Урок по геометрии в 7-м классе на тему "Треугольники" с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Разделы: Математика


Одна из главных задач обучения математике заключается в том, чтобы развивать критическое мышление школьников, которое тесно связано с математическим; совершенствовать умение мыслить, делать выводы, т.е. формировать умственную культуру, которой присущи определенный уровень развития мышления, стремление приобретать знания и умение применять их в незнакомой ситуации. Полученные при изучении математики знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие, должны помочь школьникам и выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на всех школьных предметах, в том числе и на математике.

Главным условием развития критического мышления является провоцирование познавательной активности учащихся, критического осмысления ими предложенного теоретического и практического материала и критического отбора информации.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» предполагает следование трем фазам: вызов, осмысление новой информации и рефлексия.

Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы данной технологии позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Каждый прием многофункционален, работает на развитие рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно.

Предложенный урок по геометрии на тему «Треугольники» разработан и проведен в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с использованием приемов «Инсерт» и «Кластер».

Цели урока:

  1. Обучающие:
    • предоставить возможность учащимся для самостоятельного приобретения знаний о треугольниках посредством направленного чтения;
    • сформировать умение применять данные знания при решении геометрических задач.
  2. Развивающие:
    • продолжить работу над развитием воображения, логического мышления учащихся;
    • продолжить работу над развитием умения сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное;
    • продолжить работу над развитием памяти, внимания, словарного запаса учащихся.
  3. Воспитательные:
    • продолжить работу над формированием научного мировоззрения, интереса к процессу познания;
    • продолжить работу над воспитанием ответственного отношения к учебному труду;
    • продолжить работу над воспитанием умения работать творчески, слушать учителя, товарищей, себя.

Ход урока 

I. Стадия вызова

Задачи:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
  • мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

1) Учитель задает вопрос учащимся: «Что вы знаете (или думаете, что знаете) о треугольниках?» Ответьте на вопрос, ориентируясь на следующие критерии (учитель записывает на доске):

  • что называется треугольником;
  • как называются элементы, сколько их;
  • как обозначаются;
  • какие бывают (виды треугольников);
  • периметр, площадь;
  • другие элементы треугольника.

2) Ученики индивидуально письменно отвечают на вопрос учителя (2-3 мин). Далее, работая в парах, составляют общий список по критериям, записанным на доске. Помечают в списке сомнительную информацию.

3) Коллективное обсуждение и дополнение своих списков новой информацией. При коллективном обсуждении учащимися своих списков, учитель фиксирует всю информацию на доске по приведенной выше схеме, помечая сомнительную, с точки зрения учеников, информацию.

II. Стадия осмысления

Задача: ученику активно воспринимать информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

1) Учитель предлагает ученикам ознакомиться с учебным текстом, напоминая правила чтения текста с использованием условных значков.

На доске:

«√» – это я знал;
«+» – новая информация для меня;
«−» – я думал иначе, противоречит моим представлениям;
«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше.

2) Учащиеся индивидуально читают текст и делают в нем пометки.

Приложение 1. 

III. Стадия рефлексии

Задачи:

  • обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому предмету;
  • организация нового вызова.

1) Учитель предлагает ученикам заполнить индивидуальную таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы результаты работы.

Ученики заполняют таблицу. Таблица выглядит так:

+ ?
1)
2)
3)
4)
и т.д.
1)
2)
3)
4)
и т.д.
1)
2)
3)
4)
и т.д.
1)
2)
3)
4)
и т.д.

2) Далее обсуждаются всем классом записи, сделанные в таблице, и проверяются предшествующие предположения. Ученики зачеркивают в своих списках неверную информацию цветной ручкой. Учитель корректирует записи на доске, удаляя в общем списке неверную информацию.

3) Ученики индивидуально составляют кластер по теме «Треугольники».

Приложение 2.

4) После составления кластера учитель предлагает учащимся задачи для практической работы. Имея кластер, как способ обобщения информации по теме, учащиеся приступают к решению задач.

Задача 1. Начертите треугольник и обозначьте его вершины буквами M, N, P. Запишите все углы и стороны данного треугольника. С помощью масштабной линейки измерьте стороны и найдите периметр треугольника.

Задача 2. а) Начертите равносторонний треугольник DEF так, чтобы угол Е был прямым; б) начертите тупоугольный треугольник АВС с тупым углом С; в) начертите остроугольный равнобедренный треугольник XYZ о основанием XZ.

Задача 3. Начертите треугольник. С помощью масштабной линейки отметьте середины сторон и проведите медианы треугольника.

Задача 4. Начертите треугольник. С помощью транспортира и линейки проведите его биссектрисы.

Задача 5. Начертите треугольник АВС с тремя острыми углами и треугольник MNP, у которого угол М тупой. С помощью чертежного угольника проведите высоты каждого треугольника.

Задача 6. Начертите три равнобедренных треугольника так, чтобы угол, лежащий против основания, был: а) острым; б) прямым; в) тупым.

5) Учитель подводит итог урока и предлагает ученикам в качестве домашнего задания найти ответы на вопросы, записанные в графе «?».

Литература:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И., Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009.
  2. Смирнова И.М., Смирнов В.А., Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Мнемозина», 2007.
  3. Муштавинская И.В., Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАР», 2009.