Цель:
- продолжить формирования умений в решения типовых задач с использованием графиков и уравнений конкретных видов электромагнитных колебаний. Выявление уровня усвоения и владения материалом темы.
- расширение и углубление теоретического материала, его глубокое осмысление путём сравнения и сопоставления, абстрагирования и конкретизации при решении типовых задач различными методами и нестандартных задач.
- применение современных коммуникационных технологий для формирования умений работы в группах. Содействие формированию мировоззренческих идей единства процесса познания, показ практического значения задач по теме: «Электромагнитные колебания» через изученные типы задач. Развитие мотивационной сферы учащихся посредством интерактивной доски и ПК.
Тип урока: урок обобщения и систематизации учебного материала через применение знаний в новых ситуациях.
Форма урока: Практикум по решению задач.
Оборудование: Карты – алгоритмы с заданиями для каждой группы (приложение 1), карты учёта (приложение2), сборники задач (Г.В. Степановой), ноутбуки (приложение 3), проектор, интерактивная доска (приложение 4), дополнительный материал (приложение 5)
План урока
Этапы урока |
Время |
Приемы и методы |
I. Введение: порядок работы учащихся на уроке. |
3 мин |
Сообщение учителя. |
II. Актуализация теоретических знаний на конструктивно – творческом уровне. |
20 мин |
Работа в группах по коллективному обсуждению вопросов, решение задач, защита группового решения (Рисунки). Беседа. Записи на доске и в тетради. Самооценка выполненной работы. |
III. Знакомство с типами задач и методами их решения по теме: «Электромагнитные колебания. » |
20 мин |
Рассказ. Беседа. Записи на интерактивной доске и в тетради. |
IV. Самостоятельная работа. |
30 мин |
Решение задачи по сборникам задач Степановой. Индивидуальная работа (работа с ноутбуками). |
V. Подведение итогов урока. |
5 мин |
Беседа. |
VI. Домашнее задание. |
2 мин. |
Сообщение учителя. |
Ход урока
I. Введение: порядок работы на уроке.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами изучать вынужденные электромагнитные колебания, мы познакомимся с новыми типами задач по этой теме и научимся их решать с использованием графиков и уравнений для конкретных видов электромагнитных колебаний. Это очень важно уметь решать такие задачи, так как именно графическое представление зависимости между характеристиками электромагнитных колебаний, и не только их, а и вообще физических процессов является наиболее наглядным и точным. Именно с графиками работают радиоинженеры, сейсмографы, кардиологи и другие службы. Я вам предлагаю найти еще примеры и познакомить класс с ними на следующем уроке. А задания, с которыми мы познакомимся на уроке, предстоит вам выполнить на контрольной работе.
Наш урок мы построим по такому плану:
- Работа в группах: задания рассматриваются и решаются всеми ребятами группы. Защита решения 2-1 учащимися у доски. Эту оценку получает вся группа. До защиты выставить в карту контроля самооценку в баллах и сдать. Учитывается быстрота выполнения задания группой.
- Знакомство с методами новых для вас типов задач по теме: «Электромагнитные колебания».
- Самостоятельная работа по решению аналогичных задач, параллельно выполнение теста на ноутбуках.
- Подведение итогов.
II. Актуализация теоретических знаний на конструктивно – творческом уровне.
Итак, найдите у себя на столе задания для группы в 2-х экземплярах и приступили к выполнению первого задания. Та группа, которая первая подготовилась, поднимает руку и отвечает.
Идет защита каждой группы своего задания.
III. Объяснение нового материала. Знакомство с методами решения типовых задач по теме: «Электромагнитные колебания».
Существует разные типы задач, но в данном случае мы рассмотрим графические т.е. по данному уравнению вычисляем основные характеристики колебательного процесса и строим график и, наоборот, по графику находим основные характеристики колебательного процесса и записываем уравнение гармонических колебаний.
Итак, переходим к знакомству этими с методами решения.
Задача 1.
