и явления в повседневной жизни.

ТАБЛИЦЫ.

Статистическая часть курса отнесена к изучению в седьмом классе.

Статистических данных всегда нужно много. Чтобы не « утонуть» в этом море цифр, их представляют в удобном для человека виде. Таблица- самый простой способ упорядочить данные. С некоторыми таблицами школьники уже имели дело. Это таблицы сложения и умножения чисел, таблицы спряжения глаголов. Таблицами являются : расписание уроков, страницы дневника, расписание движения поездов, программа телепередач и т. д.

В самом простом случае таблица делится на строки и столбцы ( иногда их называют колонками). Чаще всего каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы.

В ходе изучения таблиц , как раздела статистики, можно разобрать решение следующих типов задач.

1. Поиск информации в таблицах.

Расписание движения пригородных электропоездов Савеловского направления. <ПРИЛОЖЕНИЕ 1>

Некоторые возможные вопросы к таблице:

  1. Во сколько нужно уехать с вокзала , чтобы быть в Дмитрове к 11.00?
  2. Каким поездом нужно воспользоваться в субботу, чтобы в Талдоме успеть на автобус в 12.30?
  3. Автобус до аэропорта Шереметьево от Лобни идет 35 минут. Во сколько нужно отправиться с вокзала , чтобы оказаться в аэропорте к 11.40?
  4. Какая первая электричка отправиться в воскресение до Савёлова?
  5. Какая последняя электричка до перерыва уходит с вокзала до Дубны?
  6. Какое время в пути у экспресса до Дубны?
  7. На станции Марк нужно быть в 11.00 в четверг. Какая вам подойдёт электричка?

2. Таблицы с результатами подсчетов.

В классе 24 человека. Дежурный по классу каждый день отмечает наличие формы, сменной обуви и дневника. Полученные данные записывает в таблицу. <ПРИЛОЖЕНИЕ 2>

Пользуясь данными этой таблицы можно ответить на многие вопросы. Например,

  1. Сколько человек в понедельник пришли в школу без дневника, сменной обуви?
  2. Когда без дневников пришло больше всего учащихся?
  3. В какай день недели, все учащиеся пришли с дневниками?

и другие.

Группа ребят зафиксировали количество отдельных видов транспорта, проходящего мимо школы за час до занятий в школе (с 7.30 до 8.30). <ПРИЛОЖЕНИЕ 3>

В какое время мимо школы проходит наибольшее число транспорта?

3. Суммирование по столбцам и по строкам.

Оплата коммунальных услуг .

Эту задачу можно предложить учащимся в качестве практической домашней работы.

Предложить составить таблицу коммунальных платежей вашей семьи за первые шесть месяцев года. <ПРИЛОЖЕНИЕ 4>

Можно предложить детям ответить на некоторые вопросы по данным таблицы.

Например,

  1. Какой раздел коммунальных услуг «съедает» больше (меньше) семейного бюджета?
  2. В каком месяце на оплату коммунальных услуг было потрачено больше (меньше) денежных средств?

и т.д.

4. Изменение в числах.

Некоторые важнейшие показатели развития мирового хозяйства. <ПРИЛОЖЕНИЕ 5>

Сначала, по данным таблицы вычислить изменения важнейших показателей мирового хозяйства в 2000 г. по сравнению с 1960 г., с 1980 г . А затем по полученным данным, предложить ответить на некоторые вопросы, например

  1. Как изменилась добыча нефти в предложенные в таблице промежутки времени?
  2. Какая отрасль мирового хозяйства развивалась более высокими темпами по сравнению с другими?

и т.д.

5. Изменение в процентах.

Изменение численности населения в некоторых странах. <ПРИЛОЖЕНИЕ 6>

По данным таблицы найти процентное изменение численности населения в некоторых странах в 2000 г. по сравнению с 1990 г.; прогнозируемое изменение в 2025 г. по сравнению с 2000 г.

По полученным данным ответить на некоторые вопросы. Например,

  1. В каких странах происходит убыль населения? В каких странах прогнозируется убыль населения в 2025 г.?
  2. В каких странах отмечается (прогнозируется) наиболее интенсивный рост населения?
  3. Выскажите ваши предположения о причинах быстрого роста или убыли числа жителей в отдельно взятых странах.

и т.д.

6. Сметы.

Смета расходов школьного буфета за один день. <ПРИЛОЖЕНИЕ 7>

По данным таблицы вычислить стоимость привезенных в буфет товаров (отдельно каждого, и всех вместе).

Можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

  1. Какой товар в школьном буфете пользуется наибольшим спросом?
  2. Какой товар самый дорогой (дешевый)?
  3. Какой товар, в каком количестве продается за день?

и т.д.

Список литературы:

  1. Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко «Теория вероятностей и статистика». Учебное пособие для учащихся 7-9 классов.
  2. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев «Основы статистики и вероятность». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов.
  3. В.П. Максаковский «География». Учебное пособие для учащихся 10 класса.
  4. И.В. Липсиц «Экономика». Учебное пособие для учащихся 10-11 классов.