Из опыта работы "Организация сетевого профильного обучения"

Разделы: Администрирование школы


Для успешной деятельности в условиях современного мира люди должны уметь совершать самостоятельные поступки, обеспечивать себя и своих близких, быть ответственными за выполняемые дела, принимать важные решения на разных этапах карьеры и жизни. Однако, продолжая широко использовать средства обучения, ориентированные на подготовку определенного типа личности – исполнителя, российская школа не в полной мере соответствует требованиям времени в плане подготовки выпускника, способного действовать активно и компетентно. Это приводит к увеличению разрыва между тем, что школа может предъявить обществу и тем, что оно от нее ожидает. Именно такое противоречие порождает ряд серьезных проблем, главной из которых является качество образования.

Одним из решений является переход к ресурсному обеспечению проектов в сфере образования. С этой точки зрения, введение профильного обучения в старшей школе становится исключительно важным направлением модернизации. Ведь оно как раз предполагает “значительную дифференциацию обучения, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ” (Концепция профильного обучения).

Цель профильного обучения – существенное улучшение результатов только за счет возможностей самой школы и, соответственно, повышение инвестиционной привлекательности системы общего образования. По сути, сетевое обучение означает переход к ресурсному обеспечению индивидуальных образовательных программ старшеклассников.

При этом ключевая проблема заключается в том, что ограниченные возможности отдельных образовательных учреждений не позволяют им обеспечить обучение в режиме индивидуальных программ и, соответственно, предоставить максимальную свободу выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.

Решение этой проблемы может быть найдено в создании на базе некоторых учебных заведений, имеющих ограниченные ресурсы, инфраструктуры по типу сетевой организации, оказывающей весь спектр образовательных услуг профильного обучения и обеспечивающей максимальную свободу выбора.

Сетевое профильное обучение базируется на принципе свободного (открытого) выбора (open learning) времени, места, продолжительности, цены, вида, форм, целей, методов, источников, средств, последовательности, содержания, оценки и программ обучения; консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений и т.д.

Сетевое профильное обучение имеет следующие особенности:

– широкое использование современных технологий и средств обучения;

– гибкость – возможность обучаться в удобное для старшеклассника время, в подходящем месте и выбранном им темпе;

– модульность – возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов;

– параллельность – возможность обучения по следующим основным направлениям: академическое, дополнительное, профессиональное;

– новая роль преподавателя – возложение на него функций координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана;

– новая роль обучающегося – повышение требований по самоорганизации, мотивированности, самооценке, навыкам самостоятельной работы;

– тестовый контроль качества знаний;

– возможность экспорта и импорта образовательных услуг;

– экономическая эффективность – улучшение соотношения конечного результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение по сравнению с традиционными формами обучения.

Система сетевого профильного обучения может стать таким социальным институтом, который способен предоставить старшекласснику разнообразные образовательные услуги, позволяющие ему учиться непрерывно и обеспечивающие возможность получения современных знаний. Это дает возможность каждому ученику выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился

Для создания сети профильного обучения в микрорайоне “Радуга” была создана временная рабочая группа (проектная команда) из представителей и сотрудников департамента образования Администрации города Омска, администрации школ № 79,

№ 122, № 76 и учреждений профессионального образования

Формирование сети профильного обучения осуществлялось по восьми шагам:

1. Формирование прототипа сети, создание условий для выбора индивидуального учебного плана (ИУП).

Этот шаг предполагал построение предварительной модели сети, который содержит самые сложные элементы: образовательные ресурсы, механизм выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися и сетевой учебный план.

Для создания сетевого учебного плана, который формировался на основе БУП 2004 года, необходимо было осуществить практически все действия предлагаемого алгоритма создания сети профильного обучения.

На первом шаге формирования сети профильного обучения производится предварительный подбор учреждений образования для сети. В сеть “Радуга” были включены общеобразовательные средние школы № 79, № 122, № 76, и учебные заведения профессионального образования – Университетский колледж, Автотранспортный колледж.

При этом были учтены все факторы, которые могут влиять на деятельность сети: территориальная доступность выбранных для сети учреждений образования, безопасность маршрутов их перемещения, время на перемещения, востребованность образовательных программ, кадровая обеспеченность сети, отношение к проекту администрации, коллективов образовательных учреждений, школьников и родителей, других заинтересованных сторон. Построить матрицу выгод - будущего участника сети

Решение о создании сети было принято так как, стали очевидны позитивные результаты и ясен механизм снижения или устранения рисков и возможных угроз для каждого из потенциальных участников сети и заинтересованных сторон.