Сила тока в цепи переменного тока меняется со временем по закону i =20 Cos 100πt. Определить характеристики колебательной системы и построить график данного колебательного процесса.
Решение.
1.Выясним сначала, какой это вид колебаний.
Гармонические колебания.
2.Запишем уравнение в общем виде: i = Cos ω t
3.Проводим сравнение общего уравнения с данным.
Увидели, что = 20А, а ω = 100π.
4. Для построения графика нужны следующие величины: и T.
мы уже нашли, а теперь найдём T, используя формулу T = ; T = .5.Теперь выберем и построим оси координат; одна – время, вторая – переменный ток.
Обязательно нужно выбрать правильно масштаб.
6. Давайте вспомним, какой график функций y = Cosx. Зная с алгебры промежутки возрастания и убывания функции y = Cosx, мы построим схематично график. T = 0,02с. 7.Проведем плавную линию.
Итак, мы построили график колебаний по уравнению i =20 Cos 100πt. Рисунок 1.
Ребята, давайте подчеркнём основные этапы, т.е. проговорим алгоритм решения такого типа задач.
Алгоритм:
- Сравниваем конкретное уравнение с уравнением в общем виде.
- Определяем характеристики колебательной системы и обозначаем их. , T, ω.
- Выбираем масштаб, строим и обозначаем оси.
- Показываем значение периода, полупериода, значение максимального тока в характерных точках. Схематично проводим график по аналогии с y = Cosx.
- Применяем формулы конкретного вида сопротивления и закона Ома.
Используя алгоритм в обратном порядке, т.е. с 4 пункта до 1 пункта, мы сможем решать задачи - обратные данной.
Задача 2.
Пусть дан график колебаний в колебательном контуре радиопередатчика системы. Определить её характеристики и записать уравнение зависимости силы тока i = i(t), текущего в катушке, от времени, если L = 0,2Гн.
Решение.
1.По данному графику мы можем определить: U = 50В, T = 0,4 c.
2.Для записи уравнения, необходимо рассчитать циклическую частоту по формуле: T = -> = ->ω =3.График, каких колебаний нам дан? Это синусоида или косинусоида?
u = USin ωt → u = 50 Sin 5π Рисунок 2.
4. Используя закон Ома для участка цепи, где присутствует катушка с индуктивностью L = 0,2Гн, рассчитаем I .
Если рассматривать колебательный контур с катушкой индуктивности, то знаем что I уменьшается по сравнению c U, и что колебания силы тока отстают от колебаний напряжения на . График строим передвижением вертикальной оси вправо на .5.Используя данные, запишем уравнение зависимости i = i(t).
А теперь, каждый у себя в тетради самостоятельно воспроизведет обе задачи, кто быстро решит эти задачи, переходит к самостоятельной работе.
IV. Самостоятельная работа.
У вас на картах для групп указано индивидуальное задание - задачи по трём уровням на «3», «4», «5». Сами выбираете те задачи, с которыми вы считаете, что справитесь.
Параллельно – идёт работа с ноутбуками. Несколько человек работают с ними и выставляют отметку в карту отчёта, а вторая часть – работает над задачами, а потом меняемся.
Итак, приступили к воспроизведению задач, решённых и записанных на доске.
Индивидуальное задание каждому члену группы: из трёх вариантов заданий выбрать один по своему желанию и выполнить самостоятельно!
На «3»: 1284, 1288.
На «4»: 1283, 1307, 1302.
На «5»: 1282(кроме(в)), 1283, 1308, 1304.
V. Подведение итогов урока.
1. Как вы считаете, какое значение сыграли задания а) и б) в изучении данной темы?
2. Достигли ли вы тех целей, которые мы с вами поставили в начале урока?
3. В чём положительные и отрицательные моменты в проведении такой формы работы?
4. Чем руководствовались вы в выборе уровня задач в самостоятельной работе?
5. Что вызвало затруднение в работе на уроке?
VI. Домашнее задание:
задачи №940, № 957 сборник задач по физике Рымкевич А.П.,
№ 979*для желающих и творческое задание. Для повторения §27-34.