Внеклассное мероприятие в начальной школе "Огонь ошибок не прощает"

Разделы: Начальная школа


Цель: Продолжить формирование знаний детей о пожарной безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей пожарной службы в стране и крае
  • закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный", "спасатель"
  • прививать навыки осторожного обращения с огнем
  • воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения
  • формировать навыки групповой работы учащихся

Подготовительная работа: разучивание детьми стихов

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, памятка “Чтобы не было пожара”.

Ход урока

I. Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов

(Слайд 1. См. Приложение 1)

Слово учителя: Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Учитель:

Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель: А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.

Учитель:

Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.

Учитель: Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья

Учитель: Так о чём мы будем говорить?

Дети: О безопасном обращении с огнём.

Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока вам необходимо будет выполнить задание:

Отгадайте загадку: (Слайд 2)

  • Шипит и злится, воды боится
  • Без рук, без ног, а все съедает. (Огонь) (Слайд 3)

Решите ребус: Пажар = ошибка ,, + ок + не + прощает (Слайд 4)

Учитель: Правильно ребята. Тема нашего урока “Огонь ошибок не прощает”. (Слайд 5)

III Усвоение новых знаний

Учитель: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь стал надежным товарищем и помощником людям. (Слайд 6)

Ученик 1:

Нам без доброго огня.
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.

Ученик 2:

Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт:
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.

IV Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, зачем нужен огонь людям?

Групповая работа "Назови сферы применения огня".

Учащиеся делятся на группы, совещаются и называют сферы применения огня.) (Слайд 7)

Учитель: Да, огонь необходим для: (Слайд 8)

  • приготовление пищи
  • двигатели внутреннего сгорания
  • плавка металлов
  • изготовление стекла и кирпича
  • обжиг керамических изделий
  • теплоэлектростанции
Ученик 1:

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Ученик 2:

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..

Да, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

V. Физическая минутка. Игра "Огонь, вода, песок".

Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.

  • "Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;
  • "Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
  • "Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.

VI. Продолжение усвоения новых знаний

Учитель: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Учитель: Что такое пожар? (Слайд 9)

Дети: Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то горит…

Учитель: Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд 10)

Пожар – огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

Учитель: Согласно классификации МЧС России Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности. (Слайд 11)

– Как вы считаете, ребята, почему?

Дети: В крае много школ, предприятий, проживает много людей…

Учитель: Кранодарский край – это уникальный регион. Здесь есть все: и горы, и море, и степи. Пожарные края должны уметь тушить пожары и на воде, и в горах, и на нефтепромыслах. На территории края расположено 4 взрывоопасных объекта, 270 пожароопасных, 40 взрывопожароопасных. Возможны пожары промышленных, сельскохозяйственных и жилых объектов. За счет жаркого сухого лета количество пожаров в лесах и на полях края увеличивается. Число пожаров на Кубани остается стабильно высоким. (Слайд 12)

VII. Закрепление знаний

Учитель: Ребята, В. Маяковский очень давно написал такие строки: Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам! Как вы думаете, о чем он хотел сказать? (Слайд13)

Коллективная работа учащихся “Причины пожара”. (Слайд 14)

Учащиеся комментируют свои ответы.

  1. Неисправность электроприборов и электропроводов.
  2. Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).
  3. Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)
  4. Перегрузка электросети.
  5. Игры со спичками, зажигалками
  6. Воспламенение от искры (костер, печь, камин).
  7. Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)
  8. Петарды.
  9. Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.

Учитель: Что делать, если вдруг начался пожар? (Слайд 15)

Учащиеся:

  1. Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”, сообщить характер возгорания, свой адрес.
  2. Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения (используя воду, песок, огнетушитель).
  3. Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ. (Слайд 16)

Учитель: Но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели. А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.

Помни. (Слайд 17)

  1. Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.
  2. Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
  3. Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.
  4. Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.
  5. После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь.(Слайд 18)

Учитель: Что же надо делать, чтобы пожара не было? (Слайд 19)

Дети: не играть со спичками, не оставлять включенными утюг, телевизор…

Учитель:

  1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
  2. Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.
  3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.
  4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
  5. В лесу не разжигайте костёр без взрослых.

VIII Физкультминутка “Упражнения для профилактики зрительного утомления”

  • Сидя, откинувшись на спинку стула, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову влево (4-5 раз).
  • Сидя. Быстрые моргания глаз в течение 1 минуты.
  • Сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх /вдох/, следить глазами, не поднимая головы, руки опустить /выдох/ (4-5 раз).

IХ. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Люди какой профессии всегда приходят на помощь во время пожара? (Слайд 20)

Ученик 1:

Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов! (Слайд 21)

Учитель:

История тушения пожаров в нашей стране берет начало из глубины веков. Традиционно в тушении пожаров на Руси активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1654 года специальные пожарные команды.

Государство всегда строго наказывало виновных в пожаре. В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году сказано о курцах: “Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью”.

Первая профессиональная пожарная команда численностью 100 человек была создана в Москве в 1624году при Земском дворе. Она была оснащена конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми.

С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.(Слайд 22)

Возникновение в Екатеринодаре (Краснодаре) организованной пожарной помощи относится к 21 мая 1802 года. Было выделено 30 “внутренне – служащих казаков” под началом казачьего урядника для несения караульно-пожарной службы и оказания населению помощи в случаях возникновения пожара.

30 мая 1825 года является датой учреждения в Екатеринодаре Пожарной Команды в виде организации, поставленной на страже защиты населения от пожарных бедствий и оказания ему своевременной помощи, впервые снабженной для этих целей необходимыми орудиями и средствами передвижения.

17 апреля 1918 года был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

На Кубани второе “рождение” пожарной службы началось в 1920 году после установления советской власти.

Пожарная охрана в крае в настоящее время – это 166 пожарных частей. Общая численность личного состава – около 7000 человек. (Слайд 23)

Сегодня, когда резко участились чрезвычайные ситуации, связанные с масштабными возгораниями, на помощь пожарникам приходят спасатели широкого профиля. Спасение людей, гибнущих в огне, стало их общим делом. Это не просто работа — это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных, покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто выполнить свой долг. (Слайд 24)

Результаты работы пожарных (Слайд 25)

  по России
Спасли людей 98363 чел.
Спасли материальные ценности 38,1 млрд. руб.

Учитель: “Шутки” с огнем приводят к большим неприятностям. (Слайд 26)

Х. Контроль и самоконтроль знаний учащихся

Учитель: Чтобы проверить знания, полученные на уроке, проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы: (Слайд 27)

  1. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
  2. Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
  3. Номер пожарной службы? (01.)
  4. Почему телефон пожарной службы – 01?
  • 01 – простой, его всякий запомнит,
    01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
    01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
  1. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? (вызвать пожарных по тел. “01”).
  1. Закончи предложение: (Слайд 28)
1. Огонь нельзя оставлять
2. Если увидишь пламя –
3. Вызывай пожарных
4. От огня нельзя
5. Из горящего помещения
6. Опасней всего при пожаре
1) без присмотра
2) зови на помощь взрослых
3) по телефону 01
4) прятаться
5) надо быстро уйти
6) дым

ХI. Подведение итогов урока

Учитель:

– О чем говорили на уроке?
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
– Как вызывать пожарную команду?

Учитель: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.

Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь! (Слайд 29)

Учитель раздает памятки “Чтобы не было пожара”.

ХII Информация о домашнем задании

Литература

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем: познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками/авт. - сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2005.
  4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.- М.: Глобус, 2007.
  5. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
  6. http/urok.1sept.ru