"Лоскутная мозаика" (7-й класс) "Пэчворк"

Разделы: Технология

Класс: 7


В современной школе важен дифференцированный подход каждому предмету. По предмету "Технология" широко применяется метод проектной деятельности.

Метод проектной деятельности позволяет систематизировать ход изобретательной деятельности учащихся. Он задает алгоритм хода работ учащихся, позволяет ему контролировать их работу, помогает учителю создать творческую атмосферу, где он является помощником для своих учащихся.

В ходе применения этого метода предусматриваю:

1. Вовлечение ученика в процессе решения проблем, своевременной проверки и консультирования, чтобы ученик чувствовал поддержку и помощь учителя.

2. Обмен информацией между учащимся - способствуя к возникновению мотивации к творческой деятельности.

3. Развитие умений и навыков.

4. Проявление терпимости, коллективизма.

4. Обеспечивается систематическое взаимодействие всех учащихся.

5. Умение к самостоятельности.

Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение нового, оригинального.

На уроке технологии учащимся предлагается выбирать различные направления для проведения исследований: историко-исследовательская, изготовления изделия, заготовка модели и.т.д. Проекты можно выполнить индивидуально, групповые, коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимся и определяет ответственность каждого за выполнения проекта в целом.

Урок на тему "Лоскутная мозаика" включает исследовательско- поисковый метод, КСО. На данном уроке учащимся предлагается изучить лоскутную мозаику двух культур: русская лоскутная мозаика и лоскутная мозаика народа саха, составить эскиз изделия в программе Paint. В ходе урока проводится текущий контроль, корректировка, дополнение.

В конце урока проводится защита проекта. Каждый проект оформляется на А4.

На этом уроке ученик непосредственно учиться работать с литературой изучая данную тему, учится коллективно обсуждать, анализировать, сравнивать и находить отличие мозаик, сделать вывод. Составляя эскиз-проект применяет компьютерное моделирование.

В целом на данном уроке ученик приобретает опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования. Ученик при этом является творцом знания, учитель- умение слушать ученика, быть внимательным собеседником.

Гипотеза: Проектная деятельность является очень перспективным для развития и улучшения качества обучения, так как, позволяет получать активную личность, которая может самостоятельно изучать информацию и уметь использовать знания на практике.

Успешность применения данного метода зависит от уровня подготовленности учителя, материальной базы, многообразия литературных источников.

Цель урока:

  • развитие творчества учащихся на основе изучения декоративно-прикладного искусства в технике текстильной аппликации "Пэчворк"
  • выявление отличие и общность 2 культур лоскутной мозаики, сформировать навыки составления декоративной композиции.

Задачи:

  • создание условий для поиска новых знаний, их закрепление.
  • актуализировать знания по правилам и приемам композиции.
  • создание целостной композиции для ковра со средствами компьютерной графики.
  • развитие логического и собственного мышления.

Форма проведения урока: урок с элементами проектно-исследовательского метода.

Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства и истории.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть : краткая историческая справка лоскутной мозаики. Постановка художественной цели и задачи.
  3. Практическая часть. Составление исследовательского проекта.
  4. Выполнение эскиза -проекта в технике "Пэчворк".
  5. Подведение итогов урока. Выступление и защита проекта-эскиза.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная часть

Из истории искусства мозаики.

Мозаика- это древний вид искусства. Слово "мозаика" в переводе с французского означает "изображение или узор выполненная из кусочков одного или различных материалов" . На территории древних государств были обнаружены мозаики из раковин и лазурита, которые изображали военный поход и сцены из мирной жизни. Их возраст около 5 тысяч лет.

До наших дней дошли великолепные мозаики из полудрагоценных камней и смальты Италии и Византии. В Древней Руси тоже знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы и храмы в Киеве, Чернигове и Владимиро-Суздальском княжестве славились своими прекрасными мозаичными картинами из цветной смальты. Те из них, которые сохранились, и сегодня поражают своими красками.

Позже этот вид искусства был забыт на Руси.   Возродил его М.В. Ломоносов. Секрет цветного стекла был утерян, поэтому ученому пришлось проделать тысячи опытов, пока у него не получилась смальта. Он создал "Портрет Петра I" и работу "Полтавская баталия".

Лоскутная мозаика- это одна из разновидностей мозаики. Основной ее принцип - соединение небольших кусочков ткани так, чтобы создавался эффект единого полотна. Лоскутное шитье зародилось и изначально развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были полезны и красивы. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы ХХ века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. В переводных материалах  для обозначения лоскутной мозаики употребляют часто термин "пэчворк".