Что касается набора элективных курсов, то здесь на начальном этапе стратегия введения профильного обучения основывается на использовании потенциала учебных заведений-участников сети. Все заинтересованные педагоги в сети предлагают варианты элективных курсов, которые они могли бы вести для учащихся. Полный набор тематики элективных курсов подвергают анализу с точки зрения достижения целей профильного обучения; при необходимости тематика и содержание элективных курсов корректируется.

2. Обучение сотрудников органов муниципальных управлений образования, школьных управленческих команд, педагогов.

В соответствии с этим этапом проходит обучение школьных администраторов, которое направлено на формирование у них качеств агентов перемен, то есть подготовка таких администраторов в сфере образования, которые будут способны и готовы к осуществлению необходимых преобразований в контексте изменений в сфере образования. В результате обучения у администраторов - идет развитие компетенций школьных управленческих команд в ключевых областях управления школой (с учетом условий сетевой организации обучения) путем освоения в режиме тренингов следующих модулей:

  • профильное обучение: концепция и эффективные процессы организации, управление качеством с учетом требований ЕГЭ;
  • процессы обеспечения доступности образования, управление многообразием в сетевой организации.

Параллельно организуется целевая переподготовка действующих педагогов и обучение учителей, привлеченных для работы в условиях сетевого варианта профильного обучения. Основное внимание при этом уделяется освоению технологий компетентностного подхода в обучении, способов организации проектной деятельности.

Целевая переподготовка учителей для работы в сети профильного обучения направлена на освоение принципов, структуры и содержания БУПа, образовательных стандартов старшей школы, примерных образовательных программ, рекомендованных для профильного обучения в старшей школе, изменения подходов к оцениванию с ориентацией на критерии ЕГЭ, приемов применения тестовых методик для оценивания учебных достижений школьников.

3. Информационная кампания для учащихся и родителей.

Цель информационной кампании состоит в том, чтобы сформировать у учащихся и их родителей четкое представление о вариантах индивидуальных учебных планов, о возможных вариантах реализации индивидуального образовательного маршрута, о связи профильного обучения с ЕГЭ, выгодах, которые получат учащиеся в сети профильного обучения и т.п.. Информационная кампания, прежде всего необходима для принятия каждым школьником осознанного решения о выборе необходимого для реализации его послешкольных планов индивидуального образовательного маршрута в рамках сети профильного обучения.

Кампания проводится с использованием всех имеющихся каналов (средств передачи) информации: классный час, родительское собрание, индивидуальные беседы, информационные сообщения в СМИ, объявления, наглядная агитация (буклеты, рекламные листовки, стенгазеты и т.п.). Также разработаны информационные буклеты, которые вручаются каждому школьнику (его родителям) – будущему участнику сетевого обучения. В буклете ответы на следующие вопросы:

  • Почему сегодня необходимо вводить профильное обучение в старших классах?
  • Какова структура профильного обучения в старшей школе?
  • Как связано введение профильного обучения и единый государственный экзамен по предметам школьной программы?
  • С какой целью создается сетевая организация профильного обучения в старшей школе?
  • Как будет организован процесс обучения в сети?
  • В чем преимущества сетевой организации профильного обучения?
  • Как сформировать индивидуальный учебный план (образовательный маршрут) каждому ученику?
  • Как будет проводится предпрофильная подготовка учащихся?
  • Какие методы и формы проведения занятий, технологии обучения будут использоваться в сетевом варианте обучения?
  • Получение каких результатов ожидается в ходе реализации проекта?

Таким образом, в буклете содержится полная информация о сетевой организации профильного обучения в старшей школе, в том числе данные об учебных заведениях сети, спектре образовательных услуг по следующим направлениям:

  • общеобразовательная подготовка;
  • специализированная подготовка по предметам;
  • специализированная подготовка в области искусства, спорта, музыки и т.д.;
  • профессиональное образование

В буклете представлен подробный алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для ученика. Для родителей и учащихся будет интересна дополнительная информация об организации предпрофильной подготовки учащихся, методах и формах проведения занятий, технологиях обучения. Практика показала, что содержание буклета помогает учащимся сделать осознанный выбор образовательной траектории, обеспечивающей дальнейшее профессиональное образование.

