Цель: познакомить детей с видами транспорта, назначением транспортных средств.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с видами транспорта, его назначением, учить его распознавать, расширять о нём знания учащихся.
Развивающие: развивать речь, творчество, умение доказывать, умение работать самостоятельно и в группе.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, не бояться высказать свою точку зрения.
Оборудование: таблички с названиями видов транспорта, карточки с изображением всех видов транспорта, дирижабля, плакат “Транспорт”, маршрутные листы, воздушный шарик.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Введение в тему.
Отгадайте загадку:
Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел-
Я побежал. (Воздушный шарик)
Учитель: Ребята, как вы думаете, можем ли мы отправиться в путешествие на воздушном шаре?
Дети: на таком шарике нет, но существуют воздушные шары, на которых действительно отправлялись в путешествие.
Учитель: Действительно. Первыми летательными аппаратами были воздушные шары и дирижабли, которые летали благодаря тому, что их наполняли газами более лёгкими, чем воздух.
В первой половине 20 века в США, Великобритании, Германии, в нашей стране строились дирижабли, которые могли брать на борт сразу десятки тонн груза и сотни пассажиров, держаться в воздухе без посадки неделями. Однако после ряда катастроф в использовании дирижаблей наступает спад. К тому же самолёты оказались в гораздо меньшей степени зависящими от капризов погоды. Несмотря на это, в наши дни снова возвращается интерес к этим воздушным кораблям. Экономичность дирижаблей, их большая грузоподъёмность, привлекает внимание современных специалистов.
На чём мы можем ещё отправиться в путешествие?
Дети: на машине, поезде, корабле
Учитель: Назовите перечисленное одним словом?
Дети: Транспорт.
Учитель: Мы отправимся в путешествие на дирижабле и ответим на вопрос: “Какой бывает транспорт?”
3. Изучение нового материала.
1. Вид транспорта.
Учитель: Наш дирижабль готов, и мы отправляемся.
( Дети закрывают глаза и представляют, как поднимаются вверх)
Учитель: Возьмите свои маршрутные листы и посмотрите, на какую станцию мы прибываем.
Станция “Мирная”
Учитель: Мы пролетаем над городами. Что нам может встретиться?
Дети: Самолёты, вертолёты.
Учитель: Чем отличается этот транспорт от другого вида транспорта?
Дети: летают по воздуху.
Учитель: Транспорт для передвижения по воздуху называется воздушным.
Когда нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать от Москвы до Владивостока на поезде нужно несколько дней, а на самолёте несколько часов.
Учитель: Посмотрим вниз. Кроме как по воздуху, как ещё можно попасть из одного города в другой?
Дети: По воде.
Учитель: Транспорт, который передвигается по морям и рекам, называется водным.( катера, теплоходы, баржи) Морской транспорт обслуживает морские районы нашей страны, соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя торговля идёт у нас морем.
Дети: По земле.
Учитель: Транспорт, который передвигается по земле, называется наземным (такси, трамваи, поезда пригородного и дальнего следования, автомобили, автобусы и т.д.)
Дети: Под землёй.
Учитель: Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным (метро)
На доске появляется схема:
Учитель: У вас на столах лежат картинки с изображением транспорта. Выйдите к доске и прикрепите картинку в соответствии с его названием.
( Дети выходят, распределяют транспорт, затем проверяем)
Учитель: Мы не нашли ошибок. Молодцы! На этой стации все ставят “5”
Отправляемся дальше.
Станция “Пассажирский”
2. Назначение транспорта.
Учитель: Для чего человек изобрёл столько различных средств передвижения?
Дети: Потому что надо было перевозить грузы, передвигаться на различные расстояния самим и с семьями.
Учитель: Помогите, ребята, правильно выбрать транспорт этим зверятам.
Тигрёнок строит дом, ему необходимо привезти много строительного материала. Какой транспорт ему поможет?
Дети: Грузовые машины.
Учитель: Слонёнок спешит на вокзал. Кому она звонит, чтобы попросить помощи.
Дети: такси. (Почему?) Такси перевозит пассажиров гораздо быстрее, чем автобус, трамвай, троллейбус, маршрутка.
Учитель: А вот у зайчика заболели зайчики, их нужно отвести в больницу.
На чём бы вы посоветовали?
Дети: скорую помощь.
Учитель: Скорая помощь не перевозит грузы, не перевозит пассажиров. Ею пользуются специально для особых случаев. Такой транспорт называется специальным.
На доске появляется:
Учитель: Вы, ребята, сейчас работаете в группах. У каждой группы своё задание: правильно выбрать из предложенных картинок рисунки своего вида транспорта и расположить на листах.
1 группа - грузовой транспорт.
2 группа – пассажирский транспорт
3 группа – специальный транспорт (Дети 5 мин. работают, затем проверка)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, по каким телефонам нужно вызвать “Скорую помощь”, пожарных, милицию, “Службу спасения”
03; 01; 02.
Запишите эти номера в тетрадях.
Учитель: Каждая группа даёт объяснения своему выбору.
(Оценивание)
Станция “Народная”
Учитель: Откройте учебник с. 114. Посмотрите на схемы. Как ещё Серёжа разделил весь транспорт?
Дети: На личный и общественный.
Учитель: Что это значит?
(Ответы детей)
Учитель: Посмотрите на доску, на транспорт, который мы с вами разделили на группы. Что вы заметили?
Дети: Один и то же транспорт может называться по- разному:
Например, автобус – наземный, пассажирский, общественный.
Станция “Самоделкино” (Станция творчества)
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ваше домашнее задание – нарисовать машины будущего.
Давайте послушаем ребят, которые выполнили это задание.
За работу в маршрутном листе выставляются “5”
5. Итог урока.
Станция “Итоговая”
Учитель: Ребята мы возвращаемся, а вы можете ответить на вопрос урока:
“Какой бывает транспорт?”. Для чего человек использует различный транспорт?
Дети: дают ответы.
Какие задания вам хотелось выполнять больше всего? Что было самым интересным?
Мы уже на аэродроме. Давайте посмотрим на маршрутные листы и посчитаем “5”. Выставление итоговой оценки.
Учитель: На этом наш урок окончен. Спасибо, ребята, за вашу работу.