Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; строения органов дыхания в связи с их выполняемой функцией, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок.
Оборудование: модель гортани и торса человека, презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
Решение задач:
А) Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?
Б) Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и назовите их линиями. Проверьте свой ответ.
В) Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и расскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных? (слайды комментируются учащимися):
- беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;
- у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная;
- рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;
- с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется: земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительное простое строение;
- лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
II. Изучение новой темы.
«Пока дышу – надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.
1. Типы дыхания.
А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.
Б) клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.
2. Функция дыхания.
– Просмотрев видеофрагмент (Приложение 2), сделайте вывод о функции дыхания. Запишите в тетрадь: функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ.
3. Особенности строения органов дыхания.
– Составьте схему в тетради:
– «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь.
– А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент (Приложение 3).
– Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?
– Какую функцию играет следующий орган дыхательной системы – носоглотка?
– Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию - образование звука? При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук? Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых? Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?
– Рассмотрите рисунок на с. 138-139 учебника. Назовите органы, составляющие воздухоносные пути.
4. Рассказ учителя об органах дыхания и особенностях их строения.
III. Общие выводы урока.
IV. Закрепление изученного материала.
Найдите соответствие: (Приложение 4).
V. Домашнее задание.
С. 138-141., заполнить таблицу. Приготовить сообщения: о влиянии табакокурения на органы дыхания, о чистоте окружающего воздуха.
Органы дыхательной системы | Функции | Особенности строения |
Литература:
- Единая коллекция ЦОР.
- Пепеляева О.В. Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биологгия. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, - М.: ВАКО, 2005.
- Семенцова В.Н. биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. 8 кл. человек: учебник для общеобр. Учебн. Заведений.- М.: Дрофа, 1999.