Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор.
Задачи:
Познавательные - закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о природных процессах и явлениях, происходящих на территории нашей страны, о рекордах России;
Развивающие – развивать логическое мышление, быстроту мышления, принимать правильные решения, работая в команде.
Воспитательные - воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.
Средства обучения – физическая карта полушарий, физическая карта России, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, жетоны-баллы, воздушные шары, фломастеры, маркеры.
Ход мероприятия: в игре-викторине принимают участие учащиеся 8-9-ых классов. От каждого класса представлена команда, состоящая из 6-7 человек. Команда выбирает капитана. В жюри приглашены учащиеся старших классов.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов-жетонов.
1 конкурс “В стране Сообразилии” (География + Смекалка)
(смотри Приложение 1, слайд 1-8)
Ведущий (учитель) задает каждой команде вопросы-загадки о природе, природных явлениях и географических объектах. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна. (карта)На ноге стоит одной,
Крутит –вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус)Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии. (атлас)Ну а в этой части света
Проживает полпланеты,
И, конечно, здесь, без спора,
Самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне,
Люди ездят на слоне. (Азия)У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (река Лена)Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая. (река Волга)Известно всем: есть мыс Лопатка
На полуострове… (Камчатка)В дымке синеватой
Горы да леса,
Что за край богатый,
Просто чудеса!
Зелень изумрудная,
Глубина озер,
А земля-то рудная,
А кругом простор!
Трав прибой пахучий
У подножья скал.
Ты такой могучий,
Наш седой … (Урал)Я - город-герой,
Стою над Невой. (Санкт-Петербург).Музыка в первом приятно играет,
Соки и пиво народ попивает.
Титул монгольский дает нам второе,
В сказках встречаем его мы порою.
Целое видят в пустынях верблюды,
Это песка нанесенного груды. (бар +хан = бархан)Слог первый – в Англии нальют,
Его пьют гномы, люди пьют.
Второй – в строительстве найдете:
Дом без него не возведете.
А в целом – гордая гора,
Что на Кавказе, детвора. (эль+брус=Эльбрус)Две первые буквы найдете в “бору”,
Четыре последних составят игру.
По целому трудно бывает пройти,
Вам лучше его обойти. (бо + лото = болото)Первый мой слог – повозка большая,
Сила моральная – слог мой второй.
В целом, важнейшую роль играя,
Хоть и невидим, всегда я с тобой. (воз + дух = воздух)Я состою из трех частей:
В предлогах две найдутся части,
А третьей потчевал гостей
Герой одной известной басни.
В какие не приду места,
Несу я гибель урожаю.
Но поднимаются леса,
Растет лесная полоса,
Мне путь к посевам преграждая! (за + с + уха = засуха).
2 конкурс “Восхождение к вершине знаний” (слайд 9)
Ведущий (учитель) задает географические вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
- Назовите третью планету Солнечной системы. (Земля)
- Назовите точки на Земле, для определения положения которых достаточно указать только их широту. (Северный и Южный полюса)
- Где в летнюю погоду днем теплее — в лесу или в поле? (в поле)
- Можно ли где-нибудь на территории России когда-нибудь видеть солнце на севере? (за полярным кругом в полдень летом)
- Как называется совокупность мероприятий по повышению плодородия земель или общему оздоровлению местности? (мелиорация)
- Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
- Когда был открыт Магелланов пролив? (первое кругосветное путешествие, 1519—1521 гг.)
- Как называется разрушение почвенных горизонтов и почвообразующих пород поверхностными водами? (эрозия почвы)
- Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)
- Распространение какого вида транспорта привело к введению поясного времени? (железнодорожного)
- Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
- В каком месте всегда дуют южные ветры? (на Северном полюсе)
- Где холоднее — на Северном или на Южном полюсе? (на Южном)
- Крупнейший приток реки Обь. (Иртыш)
- Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
- Назовите самую большую реку, не имеющую стока в Мировой океан. (Волга)
- Назовите крупнейший по своим запасам угольный бассейн России? (Тунгусский)
- Русский землепроходец, впервые достигший Тихого океана. (Иван Москвитин)
- Самая высокая гора Урала (г.Народная)
- Назовите четыре моря, имеющие цветные названия. (Черное, Белое, Красное, Желтое)
- Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. (Берингово)
- Назовите самое мелководное море на Земле. (Азовское)
- Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России. (Восточно-Сибирское)
- Назовите самый большой полуостров России. (Таймыр)
- Назовите самый большой остров России. (Сахалин)
- Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)
- Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус)
- Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
- Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России. (Лена)
- Самый высокий действующий вулкан России? (влк. Ключевская Сопка)
- Столицей какой республики в составе Российской Федерации является город Кызыл? (Тыва)
- Море, в которое несет свои воды река Лена? (море Лаптевых)
- Высшая точка Сибири (г. Белуха на Алтае)
- Место, где в России стоят самые холодные зимы. (Якутия)
- Столица республики Марий Эл? (г. Йошкар-Ола)
- Самый крупный по добыче железорудный бассейн России. (КМА)
- Самая длинная река, впадающая в озеро Байкал (р.Селенга)
- Численность населения России составляет … (143 млн. чел)
- Столица республики Саха? (Г.Якутск)
- Через этот остров России проходит 180-й меридиан (Остров Врангеля).