Практика проектирования и запуска сетей профильного обучения показала, что информационная кампания задействует около 80% всех имеющихся ресурсов проекта, включая время на ее проведение (от одного месяца до полугода).

Я считаю, что система действий по информированию школьников и их родителей, а также педагогов и администраторов наиболее важна при организации сетевого обучения. Это обусловлено тем, что именно в ходе информационной кампании у школьника (в большинстве случаев впервые в процессе обучения) появляется личностный смысл в обучении, что приводит к формированию конкретных образовательных целей и стратегий образовательного поведения школьников и впоследствии обеспечивает быстрый рост образовательных результатов.

4. Базовое исследование востребованности и структуры сетевого профильного обучения.

Это исследование предполагает анкетирование и опросы учащихся с целью выявления набора профильных предметов и элективных курсов, то есть формирование индивидуальных учебных планов школьников. Комплекс мероприятий включает: разработку анкеты, проведение процедуры анкетирования, обработку результатов.

Исследование также направлено на достижение еще двух, не менее важных результатов:

  • определение уровня информированности, осознанности и компетентности школьников, связанных с возможностями сетевого профильного обучения;
  • выявление предварительного набора вариантов ИУП.

Эта часть работы по организации сети профильного обучения не вызывает общих проблем при условии проведения эффективной информационной кампании.

При проведении анкетирования школьников в рамах информационной кампании включены в анкету три ключевых раздела:

  • послешкольные планы (поступление в вуз, колледж и т.п.);
  • условия, необходимые для реализации послешкольных планов (например, каков набор вступительных экзаменов при поступлении в выбранный вуз или колледж);
  • предварительный набор профильных предметов и элективных курсов по выбору школьника.

После проведения процедуры анкетирования осуществляется сравнительный анализ информации, содержащейся в трех ключевых разделах анкеты для школьника. В случае непротиворечивости информации, содержащейся в каждом из разделов анкеты, можно считать выбор школьника осознанным и компетентным; в этом случае его индивидуальный учебный план нацелен на конечный образовательный результат и реализацию послешкольных планов. В случае, когда информация противоречива, необходимы индивидуальные беседы. Например, ученик указывает в анкете, что собирается поступать в технический университет, где при поступлении учитываются его достижения в таких предметах, как математика, физика, русский язык. В то же время при выборе профильных предметов он указывает историю, литературу и географию. Такая ситуация возникает, когда школьник не определился с выбором, область его интересов находится вне предлагаемых вариантов обучения или отсутствует.

Исследования показывают, что число таких “неопределившихся” школьников может достигать 75-80% в случае неэффективной информационной кампании и снижается до 20-25% после проведения комплекса информационных мероприятий. Конечно, здесь необходима дополнительная кропотливая индивидуальная работа.

5. Корректировка предварительной модели сети.

Целью этого этапа является уточнение предварительной модели сети, учитывающей ресурсы участников сети и полученную совокупность ИУП школьников.

Проведенное исследование востребованности учебных курсов сетевого профильного обучения позволяет сформировать предварительную виртуальную структуру сетевого профильного обучения. Также несложно выявить и предполагаемую наполняемость виртуальных сетевых классов и групп по профильным предметам и элективным курсам в соответствии с тем выбором, который сделали школьники, формируя индивидуальный образовательный маршрут.

На этом этапе также уточняются ресурсы образовательных учреждений – участников сети, их соответствие образовательным запросам школьников. Подчеркнем, что сеть профильного обучения структурируется именно результатами выбора школьниками своих образовательных маршрутов, поэтому объектом управления в сети становится индивидуальная образовательная программа.

На основании БУП, утвержденного МО РФ и департаментом образования Администрации г. Омска, данных анкетирования школьников, а также анализа образовательных ресурсов учебных заведений сети разрабатывается сетевой учебный план.

Наряду с этим уточняется кадровый состав для осуществления сетевого обучения на основании выбора школьников (в этом, кстати, поможет анализ анкет, полученных на предыдущем шаге). На основании действующих нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней разрабатывается документация, обеспечивающая нормы деятельности в сети. Помимо этого прорабатывается комплекс необходимых и достаточных мер обеспечения безопасности по возможным маршрутам перемещения учащихся, решаются вопросы питания старшеклассников, если это необходимо, и другие организационные вопросы.

Структурирующим параметром всех действий этого этапа является направленность на обеспечение максимальной свободы выбора обучающимися образовательной траектории в профильном обучении.

