Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями архитектурных сооружений Кузнецка XVIII века.
- Систематизировать знания по решению квадратных уравнений.
- Совершенствовать навыки анализа, умение выстраивать причинно-следственные связи, а так же отрабатывать навыки самостоятельной работы с историческими документами и математическими формулами.
- Воспитывать у учащихся интерес к истории родного города и решению практических задач.
Учебники:
- Ш. А. Алимов Алгебра. Просвещение М; 2009 г.
- Материалы по истории Кузнецка предоставлены музеем «Кузнецкая крепость».
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, карта Кемеровской области и города Новокузнецка, фотографии архитектурных сооружений, выставка книг о Кузнецке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
История Кузнецка насчитывает более 390 лет.
Сначала как пограничный форпост, Кузнецкий
острог, был основан казаками в 1618 году, задача
которого была защита юго-восточных земель от
нападения татар и других кочевников.
Впоследствии разрастаясь, к XX веку Кузнецк стал
крупным городом юга Кузбасса, превратившись в
современный центр культуры и развитой
промышленности. (работа с картой)
Первые землепроходцы, обживая земли, сразу
закладывали и основания часовен, церквей и
соборов. Так и происходило и в нашем городе.
Первый деревянный Спасо-Преображенский собор
был построен в 1621 году. Иконы, утварь, колокола
были подарены самим Михаилом Федоровичем
Романовым – первым русским царем династии
Романовых. Деревянная Одигитриевская, Успенская
церкви и многие часовни, которые не сохранились
до наших дней, являлись святыми местами для
кузнечан…
Сегодняшний урок мы посвятим каменным, культовым
сооружениям Кузнецка XVIII века. Мы обратимся, не
только к истории их создания, но и рассмотрим
некоторые детали их возведения в математических
расчетах. Я прошу вас в ходе урока
законспектировать основные даты и события. В
конце урока прошу вас ответить на вопрос: Что
общего и различного в строениях и судьбах
культовых сооружений Кузнецка XVIII века?
1 задание: математически вычислить и по ответам записать название собора, о котором сейчас пойдет речь. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 1)
1-й ученик: (демонстрация фотографии)
14.05.1792г. по благословенной грамоте архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама закладывается каменное здание Спасо-Преображенского собора взамен обветшалого постоянного после первого пожара в 1734 г. Архитектура собора – это типичный, классический шатровый стиль. Основной строительный материал – кирпич. 5 лет ушло только на отделочные внутренние работы. В 1833 году в городе Туринске были написаны в «греческом вкусе» новые иконы для собора. Храмовая икона Чудотворца Николая была написана в Москве в 1836 году. В 1837 году на колокольню храма был поднят колокол, отлитый в городе Слободском Вятской губернии на средства Кузнецкого купца Ивана Конюхова.
Задание 2. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 2)
Задание 3 (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 3)
2-й ученик: В 1919 году во время
антиколчаковских выступлений собор сгорел.
В 1926 году на первом этаже приведенного в порядок
храма возобновилась служба, но уже в 1929 году
Советская власть отдала помещение под
геологический музей. Здание ветшало. В 30-е годы
его отдали под хлебопекарню, а после войны вплоть
до 80-х годов XX века памятник архитектуры был
заброшен. И только в 90-х годах, по решению Совета
народных депутатов города Новокузнецка его
решили реконструировать. Сегодня это не только
памятник архитектуры, но и действующий собор.
Учитель: Но вернемся в историю.
Задание 4: Вычислите площадь земель Кузнецка на начало XIX века в современных единицах измерения, если известно по данным 1812-23 года по городскому плану земель годной и неудобной и прилежащих к городу селений было 892 десятины и 900 кв. сажень. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 4)
Учитель: Послушайте легенду. Пленные
калмыки и киргизы сказывали, что с гор, лежащих
близ города, видели большое войско,
предводительствуемое седым стариком,
ездящим на белом коне и от него столб огненный до
неба и поражал татар. Этот святой пророк был
покровителем Кузнеца, а его икона считается
Чудотворной. Ежегодно этой иконой обносили
город, для защиты от нападения.
Разгадав ребус, вы поймете, о каком пророке идет
речь.
На доске вывешивается ребус
А церковь так и называлась Пророко-Ильинская.
Вы можете догадаться, в каком месте была заложена
эта церковь и находится до сих пор. (с.
Ильинка) работа с картой.
4-й ученик (демонстрация фотографии)
Деревянная Пророко-Ильинская церковь была
возведена в XVII веке. История каменной церкви
началась с начала XVIII века. По благословенной
грамоте архиепископа Тобольского Антония
Преображенснко-Ильинская церковь была заложена
16 июля 1803 года. Храм строился 15 лет. Постоянные
просьбы и обращения к пастве о пожертвованиях
говорили о нехватке средств. Церковь была
построена в классическом шатровом стиле. Кладка
стен кирпичная, оштукатурена и побелена. Общая
длина церкви 28 метров, высота 20 метров, ширина 11
метров, толщина стен 110 см.
К 1830 году Ильинский приход входили 9 деревень.
Пророко-Ильинская церковь была не только
религиозным, но и социально-экономическим и
духовным центром. На всю округу славилась
Ильинская ярмарка, длившаяся до 10 дней в году.
Задание 5. Найти площадь церкви и площадь земель Ильинского прихода. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 5)
5-й ученик. В 30-е годы XX века церковь
начала разрушаться. В декабре 1932 года – сняли
колокола, и в 50-е годы при Советской власти
церковь была обустроена под зерновой склад.
После двух пожаров церковь была практически
разрушена. И только с начала 9-х годов начинается
восстановление храма. Реконструкция заняла
около 5 лет. Сейчас храм восстановлен и
функционирует.
Учитель: Сегодня познакомились с 2
памятниками истории архитектуры Кузнецка.
Историческая информация в сочетании с
математическими расчетами реальных цифр и
размеров, позволили окунуться в атмосферу того
времени, взглянуть на историю своего города
другими глазами.
И теперь, находясь в старой части нашего города,
вы можете с гордостью рассказать своим близким и
друзьям о том, что сегодня узнали. В начале урока
я просила вас ответить на вопрос: Что общего и
различного в строениях и судьбах культовых
сооружений Кузнецка XVIII века?
Обобщая ответы обучающихся приходим к выводу:
Вывод: Что общего и различного в строениях и судьбах этих сооружений?
Общего: а) архитектурный стиль |
Различного: а) строили 43года и 15 лет |
Домашнее задание:
1. Составить краткий конспект по материалам
урока, используя решение задач и примеров.
2. Творческое задание по выбору. Составить:
а) кроссворды, сканворды
б) ребусы, головоломки
в) мини-сочинение на тему: Ваши впечатления об уроке.
– Что хотелось узнать еще о своем городе?)
Оценки: (выставляем устно с комментарием активности участия учащегося в ходе урока.).
Итог урока: (в устном счете зашифровано слово *МОЛОДЦЫ*)
1) (– 51) . (– 0,1) = 5
2) 1,25 . (– 4) = – 5
3) – 2,75 + 3,25 = 0,5
4) – 3,2 – 1,8 = – 5
5) – 5 – 35 : 7 = – 10
6) 1,5 – 7,5 = – 6
7) – 2,3 + 9,3 = 7
7 | – 5 | – 10 | – 6 | – 5 | 0,5 | 5 |
ы | о | д | ц | о | л | м |