Пояснительная записка
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы. Осмысление взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки построения схем, диаграмм. При возникновении неожиданных результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в нескольких повторных экспериментах, добиваясь хорошей воспроизводимости полученных результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный факт.
В процессе реализации данного курса происходит расширение и углубление базовых программ основной школы по биологии, экологии, химии, закрепление знаний по общетеоретическим гуманитарным и естественно - научным предметам. Это первая проба в исследовательской работе, где вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования, вырабатываются навыки природоохранной деятельности, происходит осознание самого себя.
Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе реализации курса школьники учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды будут полезны в их дальнейшей жизни.
Задачи курса:
возбудить интерес к темам исследования, рассмотреть их важность как для решения проблем своего села, так и для развития личности самих учащихся, совершенствования умственных способностей и практических навыков.
Основной объект исследовательской деятельности - экосистема водоема и процессы, в которых она участвует.
Учащиеся должны научиться изучать экосистему, ее компоненты, связи, отношения, уровни и этапы развития, пространственно - временные характеристики. Уметь доказательно объяснять функции, природные и антропогенные изменения экосистемы, формулировать выводы, приводить примеры, комментировать графики, таблицы, схемы, уметь применять методы исследования в оценке состояния экосистем, собирать и анализировать экологическую информацию.
Основные этапы исследовательской деятельности и их содержание.
1. Подготовительный. Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники регистрирования хода работ.
2. Экспериментальный. В процессе исследования водоема учащиеся проводят наблюдения, сбор пробы на различных толщах водоема. Сбор информации. Описание растительного и животного мира водоема.
3.Камеральный.Осуществляется обработка образцов материала, определяется видовой состав, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.
4.Аналитический. Проводится работа по выявлению причинно - следственных связей, закономерностей. экологических проблем.
5. Отчетный. Составляется отчет об исследовательской деятельности . На основе полученных материалов оформляются творческие работы.
Презентация курса (Приложение3)
Учебно - тематический план (9 часов)
Технологические карты к проведению занятий (Приложение1)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма |
Виды деятельности |
Литература |
1 |
Биоиндикационные методы (водоросли, животное население). |
2 |
Лекция с просмотром иллюстраций, коллекций |
Рассматривание |
1,3,7 |
2 |
Сбор материалов для лабораторного исследования |
1 |
Экскурсия на водоём |
отбор проб на различных толщах водоема. Описание растит. и животн. мира |
3,5,6 |
3 |
Изучение и оценка собранного материала |
2 |
Лабораторная работа |
Выполнение Л.р. |
4,7,8,9 |
4 |
Степень органического загрязнения водоёма (по составу водорослей) |
1 |
Интегрированный |
Обработка |
1,7 |
5 |
Оценка водоёма по обилию животного населения |
1 |
Комбинированный |
Определение |
3,5,7 |
6 |
Индикация сапробности водоема (загрязнение органическими веществами) |
1 |
Лабораторная работа |
Построение |
3,7 |
7 |
Комплексная оценка экологического состояния водоёма |
1 |
Интегрированный |
Выявление причинно-следственных |
2,4 |
Критерии успешности
- Увлеченность.
- Развитие интереса к исследовательской деятельности. (Анкета).
Результативность
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, выполнении лабораторных и практических работ.
Выступления на школьной конференции
Литература
- Акимушкин И. И. Причуды природы.- Смоленск; Русич, 1999.-288с.
- «Биология в школе», журнал.-№6,1999; №1,2003; №6,2004
- Еженедельная учебно-методическая газета «Биология»,№10-14 1999, №23-25 2000, №7,21,22 2004.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М.;Вербум-М, 2001,-48с.
- Травникова В.В. «Биологические экскурсии».Учебно-методическое пособие-СПб.; «Паритет», 2002.-256с.
- Сухова Т.С. «Урок биологии»: Технологии развивающего обучения.-М.: Вентана-Графф,2001.-112с.
- Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Под ред.Т. Я. Ашихминой. - М: АГАР, 2000.
- Энциклопедия «Жизнь животных», т 1,под ред.Зенкевич, 1968.
- Энциклопедия «Зоология беспозвоночных», Натали В.Ф.,1975.