В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время для более эффективной коррекционной работы с детьми используются специальные компьютерные программы, которые умело применяются в педагогическом процессе специальных учреждений VIII вида.
На данном этапе развития ИКТ интересным представляется использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе. Мультимедийная учебная презентация – электронное пособие, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия:
- Образовательный аспект:
восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. - Развивающий аспект:
развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. - Воспитательный аспект:
воспитание усидчивости, терпения и умения организовать самостоятельную работу.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями: педагог сам может выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными фотографиями, анимациями и видеофрагментами.
Известно, что для усвоения новых знаний детям с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить раздаточный и иллюстративный материал. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
У детей с интеллектуальными нарушениями быстрее развиваются:
- зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, произвольная память, активизируется внимание ребенка, образное и абстрактное мышление, произвольность, умение построить план действий;
- формируется познавательная мотивация;
- формируется словарный запас;
- исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного материала;
- дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
- определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии;
- разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
- отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности;
- продумать простое композиционное решение слайдов;
- заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным);
- определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
- в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз);
- продумать предшествующую показу и последующую работу учеников.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа педагога, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по тексту, выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит осуществить индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит педагогу отработать с детьми основные понятия и незнакомые слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Включение в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой. Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после ее просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные педагогом до, во время, после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок.
Преимущества использования презентаций на занятиях дефектолога:
- качество наглядного материала;
- мультимедиа среда выше по информационной плотности;
- представление учебного материала в доступной форме;
- реализация развивающего обучения, проблемно-диалогического и дифференцированного подхода;
- оценка уровня усвоения изучаемого материала;
- решение проблемы дефицита подвижной наглядности;
- возможность многократного повторения изучаемого материала.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.
Использование информационных технологий изменяют роль, место и задачи не только обучающихся, но и педагогов. Усложняются технологии преподавания, видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. Роль педагога в новой информационной среде остается ведущей. При этом содержание деятельности педагога приобретает творческий технологический характер, требует от него постоянного обновления своих знаний и профессионального роста.
Список использованной литературы:
- Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
- Ткаченко И.С. Создание электронных презентаций / И.С. Ткаченко, О.В. Антропова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Югова Л. Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики в начальной школе.