"Жизненные циклы". Урок биологии. 10-й класс

Разделы: Физика, Химия, Биология

Класс: 10


Урок рекомендуется проводить в 10 классе (профильное обучение) после изучения тем “Цитология”, “Размножение и развитие организмов”. Урок - теоретический семинар проводится по модульной технологии с широким охватом знаний учащихся: из курсов “Растения”, “Животные” и основ строения и жизнедеятельности клетки. Продолжительность урока – 90 мин (2 академических часа). Основная методическая цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся и формирования понятия “Жизненный цикл”.

Подготовка к уроку. Учитель готовит предварительные задания: алгоритмы для подготовки дифференцированных домашних заданий по группам (приложение 1).

План урока (приложение 2подробный план модульного урока)

  1. Вводный контроль –5 мин.
  2. Актуализация и мотивация знаний –5 мин.
  3. Изучение материала – 65 мин.
    - представление своих проектов – модулей, подготовленных самостоятельно – 45 мин (приложение 1 – алгоритмы для подготовки самостоятельных работ).
    - изучение жизненного цикла малярийного плазмодия с целью обобщения закономерностей, выявленных при представлении своих проектов (самостоятельная работа) – 20 мин.
  4. Работа с обобщающей схемой – 10 мин.
  5. Подведение итогов урока – 4 мин.
  6. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Проблемный вопрос: “Жизнь – есть воспроизводство себе подобных через себе неподобных”. Как это понять?

Что такое жизненный цикл? Жизненный цикл – это повторяющаяся последовательность смены поколений. (приложение 5, слайд 3)

Изучение основного материала урока

С целью доказательства вышеуказанного положения свой проект представляют группа, готовившая работу, о жизненном цикле Моховидных (приложение 5, слайд 3)

После представления материала формулируем вывод: в жизненном цикле идет смена поколений. Спорофит – споры – гаметофит – гаметы – зигота – спорофит. Каждому из них присущ свой онтогенез.

Следовательно, вытекает более четкое определение: жизненный цикл – это последовательность всех онтогенезов, характерных для данного вида, которые закономерно сменяют друг друга в ходе размножения.

Перед классом ставится вопрос: еще какая закономерность вытекает из рассмотренного жизненного цикла.

Идет чередование гаплофазы и диплофазы (у Моховидных преобладает гаплофаза – гаметофит). (слайды 5, 6 приложение 5)

Также идет соответствующая смена митоза и мейоза: спорофит (диплофаза) - мейоз – споры – митоз – гаметофит (гаплофаза) – митоз – гаметы – зигота – митоз – спорофит (диплофаза).

С целью выяснения других способов чередования ядерных фаз рассматриваются жизненные циклы лягушки (класс Земноводные приложение 5, слайд 9) и жизненного цикла Хламидомонады (приложение 5, слайд 7), жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной (приложение 5, слайд 8).

В результате обсуждения выясняется, что имеются следующие типы смены ядерных фаз в жизненных циклах разных организмов:

  • жизненный цикл с промежуточной редукцией ядерных фаз (у большинства растений);
  • жизненный цикл с гаметической редукцией ядерных фаз (у большинства многоклеточных животных);
  • жизненный цикл с зиготической редукцией (у одноклеточных организмов).

Последняя группа освещает жизненный цикл малярийного плазмодия с целью выяснения чередования в жизненном цикле различных способов размножения. После выступления группы учащиеся составляют схемы чередования способов размножения, используя схемы жизненных циклов медузы и хламидомонады (слайды 11,12 приложение 5).

Таким образом, жизненный цикл – это смена различного числа поколений, которые повторяются в определенной последовательности в результате разных способов размножения.

Самостоятельная работа проводится с целью обобщения и закрепления закономерностей, выявленных при изучения жизненных циклов различных организмов. Учащиеся по предложенному алгоритму выполняют работу и озвучивают результаты работы перед классом (приложение 1 жизненные циклы печеночного сосальщика и представителей класса Сцифоидные) (приложение 5слайд 13).

Обобщение проводится по обобщающим схемам. (приложение 5слайды 14-16). Обобщающие схемы могут составлять сами учащиеся в группах в ходе самостоятельной работы. Для активизации работы в таком случае им можно предложить термины, немые рисунки, незаконченные схемы. Степень оказания помощи зависит от подготовленности учащихся. Если вы уверены, что учащиеся данной группы могут справиться с предложенной работой им можно предложить тему обобщающей схемы. Например, при проведении данного урока я обычно предлагая следующие темы:

  • составить обобщающую схему жизненного цикла с зиготической редукцией ядерных фаз,
  • составить обобщающую схему жизненного цикла с промежуточной редукцией ядерных фаз,
  • составить обобщающую схему жизненного цикла с гаметической редукцией ядерных фаз.

Или обобщающую схему предлагает учитель. Естественно это зависит от того, какие цели преследует учитель при работе на данном этапе урока.

С целью проверки уровня усвоения изученного материала перед подведением итогов урока проводится контроль знаний (приложение 5, слайды 17-21). Учащимся предлагается 4 варианта заданий (приложение № 3).

Обобщение знаний по обобщающим схемам и выполнение выходного контроля с индивидуальными карточками на одном уроке можно использовать только в том случае, если учащиеся очень хорошо знают материал и на первую часть урока тратится минимальное часть учебного времени. В своей практике я использую разные варианты. Главное, чтобы урок принес максимальное удовлетворение, как учителю, так и ученикам и была достигнута поставленная цель.

Другой вариант проведения обобщения заключается в том, что руководители проектных групп готовят публикацию – буклет “Жизненные циклы” и представляют его как свою творческую работу (приложение 4).

В заключительной части урока подводятся итоги и выставляются оценки.

Приложение 6

Литература

  1. М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев Общая биология. МИРОС М, 1999г
  2. Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя, М. Просвещение. 1996
  3. Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов, С.Г. Зайчикова Биология Пособие для поступающих в вузы. М. Новая Волна 2004.
  4. Н.А. Красильников, А.А.Уранов Энциклопедия Жизнь растений. М Просвещение 1974
  5. Ю.И. Полянский Энциклопедия Жизнь животных. М. Просвещение 1987.
  6. И.Х. Шарова Зоология беспозвоночных