"Пэчворк"- в переводе с английского - "работа из лоскутов" или американский "квилт" ("стеганое лоскутное изделие"), так как включает в себя все техники, которые можно применить для сборки лоскутков, аппликацию, стачивание "встык" и со швами на изнаночной стороне изделия, "витражный" способ нашивания тесьмы на месте соединительного шва, нашивание концов необработанных полосок- махрушек по типу северной "ляпачихи" или сложенных треугольников и т. п

Разнообразие красивых оригинальных вещей наглядно свидетельствует отечественный термин "лоскутное шитье".

- Основной принцип лоскутной мозаики- соединение небольших кусочков ткани.

- Большинство узоров лоскутной мозаики строятся на повторяющихся элементах, блоках, но благодаря их удачному подбору каждый раз возникают совершенно новые картины.

Изделия из лоскутов должен быть выполнено в гармоничной цветовой гамме. Во- первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного, либо соединяя цвета одной цветовой области. Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения. Воздействие цветов необходимо уравновешивать. Это достигается подбором каждой пары так, чтобы количество лоскутов одного цвета значительно преобладало над количеством лоскутов дополнительного.

Имея перед собой лоскуты ткани, можно сначала выполнить эскиз изделия. В этом нам поможет компьютерное моделирование с использованием программы Paint.

Графический редактор помогает учащимся создать  свой неповторимый узор. Превратить привычное в необычное, традиционное в неповторимое им помогут приёмы изменения лоскутных орнаментов.

3. Практическая работа.

1. Класс разбивается на группы. Дается задание к каждой группе.

1 группа- русская лоскутная мозаика, 2 группа- мозаика народа саха.

2. Исследовательская работа.

3. Компьютерное моделирование.

4. Защита проекта.

  • Составить эскиз-проект лоскутной мозаики для выбранного изделия.
  • Историческая справка.
  • Схема обдумывания. (банк идей).
  • Проблема, потребность.
  • Дизайн.(художественное конструирование предметов, интерьеров, проектирование эстетического облика предметной среды).
  • Выбор стиля, эскиза, цвета, формы, материала.
  • Последовательность выполнения (компьютерное моделирование, композиция- построение, внутренняя структура произведения).
  • Качество выполнения. (цветовое сочетание, качество выполнения, законченность)
  • Место применения.
  • Экологическое обоснование. (экологическая безопасность, безотходность).
  • Экономическое обоснование. (себестоимость, прибыль).
  • Реклама, самооценка.
  • Использованная литература.

На партах раздается необходимая литература, предлагаются варианты элементов орнамента. Учащиеся изучают выбранный орнамент его характерные черты, значения и создают свой эскиз-проект.

Подготовить эскиз-проект изделия лоскутной мозаики. Составление эскиза для изделия по выбору. Программа Paint.

Эскиз выполняется средствами компьютерной графики. Эскиз может быть выполнен для покрывала, декоративной наволочки, украшения для одежды и кухонных принадлежностей, а также декоративное панно для интерьера.

Результат урока предполагает создание эскизов, из которых можно сшить предметы интерьера. Выбор данной темы позволяет развить у учащихся навыки компьютерной графики и проявить себя художником дизайнером, исследователем данной работы.

В ходе практической работы проводится фронтальный и индивидуальный инструктаж.

4. Заключительная часть.

Защита эскиза-проекта. Оценивается работа учащихся.

Вывод: Изучая, учащиеся должны выделить главное в технике "Пэчворк" двух культур.

Особенности мозаики.

Мозаика двух культур имеют общее в основном при составлении композиции. Все элементы мозаики представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные из геометрических фигур, прямыми и кривыми линиями. Наблюдается предпочтение симметричного и ритмического составления композиции. /Приложение 1/.

1. Основные цвета русской мозаики:

- гармоничность цвета;

- сочетание темного и светлого.

- сочетание контрастного и родственного цвета;

- сочетание пестрой и однотонной ткани.

- "растяжка" плавный гармоничный переход.

- сочетание пестрых тканей.

Материал: хлопок-ситец, сатин; допустимо - атлас, шелк, синтетические и искусственные ткани.

2. Основные цвета мозаики народа саха:

- желтый и его оттенки;

- красный и его оттенки;

- зеленый и его оттенки;

- черный;

- голубой, синий и его оттенки;

- коричневый и его оттенки;

- белый, серый и его оттенки.

Материал: мех, драп, сукно. (современные изделия- шелк, хлопчатобумажные ткани, шерсть). /Приложение 2/.

Гипотеза: Результативность составления проекта:

- владение способами познавательной деятельности.

- умение ставить цели, составить и реализовать план, проводить рефлексию.

- развивается творческое воображение, художественный вкус и внимание.

- повышается интерес к получении знания более прочные и глубокие.

- непринужденное общение приводит к открытии творческих способностей каждого ученика.