Цель.
- Дети должны уметь понимать чувства автора, изображающего мир с помощью образных средств, передавать чувства лирического героя в чтении стихотворений.
- Развивать чувство ритма, рифмы, прекрасного.
- Воспитывать любовь к природе, восхищение её красотой.
- Показать родителям достижения детей в исполнении лирических и музыкальных произведений.
Оборудование:
- картины осенней природы, CD Чайковский "Времена года", выставка книг со стихами об осени.
- Оргмомент.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Музыка будет переплетаться со стихами. Прозвучат песни, которые вы выучили на уроках музыки, и стихи, над которыми мы работали на уроках литературного чтения. А так же прослушаем фрагменты из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень", которые помогут нам услышать звуки осенней природы. Наш урок пройдёт под девизом "Оглянись — рядом с тобой друзья!"
- Что вы можете об этом сказать? (ответы детей)
- Верно, друг делит с тобой и радость и беду; он всегда желает тебе добра, спешит прийти на помощь в трудную минуту, всегда поддержит добрым словом, ласковым взглядом, тёплой улыбкой. Поэтому с друзьями и горе не беда, и радость вдвойне приятней. И сегодня на уроке у нас присутствует много друзей, которые будут радоваться вместе с нами нашим успехам.
- Сообщение темы и целей урока.
- Над какой темой мы будем работать на уроке? ("Унылая пора! Очей очарованье…")
- Чьи строки стали названием темы? (А.С. Пушкин)
- О каком времени года написал эти строки А.С. Пушкин? (об осени)
- Осень удивительное время года. Её можно любить или нет, но оставаться равнодушным к ней нельзя. Наверно поэтому столько замечательных поэтов посвятили свои стихотворения осени, художники написали картины, а композиторы музыку. Каждый старался передать в своих произведениях те чувства и то настроение, которое вызывает это время года. Сегодня мы постараемся разобраться в том, как поэты относятся к осени.
- Вашим домашним заданием было подготовиться к конкурсу чтецов: "Осенние стихи". Наше уважаемое жюри будет оценивать вашу работу и в конце урока подведёт итоги конкурса.
- Работа над темой урока.
- "Осень обычно начинается праздником красок, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, когда дождь, грязь, сырость. Осень — это не только краски, это и особые звуки, запахи. Каждому человеку осень открывает свои секреты по-особому. Всякий находит в осени близкое его душе. И если мы поймём, как видят и чувствуют осень художники, композиторы, писатели, поэты, то у каждого из нас впечатления от осени станут богаче и выразительнее." (О.В. Кубасова)
Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь. (А.А. Фет)
Конкурс чтецов.
Ф. Тютчев
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Д.Б. Кедрин
Бабье лето
Наступило Бабье лето —
Дни прощального тепла
Поздним солнцем отогрета,
В щёлке муха ожилаСолнце! Что на свете краше
После зябкого денька?
Паутинок лёгких пряжа
Обвилась вокруг сучка.Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два — три дня.Сжалься осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, Бабье лето,
Паутинки эти — мы
А. Плещеев
Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо-тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
Молчаливые тропинки
В даль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.
А. Плещеев
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- Звучит песня "Ах, какая осень"
- Кто из авторов, прослушанных нами стихотворений, любуется осенней природой?
- У кого из поэтов слышны грустные, печальные нотки? (ответы детей),
- Заполнение таблицы Приложение 1
А.С. Пушкин
*.* *
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
- Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Октябрь".
- Какие ощущения у вас возникли от музыки? (ответы детей)
Конкурс чтецов.
И.А. Бунин
Листопад (отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…
М. Лермонтов
Осень.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят...
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
А. К. Толстой
* * *
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Ф. Тютчев
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных* ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
- Дети исполняют песню "Падают листья".
- Кто из авторов, прослушанных нами стихотворений, любуется осенней природой?
- У кого из авторов слышны грустные, печальные нотки? (ответы детей)
- Заполнение таблицы Приложение 1
А.С. Пушкин
* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Ноябрь".
- Что вы почувствовали, прослушав это музыкальное произведение? (ответы детей)
Конкурс чтецов.
А. Майков
Осень.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...
А.Н. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.Воды дошумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
В. Головина
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целыйПро запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне — снегири
- Дети исполняют песню "Скворушка прощается".
- Кто из авторов прослушанных нами стихотворений любуется осенней природой?
- У кого из авторов слышны грустные, печальные нотки? (ответы детей)
- Заполнение таблицы Приложение 1
- В каких из изученных нами стихотворений, но не прозвучавших здесь, чувствуется грусть, тоска, печаль? (ответы детей)
Прочтите эти стихи.
А. Фет
* * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят...
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь, через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
К. Бальмонт
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
- Кто из авторов любит осень, восхищается её красотой? (ответы детей)
А. Пушкин
Осень (отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы
Н. Некрасов
* * *
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
- Ребята, сегодня на урок вы принесли книги со стихами об осени. Кто желает прочитать стихи, которые не прозвучали на уроке? (чтение стихов)
- Одинаково ли воспринимают осень разные люди, разные поэты? (ответы детей)
- Какое отношение к осенней поре выражено в прочитанных сегодня стихах? (ответы детей)
- Подведение итогов конкурса.
- Слово предоставляется жюри.
- Подведение итогов урока.
- Вам понравился урок? (ответы детей)
- Что было особенно интересно? (ответы детей)
- Над чем ещё предстоит работать? (ответы детей)
- Домашнее задание:
- Какое задание вы хотели бы получить, выполнить? (ответы детей)