ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с некоторыми видами профессий;
- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- развивать внимание и речь;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный комплекс, презентация, машинка для стрижки волос, фонендоскоп, шпатель, указка, жезл регулировщика, овощи, мука, ткань, семена, письма, деньги, краски, книги, обувь, рубанок, нитки, пуговицы.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек на земле от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.
Песня "Трудимся с охотой"
1 ВЕДУЩИЙ:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож:
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба.
2 ВЕДУЩИЙ:
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - это учёба, хорошие, крепкие знания. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми и перед вами встанет серьёзный вопрос: "Кем быть?" Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
1 ВЕДУЩИЙ: Этот праздник, который мы назвали "Все профессии нужны, все профессии важны", является маленькой частицей в этой большой работе.
2 ВЕДУЩИЙ: Каждая профессия хороша по-своему. Итальянский писатель Джанни Родари утверждает, что каждая профессия имеет свой запах.
1 ЧТЕЦ:
У каждого дела запах особый,
В булочной пахнет тестом и сдобой.
2 ЧТЕЦ:
Мимо столярной идёшь мастерской -
Стружкою пахнет и свежей доской.
3 ЧТЕЦ:
Пахнет маляр скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
4 ЧТЕЦ:
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего - маслом машины.
5 ЧТЕЦ:
Пахнет кондитер орехом мускатным,
Доктор в халате - лекарством приятным.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем о том, что такое профессии, об их роли в нашей жизни.
6 ЧТЕЦ:
Это здорово: уметь! -
Сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
7 ЧТЕЦ:
Это здорово: строгать! -
Делать стол или кровать.
Бак лудить, трамвай водить,
Дом на зорьке возводить
8 ЧТЕЦ:
Сталь ковать, деталь точить,
Мастерству других учить.
Сад лелеять, хлебы печь,
Матерей от бед беречь.
ВМЕСТЕ:
Добрым быть, друзей иметь.
Это здорово - уметь!
Песня "Мы хотим всё успеть".
УЧИТЕЛЬ: Кто знает, что такое профессии? (Учащиеся отвечают.)
Обратимся к Толковому словарю: "Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность". Объясните, что обозначает слово "трудовая". Профессии людей связаны с их трудом. Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)
9 ЧТЕЦ:
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть лопата -
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята,
Приучайтесь труд любить.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? Я вам скажу букву, а вы назовёте профессию человека, начинающуюся на эту букву.
А - аптекарь, археолог, архитектор, артист, адвокат
Б - бетонщик, булочник, библиотекарь, бухгалтер, биолог, балерина
В - врач, водитель, ветеринар, водолаз, воспитатель
Г - геолог, геодезист, грузчик
Д - доярка, дизайнер, дровосек, дрессировщик, дворник
Е - егерь
Ж - жестянщик
З - закройщик, землекоп, забойщик
И - историк, инженер
К - космонавт, кондитер, кондуктор, каменщик, кассир
УЧИТЕЛЬ: Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока ещё незнакомы! И это крошечная часть существующих на земле профессий людей.
Перечислить все профессии и специальности человека невозможно, ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, лаборант, химик, швея и другие.
Труд бывает физический и умственный. Каким видом труда вы занимаетесь в школе? (Умственным).
10 ЧТЕЦ:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платье мне не хочется.
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
11 ЧТЕЦ:
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Песня "Айболит".
12 ЧТЕЦ:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить не хочется! -
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
13 ЧТЕЦ:
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.
14 ЧТЕЦ:
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
15 ЧТЕЦ:
Любое дело выполнят.
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте на своём.
Песня "Учитель".
УЧИТЕЛЬ: Вспомните и назовите пословицы и поговорки о труде.
- Человек трудом велик.
- Славен человек не словами, славен делами.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Герои рождаются в труде.
- Птицу узнают в полёте, человека - в работе.
- Дело мастера боится.
- Умелые руки не знают скуки.
- Работе - время, потехе - час.