3 конкурс “Географический аукцион” (слайд 10-26)
Правила конкурса сходны с правилами телевизионной программы “Своя игра”. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов. (Жеребьевка проводится с помощью воздушных шаров, приглашаются капитаны, у кого первым лопнет шар, тот имеет право выбирать вопрос первым.)
Имена путешественников на карте России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Географическое положение России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Природа и регионы России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Тема: Имена путешественников на карте России
10 баллов. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии, материка Евразии и России, названной в его честь.(Семен Челюскин)
20 баллов. Русский офицер, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности (1681-1741 гг.). Возглавил Первую и Вторую (она же Великая Северная) Камчатские экспедиции, во время которых обошел берега Камчатки, Чукотского полуострова, достиг побережья Северной Америки, открыл некоторые из Алеутских островов. В его честь названо море, самое глубокое у берегов России, и пролив (Витус Беринг).
30 баллов. Этот отважный человек более 30 лет своей жизни посвятил походам и плаваниям. Он занимался исследованиями побережья Северного Ледовитого океана, первым обогнул восточную оконечность Азии и открыл пролив, который отделяет Азию от Америки. В 1978 г. Была увековенчана его память: его имя присвоили крайней северо-восточной оконечности Азии. Кто он? (Семен Дежнев)
40 баллов. Все мы с вами знаем и помним имя Христофора Колумба? А вот кого из русских путешественников называли в свое время “российским Колумбом”? (Григорий Иванович Шелихов.
Именно он организовал целый ряд русских поселков на северо-западе Америке).
50 баллов. Эта одна из трех экспедиций, которые ушли в Арктику в 1912 г. После зимовки во льдах в сентябре 1913 года судно “Святой Фока” достигло Земли Франца-Иосифа. Дальнейший маршрут предстояло выполнить троим. “Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю Севера вписаны важнейшие страницы, россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными приемниками наших исследователей Севера”.
Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О какой экспедиции идет речь? (Г.Я.Седов)
Тема: Географическое положение России
10 баллов.Самая северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля;
б) в архипелаге Шпицберген;
в) в архипелаге Земля Франца Иосифа. (ответ: В)
20 баллов. Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии. (ответ:в северном, восточном и западном полушариях)
30 баллов. Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким государством наша Родина имеет самую маленькую границу. (С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км)
40 баллов. В 1984 году в соответствии с нормами между народного права была установлена экономическая зона шириной:
а) в 200 миль;
б) в 20 миль;
в) 2000 миль.
(ответ: в 200 миль).
50 баллов.Жители каких из перечисленных городов России могут видеть Солнце на севере? Когда это происходит?
а) Москва
б) Мурманск
в) Чита
г) Магадан
д) Верхоянск
е) Воркута
(ответ: Мурманск, Верхоянск, Воркута в 00— часов по местному времени в полярный день).
Тема: Природа и регионы России
10 баллов.Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:
- наличие многолетней мерзлоты
- большое количество осадков
- малое количество осадков
- большая испаряемость
- малая испаряемость
(ответ: 1,5)
20 баллов. Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает? (река Волга. Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспий, протекает по Русской равнине, Ока (правый приток), Кама (левый).
30 баллов.В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на Восточно-Европейской равнине. Однако высота снежного покрова там больше. Как вы объясните этот парадокс? (Ответ: Зима в Западной Сибири холоднее, чем на Восточно-Европейской равнине, где благодаря приходу более теплого воздуха с Атлантики температура повышается до 0° выше, что сопровождается таянием снега).
40 баллов.
Мороз и солнце; день чудесный…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Определите какой тип погоды отражен в этом стихотворении А . С. Пушкина. - Циклональный, антициклональный, холодного или теплого фронта? (ответ: антициклональный)
50 баллов.На всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям присутствовали представители Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Южно-Курильска. Каждый из них сделал по одному из следующих докладов: “Наводнение сгонно-нагонного характера”, “Цунами”, “Землетрясения”, “Пыльные бури”, “ Туманы как неблагоприятный фактор навигации”, “Снежные лавины”. Как вы думаете, какой именно доклад был сделан каждым из участников конференции? (ответ:Мурманск – “Туманы как неблагоприятный фактор навигации”, Нальчик – “Снежные лавины”, Оренбург – “Пыльные бури”, Санкт-Петербург – “Наводнения сгонно-нагонного характера”, Улан-Удэ – “Землетрясения”, Южно-Курильск – “Цунами”).
Рефлексия.(слайд 27,28)
- Вам понравилось занятие?
- Что привлекло ваше внимание?
- Что вызвало у вас трудность?
На столах каждой команды разложены листы бумаги разных цветов, на которых ребятам предлагается изобразить “смайлики”. Если понравилось мероприятие, оно вызвало интерес и желание продолжить изучение географии на уроках, то надо нарисовать “смайлика” на красном листочке. Если нет – то “смайлик” черного цвета. Листки прикрепить на доске. Учитель сразу может сделать вывод о результативности данного мероприятия.
Подведение итогов. Награждение победителей.