Урок рекомендуется проводить в 10 классе (профильное обучение) после изучения тем “Цитология”, “Размножение и развитие организмов”. Урок - теоретический семинар проводится по модульной технологии с широким охватом знаний учащихся: из курсов “Растения”, “Животные” и основ строения и жизнедеятельности клетки. Продолжительность урока – 90 мин (2 академических часа). Основная методическая цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся и формирования понятия “Жизненный цикл”.
Подготовка к уроку. Учитель готовит предварительные задания: алгоритмы для подготовки дифференцированных домашних заданий по группам (приложение 1).
План урока (приложение 2 – подробный план модульного урока)
- Вводный контроль –5 мин.
- Актуализация и мотивация знаний –5 мин.
- Изучение материала – 65 мин.
- представление своих проектов – модулей, подготовленных самостоятельно – 45 мин (приложение 1 – алгоритмы для подготовки самостоятельных работ).
- изучение жизненного цикла малярийного плазмодия с целью обобщения закономерностей, выявленных при представлении своих проектов (самостоятельная работа) – 20 мин. - Работа с обобщающей схемой – 10 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: “Жизнь – есть воспроизводство себе подобных через себе неподобных”. Как это понять?
Что такое жизненный цикл? Жизненный цикл – это повторяющаяся последовательность смены поколений. (приложение 5, слайд 3)
Изучение основного материала урока
С целью доказательства вышеуказанного положения свой проект представляют группа, готовившая работу, о жизненном цикле Моховидных (приложение 5, слайд 3)
После представления материала формулируем вывод: в жизненном цикле идет смена поколений. Спорофит – споры – гаметофит – гаметы – зигота – спорофит. Каждому из них присущ свой онтогенез.
Следовательно, вытекает более четкое определение: жизненный цикл – это последовательность всех онтогенезов, характерных для данного вида, которые закономерно сменяют друг друга в ходе размножения.
Перед классом ставится вопрос: еще какая закономерность вытекает из рассмотренного жизненного цикла.
Идет чередование гаплофазы и диплофазы (у Моховидных преобладает гаплофаза – гаметофит). (слайды 5, 6 приложение 5)
Также идет соответствующая смена митоза и мейоза: спорофит (диплофаза) - мейоз – споры – митоз – гаметофит (гаплофаза) – митоз – гаметы – зигота – митоз – спорофит (диплофаза).
С целью выяснения других способов чередования ядерных фаз рассматриваются жизненные циклы лягушки (класс Земноводные приложение 5, слайд 9) и жизненного цикла Хламидомонады (приложение 5, слайд 7), жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной (приложение 5, слайд 8).
В результате обсуждения выясняется, что имеются следующие типы смены ядерных фаз в жизненных циклах разных организмов:
- жизненный цикл с промежуточной редукцией ядерных фаз
Последняя группа освещает жизненный цикл малярийного плазмодия с целью выяснения чередования в жизненном цикле различных способов размножения. После выступления группы учащиеся составляют схемы чередования способов размножения, используя схемы жизненных циклов медузы и хламидомонады (слайды 11,12 приложение 5).
Таким образом, жизненный цикл – это смена различного числа поколений, которые повторяются в определенной последовательности в результате разных способов размножения.
Самостоятельная работа проводится с целью обобщения и закрепления закономерностей, выявленных при изучения жизненных циклов различных организмов. Учащиеся по предложенному алгоритму выполняют работу и озвучивают результаты работы перед классом (приложение 1 жизненные циклы печеночного сосальщика и представителей класса Сцифоидные) (приложение 5слайд 13).
Обобщение проводится по обобщающим схемам. (приложение 5слайды 14-16). Обобщающие схемы могут составлять сами учащиеся в группах в ходе самостоятельной работы. Для активизации работы в таком случае им можно предложить термины, немые рисунки, незаконченные схемы. Степень оказания помощи зависит от подготовленности учащихся. Если вы уверены, что учащиеся данной группы могут справиться с предложенной работой им можно предложить тему обобщающей схемы. Например, при проведении данного урока я обычно предлагая следующие темы:
- составить обобщающую схему жизненного цикла с зиготической редукцией ядерных фаз,
- составить обобщающую схему жизненного цикла с промежуточной редукцией ядерных фаз,
- составить обобщающую схему жизненного цикла с гаметической редукцией ядерных фаз.
Или обобщающую схему предлагает учитель. Естественно это зависит от того, какие цели преследует учитель при работе на данном этапе урока.
С целью проверки уровня усвоения изученного материала перед подведением итогов урока проводится контроль знаний (приложение 5, слайды 17-21). Учащимся предлагается 4 варианта заданий (приложение № 3).
Обобщение знаний по обобщающим схемам и выполнение выходного контроля с индивидуальными карточками на одном уроке можно использовать только в том случае, если учащиеся очень хорошо знают материал и на первую часть урока тратится минимальное часть учебного времени. В своей практике я использую разные варианты. Главное, чтобы урок принес максимальное удовлетворение, как учителю, так и ученикам и была достигнута поставленная цель.
Другой вариант проведения обобщения заключается в том, что руководители проектных групп готовят публикацию – буклет “Жизненные циклы” и представляют его как свою творческую работу (приложение 4).
В заключительной части урока подводятся итоги и выставляются оценки.
Литература
- М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев Общая биология. МИРОС М, 1999г
- Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя, М. Просвещение. 1996
- Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов, С.Г. Зайчикова Биология Пособие для поступающих в вузы. М. Новая Волна 2004.
- Н.А. Красильников, А.А.Уранов Энциклопедия Жизнь растений. М Просвещение 1974
- Ю.И. Полянский Энциклопедия Жизнь животных. М. Просвещение 1987.
- И.Х. Шарова Зоология беспозвоночных