- Судят не по словам, а по делам.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Дерево смотри в плодах, а человека - в делах.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Дерево сильно плодами, а человек - трудом.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Было бы терпенье - будет и уменье.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Упустишь минуту - потеряешь час.
- Человек живёт век, а доброе дело - два.
УЧИТЕЛЬ: На свете много самых разных и интересных профессий. А сейчас мы проведём игру-викторину "Знатоки профессий". Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
(На мультимедийном экране появляются отгадки)
УЧИТЕЛЬ: - Кем работают ваши родители? Где?
- Хотите ли вы быть похожими на них?
- Кем вы хотите стать?
Сегодня на нашем празднике присутствуют гости - представители разных профессий.
(Представление гостей)
2 ТУР "Чудо - мешок"
УЧИТЕЛЬ: У нас есть чудо - мешок, в котором хранятся инструменты, необходимые для людей разных профессий. Попробуйте отгадать, кому они принадлежат.
(В мешочке лежат предметы и инструменты: машинка для стрижки волос, фонендоскоп, шпатель, указка, жезл регулировщика, овощи, мука, ткань, семена, письма, деньги, краски, книги, обувь, рубанок, нитки, пуговицы и т.д.)
Песня "Брадобрей"
3 ТУР "Кто нас обслуживает"
УЧИТЕЛЬ: Назовите профессии, связанные с:
а) изготовлением одежды;
б) производством хлеба;
в) приготовлением пищи;
г) обслуживанием в магазине, буфете;
д) ремонтом и строительством домов.
16 ЧТЕЦ:
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидают нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, после занятий в школе вы идёте домой, в дом, которому нужны ваши руки, ваша забота. Вы ходите за хлебом, подметаете полы, разогреваете еду к приходу родителей. Дела эти невелики, но зато очень важны. Надо уметь делать работу и простую, и сложную - любую.
1 ВЕДУЩИЙ:
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землёй -
Рудокоп пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
2 ВЕДУЩИЙ:
Экскаватор зашагал -
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдёт в поле вода.
В корпусах станки стучат -
Человек работе рад.
Поспевая шепчет рожь:
"Без труда не проживёшь!"
17 ЧТЕЦ:
Поле хлебное созрело
Жатва жаркая близка
И комбайн берётся смело
Всё собрать до колоска.
18 ЧТЕЦ:
Время он беречь умеет
Хлеб пожнёт - и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
19 ЧТЕЦ:
Не ищите в этом тайны
Ни при чём здесь волшебство,
Просто взял штурвал комбайн
Мастер дела своего.
Песня "Мы хлеборобами будем".
4 ТУР "Отгадай профессию"
УЧИТЕЛЬ: Я буду читать описание профессии, а вы постарайтесь отгадать, чем занимается этот человек.
- Специалист по исследованию космического пространства. (Космонавт) - (Слайд № 19)
- Рабочий по погрузке и выгрузке. (Грузчик) - (Слайд № 20)
- Артистка балета. (Балерина) - (Слайд №21)
- Специалист по археологии. (Археолог) - (Слайд № 22)
- Рабочий, занимающийся простой обработкой древесины, постройкой деревянных зданий. (Плотник) - (Слайд № 23)
- Специалист, следящий за состоянием природной среды, за растительным и животным миром нашей природы. (Эколог) - (Слайд № 24)
- Работник, поддерживающий чистоту и порядок во дворе и на улице около дома. (Дворник) - (Слайд № 25)
- Специалист, изучающий горные породы. (Геолог) - (Слайд № 26)
- Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей. (Ювелир) - (Слайд № 27)
- Специалист, изучающий растительный мир. (Биолог) - (Слайд № 28)
(На мультимедийном экране появляются отгадки)
- О каком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки?
(Кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.)
- Ребята, наш праздник подошёл к концу. Вы сегодня хорошо потрудились! Молодцы! Мы ещё будем говорить с вами о будущем выборе профессии, будем ходить на экскурсии, выставки. Ведь этот выбор очень важен. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Главное не ошибиться.
Песня "Мастер дела своего".