Цель:
- продолжить знакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина,
- показать красоту его поэзии,
- развивать наблюдательность,
- воспитывать нравственные и эстетические чувства,
- раскрывать творческий и эмоциональный потенциал учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Дети читают наизусть стихи А. Блока и С. Черного.
Учитель: Ребята вы хорошо читали стихи. А теперь я вам почитаю:
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит петушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за гору ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно устал от работы.
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения “Учитель”, а написал его известный вам Александр Александрович Блок.
III. Изучение нового материала.
Беседа о поэте.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот кто не ходит в школу.
– Кто его автор? Это первое напечатанное стихотворение поэта. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был, человеком Сергей Александрович Есенин? (Он молодой и красивый, у него очень добрые и умные глаза. Он задумчивый и мечтательный)
Учитель: Недаром имя у него Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нем действительно что-то весеннее. Он гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза устремленные в даль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.
Дети через мультимедиапроектор знакомятся с биографией поэта.
Сергей Александрович Есенин (1895–1925)
Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Позднее, вспоминая о своем детстве, он рассказывал: “Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду.… После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах”. А дед радовался и говорил: “Он так крепче будет”.
Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в девять лет.
Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел быть учителем и уехал в Москву. Ему шел тогда семнадцатый год.
Первое напечатанное стихотворение Есенина “Береза” появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей “Мирок”. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые вы прочтете в этой книге. Но “писать для детей – надо особый дар иметь”, – говорил Есенин и редко писал для них. В 1916 году вышла первая книга стихов Есенина. Ее приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.
В одном из своих стихотворений Есенин писал:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине пронизано все его творчество
Физкультминутка.
Игра “Найди рифму”
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце,
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки (смеются)
А. Блок “Снег, да снег”И так уж ворона довольна,
Что весна и дышать ей (привольно)
А. Блок “Ворона”Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому (попасть)
А. Блок “Зайчик”
Звучит инструментальная музыка.
Есенин живет с природой одной жизнью. Он как бы растворен в малиновой шири полей, в голубом летнем вечере, в алом свете зари. Деревья, цветы, травы находятся с ним в родстве, поверяют ему свои тайны.
Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
А сколько цветов в стихах Есенина! В приокских заливных лугах такое обильное разнотравье, такая гамма красок! Это не могло пройти мимо поэта: ромашки, васильки, кашка, ландыши, гвоздики, колокольчики – все они попали в стихи поэта.
Самое дорогое в Есенине – образ родной природы: лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.
Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле слова можно назвать поэтом – художником.
Самое драгоценное в нем (Есенине) – образ родной природы: лесной, средне – русской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.
Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле можно назвать поэтом – художником.
IV – Работа над стихотворением Есенина “Черемуха”
1. Дети читают стихотворение наизусть.
2. Объясните слова в голубой рамочке.
Медвяная – имеющая вкус или запах меда.
Пряная – острая и ароматнная по вкусу и запаху.\Проталинка – место, где стаял снег и появилась земля.
Гремучий – производящий громкие звуки.
Вкрадчиво – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.
3. Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо.
– Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились?
– Какие слова выбирает поэт, чтобы услышали, как поет ручей?
– Какой вы представляете черемуху?
4. Прочитайте стихотворение выразительно.
– Почему стихотворение проникнуто любовью к природе?
V. Работа в группах.
Мы будем рисовать экран нашего настроения. Вспомним каждую из картин и наши ощущения. Передадим это в рисунках.
Расскажем, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение.
Во время работы в группах звучат романсы на стихи Есенина.
VI. Анализ работ.
У каждого из вас свои картины получились. Они и похожи, и чем-то различаются.
VII. Итог урока.
– Кто доволен своей работой?
– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
– Кому захотелось создать иллюстрацию?
VIII. Заключительное слово учителя.
Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!
Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.
Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!
Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь живой поэзии.
Вот она истинная судьба Поэта века! Щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света…
IX. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Найти и прочитать другие стихотворения поэта.
- Нарисовать иллюстрацию.