Урок-презентация. Стихотворение С.Есенина "Черемуха" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • продолжить знакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина,
  • показать красоту его поэзии,
  • развивать наблюдательность,
  • воспитывать нравственные и эстетические чувства,
  • раскрывать творческий и эмоциональный потенциал учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Дети читают наизусть стихи А. Блока и С. Черного.

Учитель: Ребята вы хорошо читали стихи. А теперь я вам почитаю:

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит петушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за гору ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно устал от работы.
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения “Учитель”, а написал его известный вам Александр Александрович Блок.

III. Изучение нового материала.

Беседа о поэте.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот кто не ходит в школу.

– Кто его автор? Это первое напечатанное стихотворение поэта. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был, человеком Сергей Александрович Есенин? (Он молодой и красивый, у него очень добрые и умные глаза. Он задумчивый и мечтательный)

Учитель: Недаром имя у него Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нем действительно что-то весеннее. Он гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза устремленные в даль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

Дети через мультимедиапроектор знакомятся с биографией поэта.

Приложение.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Позднее, вспоминая о своем детстве, он рассказывал: “Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду.… После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах”. А дед радовался и говорил: “Он так крепче будет”.

Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в девять лет.

Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел быть учителем и уехал в Москву. Ему шел тогда семнадцатый год.

Первое напечатанное стихотворение Есенина “Береза” появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей “Мирок”. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые вы прочтете в этой книге. Но “писать для детей – надо особый дар иметь”, – говорил Есенин и редко писал для них. В 1916 году вышла первая книга стихов Есенина. Ее приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.

В одном из своих стихотворений Есенин писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.

И нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине пронизано все его творчество

Физкультминутка.

Игра “Найди рифму”

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце,
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки (смеются)
А. Блок “Снег, да снег”

И так уж ворона довольна,
Что весна и дышать ей (привольно)
А. Блок “Ворона”

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому (попасть)
А. Блок “Зайчик”

Звучит инструментальная музыка.

Есенин живет с природой одной жизнью. Он как бы растворен в малиновой шири полей, в голубом летнем вечере, в алом свете зари. Деревья, цветы, травы находятся с ним в родстве, поверяют ему свои тайны.

Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.

А сколько цветов в стихах Есенина! В приокских заливных лугах такое обильное разнотравье, такая гамма красок! Это не могло пройти мимо поэта: ромашки, васильки, кашка, ландыши, гвоздики, колокольчики – все они попали в стихи поэта.

Самое дорогое в Есенине – образ родной природы: лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.

Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле слова можно назвать поэтом – художником.

Самое драгоценное в нем (Есенине) – образ родной природы: лесной, средне – русской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.

Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле можно назвать поэтом – художником.

IV – Работа над стихотворением Есенина “Черемуха”

1. Дети читают стихотворение наизусть.

2. Объясните слова в голубой рамочке.

Медвяная – имеющая вкус или запах меда.
Пряная – острая и ароматнная по вкусу и запаху.\Проталинка – место, где стаял снег и появилась земля.
Гремучий – производящий громкие звуки.
Вкрадчиво – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.

3. Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо.

– Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились?

– Какие слова выбирает поэт, чтобы услышали, как поет ручей?

– Какой вы представляете черемуху?

4. Прочитайте стихотворение выразительно.

– Почему стихотворение проникнуто любовью к природе?

V. Работа в группах.

Мы будем рисовать экран нашего настроения. Вспомним каждую из картин и наши ощущения. Передадим это в рисунках.

Расскажем, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение.

Во время работы в группах звучат романсы на стихи Есенина.

VI. Анализ работ.

У каждого из вас свои картины получились. Они и похожи, и чем-то различаются.

VII.  Итог урока.

– Кто доволен своей работой?

– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

– Кому захотелось создать иллюстрацию?

VIII. Заключительное слово учителя.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!

Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!

Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь живой поэзии.

Вот она истинная судьба Поэта века! Щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света…

IX. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Найти и прочитать другие стихотворения поэта.
  3. Нарисовать иллюстрацию.