Урок биологии: "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

Разделы: Биология


Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; строения органов дыхания в связи с их выполняемой функцией, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок.

Оборудование: модель гортани и торса человека, презентация к уроку (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

Решение задач:

А) Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?

Б) Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и назовите их линиями. Проверьте свой ответ.

В) Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и расскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных? (слайды комментируются учащимися):

  • беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;
  • у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная;
  • рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;
  • с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется: земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительное простое строение;
  • лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.

II. Изучение новой темы.

«Пока дышу – надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.

1. Типы дыхания.

А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.

Б) клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.

2. Функция дыхания.

Просмотрев видеофрагмент (Приложение 2), сделайте вывод о функции дыхания. Запишите в тетрадь: функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ.

3. Особенности строения органов дыхания.

Составьте схему в тетради:

– «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь.

– А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент (Приложение 3).

– Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

– Какую функцию играет следующий орган дыхательной системы – носоглотка?

– Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию - образование звука? При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук? Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры. От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых? Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?

– Рассмотрите рисунок на с. 138-139 учебника. Назовите органы, составляющие воздухоносные пути.

4. Рассказ учителя об органах дыхания и особенностях их строения.

III. Общие выводы урока.

IV. Закрепление изученного материала.

Найдите соответствие: (Приложение 4).

V. Домашнее задание.

С. 138-141., заполнить таблицу. Приготовить сообщения: о влиянии табакокурения на органы дыхания, о чистоте окружающего воздуха.

Органы дыхательной системы Функции Особенности строения
     

Литература:

  1. Единая коллекция ЦОР.
  2. Пепеляева О.В. Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биологгия. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, - М.: ВАКО, 2005.
  3. Семенцова В.Н. биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. 8 кл. человек: учебник для общеобр. Учебн. Заведений.- М.: Дрофа, 1999.