Методическая работа как важный фактор повышения профессионального уровня педагогов

Разделы: Администрирование школы


«Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р. Киплинг

Введение

Темпы изменений, происходящих во всех областях современного российского общества, требуют адекватной перестройки системы образования для удовлетворения потребности в подготовке профессионалов нового поколения, готовых полноценно жить и трудиться в 21 веке.
Именно педагог является центральной фигурой всякого учебного процесса.  От его квалификации и профессионализма в значительной мере зависит успех обучения и,  в конечном итоге, решение стоящих перед системой образования задач.
Современный учитель должен отвечать новым требованиям жизни, ему необходимо учиться самому, повышать квалификацию, расширять кругозор.
Работа по повышению квалификации учителя – предметника проходит через работу  МО. В гимназии сложилась устойчивая структура объединения учителей по циклам дисциплин.
МО учителей  естественно – научного цикла  создано на  базе учителей физики, химии, биологии и географии. Все педагоги имеют высшую и первую квалификационную категорию, из  них 60%  работают  на доверии и самоконтроле.
Деятельность МО  (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная и др.) осуществляется  в рамках работы  над методической темой «Использование современных информационно – коммуникационных технологий для развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся»,  которая содержательно связана с научно – методической темой  гимназии   «Совершенствование структуры и содержания профильного и предпрофильного образования на основе развивающих и здоровьесберегающих технологий».

Основная часть

Данная  проблема нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей. Организация  работы над методическими  темами  представляет систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий  обучения предмету и повышения  его результативности.

Темы по самообразованию

 

1

«Освоение новых технологий – путь к повышению качества обучения»

2

Использование информационных технологий в процессе формирования учебной мотивации школьника

3

Система оценивания в  компетентностно-ориентированном образовательном процессе

4

Использование  информационных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ

5

Технология создания сайтов и основы
Web- дизайна»

6

Компетентностный подход к обучению химии

7

Информационные технологии на уроках географии

 

    Основные направления  в деятельности  МО:

  • Разработка интегрированных учебных программ по предмету и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов;
  • Регулирование  воспитательно – образовательного процесса на основе налаживания обратной связи с обучающимися;
  • планирование работы на основе диагностики затруднений, которые возникают у учителей в процессе реализации обновленных вариантов содержания образования;
  • организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения;
  •  проведение открытых занятий и внеклассных мероприятий по предмету;
  • организация работы  с молодыми и  вновь пришедшими педагогами;
  • совершенствование учебно-материальной базы учебных кабинетов.

 На заседаниях методического объединения  рассматриваются следующие вопросы:

  • работа с образовательными стандартами и их выполнение;
  • изучение нормативных документов;
  • вопросы методики преподавания;
  • анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
  • анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
  • подготовка  обучающихся к ЕГЭ и ГИА;
  • отчеты учителей по самообразованию;
  • работа с сильными и слабыми учащимися;
  • подготовка к школьным и районным олимпиадам;
  • исследовательская  деятельность  учителей и учащихся;
  • организация внеурочной познавательной деятельности по предмету;
  • вопросы по теме МО и др.

Систематическое повышение профессионального уровня  является важнейшим условием успешной  работы  каждого педагога.
Все участники МО регулярно проходят курсовую переподготовку  в КРИПКиПРО,  что способствует  решению многообразных проблем образовательного процесса,   совершенствованию  методов  и  форм обучения, освоению новых технологий.      
Повышению педагогического мастерства способствуют:

- школьные теоретические и практические семинары,
- системная работа педагогов в районном и гимназическом   методических объединениях, творческих группах, лабораториях.

С целью повышения общеобразовательного уровня учителей   прошли теоретические семинары «Школьные образовательные технологии», «Мастерство учителя на уроке».
Участие в работе  психолого-педагогического  семинара  является наиболее эффективной формой повышения квалификации учителей. Здесь раскрываются  психологические особенности проведения урока, даются рекомендации по психогигиене учительского труда, диагностике психических процессов развития личности, малых групп, коллектива.   

Все педагоги  МО  работали в творческих группах по изучению и внедрению  информационных,  здоровье- сберегающих  и проектных  технологий. Их объединяет желание глубоко освоить специальные и  методические вопросы.
Одно из ключевых направлений – применение информационных технологий в учебном процессе. Учителями пройдены  курсы «Пользователь ПК» и курсы Microsoft - офис «Партнерство в образовании».
Педагоги, повысившие ИКТ компетентность, составляют основную группу учителей, систематически применяющих свои знания на уроках и во внеурочной деятельности, тем самым обеспечивают доступность образования и повышение его качества.  Совместно с детьми разрабатывают мультимедийные  презентации, компьютерные модели, тренировочные тестовые программы, участвуют в создании  межпредметных  проектов. Используют  компьютерные учебники, презентации, ресурсы сети Интернет.
В рамках фестиваля-конкурса методических служб ОУ Мариинского района  на базе МО была проведена педагогическая мастерская «Информационные технологии и их использование в системе профильного обучения», где приняли участие учителя физики, химии и географии.
Все кабинеты естественно-научного цикла оснащены современной  компьютерной техникой (компьютеры, мультимедиа проекторы, интерактивная доска). Учителя постоянно работают над совершенствованием УМК своих кабинетов, которые являются лучшими в гимназии.
У педагогов сформирована устойчивая мотивация к самообразованию, саморазвитию, самореализации в профессиональной деятельности. Итогом работы учителей  гимназии над методической темой  стало их участие в творческих отчетах, проходящих  в рамках аттестации, семинарах,  участие  в   различного рода конкурсах.
Работа учителя по самообразованию просматривается через методические карты  и «Портфолио учителя», в которых отражена вся методическая деятельность учителя за несколько лет.
В 2008 году на базе гимназии создан ресурсный центр, который осуществляет взаимодействие гимназии и сельских общеобразовательных учреждений  для более широкого доступа обучающихся к образовательным ресурсам, использование ими возможности информационных технологий для получения разносторонних знаний. Учителя химии и биологии, входящие в ресурсный центр, оказывают методическую помощь педагогам сельских школ, организуют для них консультации по вопросам профильного обучения.
В 2008-2009 учебном году была создана  творческая лаборатория учителей естественно-научного цикла по направлению «Системный подход к ЕГЭ: теория, практика подготовки».

