(Слайд 1) (См. презентацию)
Класс: 6-8
Цель: Углубление знаний о появлении письменности.
Задачи.
Учебные:
Углубить знания учащихся о появлении письменности.
Воспитательные:
Прививать интерес к изучению русского языка.
Развивающие:
Воспитание уважения к истории своего языка.
Форма проведения:
Учебно-познавательная игра.
Ход проведения мероприятия
Учитель (Слайд 1)
Можно ли себе представить жизнь без телевизора? “Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. У наших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования”.
А можно представить себе жизнь без электричества? “Тоже трудно, - скажете вы. Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине и только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки”.
А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности. Тут вы уж точно скажете: “Мы знаем, что когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно.”
Действительно, дорога к ней была длинной и трудной.
Начинали все медведи. Было это очень давно. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах. А в некоторых пещерах обитали медведи. Но постепенно люди выселили всех Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-либо изображение. Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.
Вопрос 1: Как вы считаете, в каком значении обычно употребляют выражения Медвежий угол и Медвежья услуга? (Слайд 2)
(Медвежьим углом принято называть отдаленное, глухое место.
Медвежья услуга обозначает такую неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И.А.Крылова “Пустынник и медведь” Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем по уху, севшую на лоб спящего. От этого удара человек умер: медведь оказал ему медвежью услугу. В нашем языке эти оба выражения употребляются в переносном смысле.)
Кое-где бесписьменные народы существуют и в наше время. Они обходятся без письма, имея свои сигналы- символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
Вопрос 2. Отгадайте, что обозначают следующие символы? (Слайд 3)
(1.Символ Олимпийских игр; 2. Символ медицины; 3. Сигнал опасности; 4. Движение по кругу; 5.стоянка запрещена.)
Историю возникновения славянской письменности рассказывает ученик. (Слайд 4)
Более тысячи лет назад славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй X в. Двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (Территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Какой же азбукой пользовались Кирилл и Мефодий? Это была или глаголица или Кириллица. Точнее ответить на поставленный вопрос нельзя: до нас не дошли рукописи тех времен, когда жили Кирилл и Мефодий.
Посмотрите: Слева – текст, написанный кириллицей, справа – глаголицей.)
Далее ученые изобрели значки для всех звуков. Звуков человеческой речи не пересчитать невозможно, их очень много. Давайте проверим это. Поиграем со словом “Сом”. Попробуйте заменить в этом слове один звук, чтобы получилось новое слово. (Дети дают свои варианты получившихся слов) Затем просмотреть данные слова на слайде (Слайд 5) (дом, ком, лом, ром, том, сок, сор, сон, сов (сова).
А теперь послушайте стихотворение, о том, как важно не путать звуки.
(учащиеся читают стих)
…Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
И
КИТ.
КОТ – огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над нам смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
днем храпит.
КОТ
плывет по океану,
КИТ
Из блюдца ест сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
на море бьет баклуши!
КИТ
Царапался, кусался…
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его:
_кис кис!
Он охотно спрыгнет вниз…
Разбирались целый год,
кто тут КИТ
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили
“В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то,
Против всяких правил,
В Сказке буквы переставил.
Переправил
“КИТ” на “КОТ”,
“КОТ” на “КИТ” наоборот!..
Вопрос 3:
А теперь, ребята, вспомните пословицы о науке, знаниях, книгах и грамотности. Кто больше?
Заключение. (Слайд 6)
Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и селах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Демонстранты несут портреты создателей азбуки. А также несут огромные буквы, составляющие болгарский и русский алфавит. Русские туристы – желанные гости на этом празднике. Ведь они не просто представители дружеского народа, но и братья по письменности. Праздник называется праздником славянской азбуки. М вместе с этим праздник культуры – праздник науки и искусства. А то, что написано на длинных полотнищах лозунгов, в переводе на русский язык звучит так: Наука – это солнце”.
Вопрос 4: Какая русская пословица является эквивалентом болгарской?
(Ученье – свет, неученье – тьма”.
Ребята, запомните, что с 1986 года праздник славянской азбуки ежегодно отмечается и в нашей стране.