Цель воспитания каждого ребенка – гармонично развитая личность, в которой все прекрасно. Мы знаем насколько все взаимосвязано в нашем организме, сбой в одной системе обычно влечет нарушения в другой.
Многими исследованиями доказано, что нарушения чтения и письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психологических предпосылок и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма. Кроме этого практика показывает, что различные речевые нарушения ведут за собой и другие проблемы, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.
Увеличение в последние годы числа младших школьников с отклонениями в речевом развитии определяют необходимость использования системного метода работы с детьми, имеющими речевые недостатки. Совместный анализ диагностических данных, полученных в ходе психологического и логопедического обследования более полно увидеть проблематику каждого ребенка и своевременно начать работу с ним.
Одним из факторов успешного осуществления коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Логопедом проводится методическая работа с учителями:
- консультирование учителей по проблемам речевого развития детей;
- проведение открытых занятий для учителей;
- посещение уроков;
- подготовка и проведение совместных мероприятий (родительские собрания, открытые занятия);
- совместное консультирование родителей;
- проведение семинаров-тренингов учителей.
- совместная работа в методическом объединении учителей начальных классов школы.
и учителя начальных классов
Учитель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Практика работы в школьных логопедических пунктах показывает, что успех формирования правильной речи у детей с во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. Поэтому учителю необходимо контролировать звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей во время проведения урока.
- Ошибки звукопроизношения в ходе урока должны фиксироваться и исправляться учителем моментально.
- Для того, чтобы дети на всех уроках говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, учитель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от учителя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
О преемственностив работе педагога-психолога и учителя-логопеда
Поскольку речь – это психологический процесс, то речевые нарушения напрямую связаны с психологическими причинами. Иногда речевые нарушения определяют психологические, а иногда становятся следствием психологических проблем.
Вам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело… Такой ребенок постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Сосредоточенности хватает только на одну минуту.
Тяжела работа с вялыми, ослабленными детьми, с высокой истощаемостью нервной системы. Они не нарушают дисциплины, но их работоспособности тоже хватает лишь на несколько минут. У таких детей трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.
Не легче приходится логопеду с детьми страдающими, так называемым “синдромом гиперответственности”. Эти дети настолько тщательно стараются выполнить задание логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Так как в основе их перфекционизма лежит высокий уровень тревожности. Это напряженное состояние затрудняет постановку звуков, и последующую автоматизацию.
Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с сильной нервной системой, но мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желание означает отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть проблем с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка.
Неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать звуки окружающего мира, находить различия в произношении тех или иных речевых звуков; недостаточное чувство ритма, неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием - вот некоторые из проблем детей, посещающих логопедический пункт.
Очевидно, что работа психолога и логопеда должна идти параллельно, дополняя друг друга, решая задачи по совершенствованию работы всего организма.
Поэтому работа психолога в начальной школе планируется исходя из перечисленных проблем, а именно:
- Снятие школьной тревожности.
- Совершенствование эмоционально-волевой сферы.
- Улучшение моторики пальцев рук.
- Активизация процессов мышления, памяти, формирование познавательного интереса.
Традиционно в работе психолога принято уделять большое внимание активизации процессов мышления, памяти, которые так же благотворно сказываются на решении логопедических проблем. Осознанность, заинтересованность, возросшая чувствительность помогают в работе, как логопеду, так и самому ребенку в преодолении речевых проблем.
В заключении можно сделать вывод, что основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя, психолога и логопеда в использовании системного метода работы по преодолению, предупреждению у младших школьников нарушений устной и письменной речи являются:
- Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
- Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка.
- Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
- Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.
- Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний.
- Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы учителя, логопеда, психолога.