Цель её работы  - создание методических рекомендаций по подготовке обучающихся к ЕГЭ, создание банка педагогических идей по данному направлению. Научное руководство лабораторией осуществляли  преподаватели КемГУ.  
Педагогический  коллектив  гимназии  продолжает активно  сотрудничать  с  КемГУ. Взаимодействие учителей гимназии с преподавателями кафедр КемГУ осуществляется по следующим направлениям:

  • организация работы спецкурсов для обучающихся 10 классов;
  • подготовка к предметным олимпиадам;
  • научное руководство исследовательской работы обучающихся; 
  • оказание теоретической и методической помощи  учителям гимназии.

Важным элементом совместной работы гимназии и КемГУ является участие обучающихся в Вузовской олимпиаде школьников.
Учителя гимназии принимали активное участие в работе предметных секций научно-методического совета  ЦНО Кем ГУ.
Опыт работы педагогов распространяется на муниципальном, областном и федеральном уровнях. 
Одним из ведущих направлений деятельности гимназии является развитие творческого потенциала личности учащегося. В образовательном учреждении сложилась определенная система работы с одаренными детьми. 
Индивидуализация обучения и развития в большей степени находит отражение в организации внеурочной деятельности с учащимися по предмету, что помогает обеспечить широкие возможности для реализации интересов детей, создаёт поле творческой познавательной деятельности для выявления и развития разнообразных способностей  школьников.
Одной из форм такой работы является деятельность научного общества обучающихся «Сигма», итог которой  -  научно – практические конференции, конкурсы исследовательских работ разного уровня.
Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через  спецкурсы, факультативы, предметные кружки,  марафоны и олимпиады.   
Марафон  учебных предметов проводился в соответствии с планом работы  МУ «ИМЦ» и  методической службы  гимназии   с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках планирования научно-методической и опытно-экспериментальной работы, создания условий для профессиональной ориентации обучающихся, а также для развития их познавательной и творческой активности.
Все предметные марафоны прошли на высоком уровне: торжественные открытия (ярмарка знаний) и закрытия, были задействованы все параллели классов.
Учителя дали уроки разных форм, проведены внеклассные мероприятия: игры, КВНы, встречи, вечера. В рамках предметных марафонов проведены олимпиады, конкурсы знатоков по предмету, оформлены стенгазеты, спецвыпуски.
В  2008 году учителя физики со своими  учениками  стали первыми участниками проекта «Гимназический союз России». Учащиеся профильных  10 -11 классов принимали участие в видеоконференциях  по физике, проводимых институтом образовательных технологий Санкт-Петербурга по темам:  «Жидкий кристалл и его компьютерная модель» (лектор –Комолкин А.В.,доцент кафедры квантовых магнитных явлений СПбГУ) и «Физика элементарных частиц в 21 веке» (профессор кафедры физики высоких энергий Манида С.Н.)
Начиная с 2004 года учащиеся  принимают участие и становятся победителями в региональных межвузовских олимпиадах, которые проводятся в  ВУЗах  Томска и Кемерово.   
Развитие интеллектуальной творческой личности школьника является основным направлением в деятельности каждого  учителя. Различные формы организации учебных занятий позволяют  воспитывать интерес к знаниям, получать достаточно высокие результаты  обучения.                                                                                                   
За развитие творческих интеллектуальных способностей обучающихся, за работу с одаренными детьми  педагоги  неоднократно награждались грамотами администрации Кемеровской области, администрации Мариинского района,  управления образования Мариинского района.

«… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире...»

(из «Послания  Президента Российскому Федеральному Собранию»)

Ключевая роль в  этом принадлежит учителю. Поэтому наши педагоги находятся в постоянном творческом поиске.

«  …Ведь в основе современной стратегии образования  лежит развитие аналитических способностей, критического мышления, умение учиться, умение самому воспринимать знания, успевать за переменами. Эту способность может привить только новый учитель. Все реформы образования будут обречены, если не будет меняться сам  педагог…»

(из выступления на заседании Государственного Совета РФ  В.В. Путина)