Урок окружающего мира во 2-м классе "Путешествие на дирижабле"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с видами транспорта, назначением транспортных средств.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с видами транспорта, его назначением, учить его распознавать, расширять о нём знания учащихся.

Развивающие: развивать речь, творчество, умение доказывать, умение работать самостоятельно и в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, не бояться высказать свою точку зрения.

Оборудование: таблички с названиями видов транспорта, карточки с изображением всех видов транспорта, дирижабля, плакат “Транспорт”, маршрутные листы, воздушный шарик.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел-

Я побежал. (Воздушный шарик)

Учитель: Ребята, как вы думаете, можем ли мы отправиться в путешествие на воздушном шаре?

Дети: на таком шарике нет, но существуют воздушные шары, на которых действительно отправлялись в путешествие.

Учитель: Действительно. Первыми летательными аппаратами были воздушные шары и дирижабли, которые летали благодаря тому, что их наполняли газами более лёгкими, чем воздух.

В первой половине 20 века в США, Великобритании, Германии, в нашей стране строились дирижабли, которые могли брать на борт сразу десятки тонн груза и сотни пассажиров, держаться в воздухе без посадки неделями. Однако после ряда катастроф в использовании дирижаблей наступает спад. К тому же самолёты оказались в гораздо меньшей степени зависящими от капризов погоды. Несмотря на это, в наши дни снова возвращается интерес к этим воздушным кораблям. Экономичность дирижаблей, их большая грузоподъёмность, привлекает внимание современных специалистов.

На чём мы можем ещё отправиться в путешествие?

Дети: на машине, поезде, корабле

Учитель: Назовите перечисленное одним словом?

Дети: Транспорт.

Учитель: Мы отправимся в путешествие на дирижабле и ответим на вопрос: “Какой бывает транспорт?”

3. Изучение нового материала.

1. Вид транспорта.

Учитель: Наш дирижабль готов, и мы отправляемся.

( Дети закрывают глаза и представляют, как поднимаются вверх)

 Учитель: Возьмите свои маршрутные листы и посмотрите, на какую станцию мы прибываем.

img3.jpg (67160 bytes)

Станция “Мирная”

Учитель: Мы пролетаем над городами. Что нам может встретиться?

Дети: Самолёты, вертолёты.

Учитель: Чем отличается этот транспорт от другого вида транспорта?

Дети: летают по воздуху.

Учитель: Транспорт для передвижения по воздуху называется воздушным.

Когда нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать от Москвы до Владивостока на поезде нужно несколько дней, а на самолёте несколько часов.

Учитель: Посмотрим вниз. Кроме как по воздуху, как ещё можно попасть из одного города в другой?

Дети: По воде.

Учитель: Транспорт, который передвигается по морям и рекам, называется водным.( катера, теплоходы, баржи) Морской транспорт обслуживает морские районы нашей страны, соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя торговля идёт у нас морем.

Дети: По земле.

Учитель: Транспорт, который передвигается по земле, называется наземным (такси, трамваи, поезда пригородного и дальнего следования, автомобили, автобусы и т.д.)

Дети: Под землёй.

Учитель: Транспорт, который передвигается под землёй, называется подземным (метро)

На доске появляется схема:

Учитель: У вас на столах лежат картинки с изображением транспорта. Выйдите к доске и прикрепите картинку в соответствии с его названием.

( Дети выходят, распределяют транспорт, затем проверяем)

Учитель: Мы не нашли ошибок. Молодцы! На этой стации все ставят “5”

Отправляемся дальше.

Станция “Пассажирский”

2. Назначение транспорта.

Учитель: Для чего человек изобрёл столько различных средств передвижения?

Дети: Потому что надо было перевозить грузы, передвигаться на различные расстояния самим и с семьями.

Учитель: Помогите, ребята, правильно выбрать транспорт этим зверятам.

Тигрёнок строит дом, ему необходимо привезти много строительного материала. Какой транспорт ему поможет?

Дети: Грузовые машины.

Учитель: Слонёнок спешит на вокзал. Кому она звонит, чтобы попросить помощи.

Дети: такси. (Почему?) Такси перевозит пассажиров гораздо быстрее, чем автобус, трамвай, троллейбус, маршрутка.

Учитель: А вот у зайчика заболели зайчики, их нужно отвести в больницу.

На чём бы вы посоветовали?

Дети: скорую помощь.

Учитель: Скорая помощь не перевозит грузы, не перевозит пассажиров. Ею пользуются специально для особых случаев. Такой транспорт называется специальным.

На доске появляется:

img5.gif (1449 bytes)

Учитель: Вы, ребята, сейчас работаете в группах. У каждой группы своё задание: правильно выбрать из предложенных картинок рисунки своего вида транспорта и расположить на листах.

1 группа - грузовой транспорт.

2 группа – пассажирский транспорт

3 группа – специальный транспорт (Дети 5 мин. работают, затем проверка)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, по каким телефонам нужно вызвать “Скорую помощь”, пожарных, милицию, “Службу спасения”

03; 01; 02.

Запишите эти номера в тетрадях.

Учитель: Каждая группа даёт объяснения своему выбору.

(Оценивание)

Станция “Народная”

Учитель: Откройте учебник с. 114. Посмотрите на схемы. Как ещё Серёжа разделил весь транспорт?

Дети: На личный и общественный.

Учитель: Что это значит?

(Ответы детей)

Учитель: Посмотрите на доску, на транспорт, который мы с вами разделили на группы. Что вы заметили?

Дети: Один и то же транспорт может называться по- разному:

Например, автобус – наземный, пассажирский, общественный.

Станция “Самоделкино” (Станция творчества)

Проверка домашнего задания.

Учитель: Ваше домашнее задание – нарисовать машины будущего.

Давайте послушаем ребят, которые выполнили это задание.

За работу в маршрутном листе выставляются “5”

5. Итог урока.

Станция “Итоговая”

Учитель: Ребята мы возвращаемся, а вы можете ответить на вопрос урока:

“Какой бывает транспорт?”. Для чего человек использует различный транспорт?

Дети: дают ответы.

Какие задания вам хотелось выполнять больше всего? Что было самым интересным?

Мы уже на аэродроме. Давайте посмотрим на маршрутные листы и посчитаем “5”. Выставление итоговой оценки.

Учитель: На этом наш урок окончен. Спасибо, ребята, за вашу работу.