6. Уточнение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

В зависимости от количества школьников на параллели в сети профильного обучения, возможностей ресурсного обеспечения, наполняемости виртуальных классов и групп могут возникнуть ограничения на возможные варианты ИУП. Так, например, когда профильный предмет “география” выберет только один школьник, то вряд ли целесообразно вводить профильную географию в сетевой учебный план. Все возможные ограничения на реализацию образовательных маршрутов должны быть выявлены и учтены в дальнейшем при формировании сети профильного обучения.

После создания сетевого учебного плана (на основе БУПа, с учетом возможностей учебных заведений), обеспечивающего возможность осуществления индивидуальных учебных планов, проводится ознакомление учащихся со структурой и возможностями, которые предоставляет сетевой учебный план.

Именно на этом этапе (перед началом учебного года) проводится информационная ярмарка профильных предметов и элективных курсов, где учащиеся получают полную информацию о каждом из профильных предметов и элективных курсов, предлагаемых сетью профильного обучения на выбор. Предметы и курсы представляют именно тот преподаватель, который и будет осуществлять процесс обучения.

После этого проводится повторное исследование выбора учащихся (рекомендуем сделать это во время проведения информационной ярмарки).

Это исследование осуществляется не в ходе анкетирования, а путем составления индивидуального учебного плана. При этом школьник осуществляет окончательный выбор профильных предметов и элективных курсов с учетом количества часов, иными словами, школьник формирует свою образовательную программу. В течение одной - двух недель после проведения информационной ярмарки заключаются договоры между образовательным учреждением и учащимися, родителями на обучение в сети профильного обучения по индивидуальному учебному плану.

7. Формирование сетевых классов и групп.

На основании данных о вариантах выбора индивидуальных учебных планов формируются виртуальные сетевые классы (группы) учащихся по профильным предметам и элективным курсам с учетом ограничений БУП на деление классов.

На вопросе формирования классов и групп следует остановиться подробнее, так как, с одной стороны, действуют известные нормы наполняемости, с другой необходимо учитывать то, что организация сетевого обучения представляет собой специфическую систему, которая структурируется осознанными образовательными запросами школьников. Поэтому решение этого вопроса, на наш взгляд, не может быть достигнуто прямым исполнением предписанных норм, например, нормы наполняемости классов-комплектов.

Можно ли отказать школьникам в их законном праве изучать профильный предмет “химия”, если не набирается класса-комплекта в соответствии с предписанным нормативом? Думаем, что нельзя, и нужно искать компромиссные варианты решения этой проблемы. Полномасштабный переход на нормативное подушевое финансирование с правом формирования бюджета школы и переход на отраслевую систему оплаты труда, безусловно, решает эту проблему.

В случае недостаточной наполняемости виртуальных сетевых классов по профильным предметам и элективным курсам проводится дополнительная работа с частью учащихся с целью возможной переориентации их выбора. Дело в том, что в силу самых разных причин часть школьников (от 15% до 30%) при вхождении в сетевое профильное обучение либо не определилась с выбором индивидуального образовательного маршрута, либо делает выбор, не соответствующий послешкольным планам.

Такая работа может иметь циклический характер до тех пор, пока не будут сформированы виртуальные сетевые классы (группы) учащихся по профильным предметам и элективным курсам с учетом ограничений БУП на деление классов и норматива их финансирования.

8. Запуск сетевого обучения.

Для успешного начала сетевого обучения составляется расписание для виртуальных классов-комплектов в соответствии с выбором школьников. В случае необходимости осуществляются мероприятия для обеспечения подвоза учащихся.

Учителя и учащиеся обеспечиваются сетевыми классными журналами и портфолио, в которых фиксируются параметры ИУП и результаты обучения.

Постоянно действует Центр консультирования и выстраивается система мониторинга деятельности сети (контроль расписания и посещаемости, решение текущих проблем, и т.п.).

Поскольку в сетевом обучении базовый и профильный уровень предметов преподаются разными учителями, то выстраивается постоянное взаимодействие педагогов-предметников для согласования учебно-тематического планирования по каждому из предметов, включая элективные курсы. В связи с этим организована деятельность сетевых методических предметных объединений, которые включают в себя всех преподавателей, обеспечивающих обучение предмету.

Координатор сети (осуществляет оперативное управление сетевым обучением, включая мониторинг реализации ИУП учащихся).

Совет сети обеспечивает решение стратегических вопросов деятельности сети, включая стратегический контролинг, то есть осуществление мониторинга целей и результатов деятельности в стратегической перспективе.