Современный учитель… Какой он? Активный, компетентный, интересный в общении, умеющий влюбить в свой предмет учеников. Почему? Да, прежде всего, потому, что сам не представляет себе жизни без своего предмета. Для меня это – английский. Все, что бы я ни делала, везде, где бы я ни была, я всегда помню о нем. Начав изучать английский в 4 классе, я слушала речь своего учителя, учебные тексты и диалоги с катушечного или кассетного магнитофона, вот весь перечень технических средств обучения на тот период. В институте добавился лингафонный кабинет, и опять речь преподавателей: исключительно правильная артикуляция преподавателя теоретической фонетики, беглая и выразительная – других преподавателей практических и теоретических предметов, речь американских студентов, приезжающих по программам обмена и преподающих у нас. Слово “компьютер” рядом со словом “учитель” в то время было так же редко употребляемым, как и любой другой технический термин.
В какой же момент для меня они сблизились? Я не могу сказать точно. Вероятно, это было время, совпавшее с покупкой сначала своего первого домашнего персонального компьютера, а через год – своего личного ноутбука. Осознав возможности, которые мне предоставляет компьютер, я пересмотрела подход к системе своей работы, к системе преподавания языка. Своим ученикам я могу предложить (и регулярно предлагаю) практически любой материал, каким бы они не заинтересовались. Хочешь мультфильм или фильм на английском – пожалуйста, заинтересовали песни тех или иных исполнителей, послушаем на факультативе вместе, разберем сложные грамматические структуры, найдем нужные слова в электронном словаре, содержащем огромное количество слов и устойчивых выражений, свойственных английской речи. При подходящем случае и любой возможности сделать ссылку на электронный носитель или образовательный ресурс, я охотно делаю это. Я считаю, что этими средствами можно развить навыки аудирования и говорения, значительно расширить лексический запас, развить мотивацию к изучению предмета.
“Наталия Викторовна, скиньте мне, пожалуйста, на флешку все, что у Вас есть на английском”, - стало уже обычной просьбой. “А сколько у тебя памяти на ней?” - “4 гигабайта”, и я отвечаю: “Знаешь, поместится только несколько книг в формате PDF, и, пожалуй, 2 фильма”. У меня на своих цифровых носителях практически уже центр образовательных ресурсов, который давно измеряется в сотнях гигабайтов: грамматика, фонетика, лексика, разноуровневые книги для чтения с аудио-сопровождением, фильмы и мультфильмы с субтитрами, обучающие интерактивные программы, учебные презентации для разного возраста и по разной тематике, и подготовленные мной, и скачанные из Интернета…
Интернет – это отдельная тема для описания содружества учителя и компьютера. Учебные сайты для обучения английскому языку on-line, на которых работают под моим руководством мои студенты (так я называю всех: и третьеклассников, и десятиклассников, и они к этому уже привыкли), – это очень мощное и серьезное подспорье в работе учителя.
Конечно, важно не заблудиться в этом потоке информации, не потерять основную нить и не забыть основную цель. Цифровые ресурсы, Интернет–возможности, интерактивное программное обеспечение, и многое другое, в чем компьютер является союзником, другом, помощником – это всего лишь средства, при помощи которых я добиваюсь главных своих целей: во-первых, научить моих детей общению на иностранном языке, а во-вторых, научить добиваться в жизни поставленных целей, используя все современные технические средства.