Программа предпрофильного курса "Оценка экологического состояния реки"

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы. Осмысление взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки построения схем, диаграмм. При возникновении неожиданных результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в нескольких повторных экспериментах, добиваясь хорошей воспроизводимости полученных результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный факт.
В процессе реализации данного курса происходит расширение и углубление базовых программ основной школы по биологии, экологии, химии, закрепление знаний по общетеоретическим гуманитарным и естественно - научным предметам. Это первая проба в исследовательской работе, где вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования, вырабатываются навыки природоохранной деятельности, происходит осознание самого себя.
Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе реализации курса школьники учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды будут полезны в их дальнейшей жизни.

Задачи курса:

возбудить интерес к темам исследования, рассмотреть их важность как для решения проблем своего села, так и для развития личности самих учащихся, совершенствования умственных способностей и практических навыков.

Основной объект исследовательской деятельности - экосистема водоема и процессы, в которых она участвует.

Учащиеся должны научиться изучать экосистему, ее компоненты, связи, отношения, уровни и этапы развития, пространственно - временные характеристики. Уметь доказательно объяснять функции, природные и антропогенные изменения экосистемы, формулировать выводы, приводить примеры, комментировать графики, таблицы, схемы, уметь применять методы исследования в оценке состояния экосистем, собирать и анализировать экологическую информацию.

Основные этапы исследовательской деятельности и их содержание.

1. Подготовительный. Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники регистрирования хода работ.

2. Экспериментальный. В процессе исследования водоема учащиеся проводят наблюдения, сбор пробы на различных толщах водоема. Сбор информации. Описание растительного и животного мира водоема.

3.Камеральный.Осуществляется обработка образцов материала, определяется видовой состав, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.

4.Аналитический. Проводится работа по выявлению причинно - следственных связей, закономерностей. экологических проблем.

5. Отчетный. Составляется отчет об исследовательской деятельности . На основе полученных материалов оформляются творческие работы.

Презентация курса  (Приложение3)

Учебно - тематический план (9 часов)

Технологические карты к проведению занятий (Приложение1)

Тема занятия

Количество часов

Форма

Виды деятельности

Литература

1

Биоиндикационные методы (водоросли, животное население).

2

Лекция с просмотром иллюстраций, коллекций

Рассматривание
иллюстрац.,
коллекции

1,3,7

2

Сбор материалов для лабораторного исследования

1

Экскурсия на водоём

отбор проб на различных толщах водоема. Описание растит. и животн. мира

 

3,5,6

3

Изучение и оценка собранного материала

2

Лабораторная работа

Выполнение Л.р.

4,7,8,9

4

Степень органического загрязнения водоёма (по составу водорослей)

1

Интегрированный

Обработка
образцов
материала.
выполнение П.Р.

1,7

5

Оценка водоёма по обилию животного населения

1

Комбинированный

Определение
видового состава
(Приложение 2)

3,5,7

6

Индикация сапробности водоема (загрязнение органическими веществами)

1

Лабораторная работа

Построение
Таблиц, схем

3,7

7

Комплексная оценка экологического состояния водоёма

1

Интегрированный

Выявление причинно-следственных
связей

2,4

 Критерии успешности

  • Увлеченность.
  • Развитие интереса к исследовательской деятельности. (Анкета).       

Результативность

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, выполнении лабораторных и практических работ.
Выступления на школьной конференции

Литература

  1. Акимушкин И. И. Причуды природы.- Смоленск; Русич, 1999.-288с.
  2. «Биология в школе», журнал.-№6,1999; №1,2003; №6,2004
  3. Еженедельная учебно-методическая газета «Биология»,№10-14 1999, №23-25 2000, №7,21,22 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.-М.;Вербум-М, 2001,-48с.
  5. Травникова В.В. «Биологические экскурсии».Учебно-методическое пособие-СПб.; «Паритет», 2002.-256с.
  6. Сухова Т.С. «Урок биологии»: Технологии развивающего обучения.-М.: Вентана-Графф,2001.-112с.
  7. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Под ред.Т. Я. Ашихминой. - М: АГАР, 2000.
  8. Энциклопедия «Жизнь животных», т 1,под ред.Зенкевич, 1968.
  9. Энциклопедия «Зоология беспозвоночных», Натали В.Ф.,1975.