Татарская сказка "Мудрый старик". Урок чтения в 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Вид урока: урок-исследование.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

 Обучающие цели:

  • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки.
  • Учить детей правильно  работать над сказкой.
  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках раздела «Сказка мудростью богата».

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • Развивать интеллектуальные умения: анализировать и обобщать.
  • Развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению.
  • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказать ее и аргументировать.

Воспитательные цели:

  • Содействовать развитию умения общаться между собой.
  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями,  разноцветные сигнальные карточки для учащихся.

Подготовка:  деление детей на  группы, расстановка парт для работы в группах;  оформление доски.

Продолжительность урока: 45 минут. 

Проведение. Урок был дан на городском семинаре по теме «Развитие познавательных процессов младших школьников» 20.11.2008 для учителей начальных классов

ХОД УРОКА

1. Актуализация  опорных  знаний

Создаются условия для положительного настроя учащихся, атмосфера  заинтересованности.

2. Эпиграф урока: «Сказка мудростью богата»

Учитель:  Как понимаете эту пословицу?

(Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников.)

Ученики: Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали    людей в трудную минуту.

Учитель: Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

Ученики: Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят     умных, мудрых людей.

Учитель:  Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

Ученики: Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи   и традиции, духовные  ценности.

3. Моделирование урока

Учитель: Сегодня урок – исследование. Вот модель нашего урока. Показ слайда   модели урока. (Применение объяснительно-иллюстративного  метода).

Учитель:   Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу сигнальными карточками:

красная – отлично;
желтая – сомневаюсь;
синяя – не получается.

Красная карточка поднимается, если ученик отлично понял материал  данного  этапа урока. Желтая карточка поднимается, если  ребенок  сомневается в правильности своих рассуждений. Синяя – нуждается в помощи. Помощь оказывают ученики, которые подняли красную карточку под руководством учителя. Таким образом, учитель  побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю. Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной   заинтересованности в  работе друг друга.

Учитель: Покажите свой настрой на урок. (Ученики поднимают сигнальные карточки)

4. Проверка домашнего задания

В основе организации деятельности лежит диалоговый метод, формирование учащимися самостоятельных выводов   при подготовке домашнего задания.

Учитель: Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом занятии?

Ученики: Со сказкой «Мудрая девушка»  киргизского народа.

Учитель:  Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки?

Ученики: Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на  богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы   разводили скот и пасли его.

Учитель: Какой вид сказки? Почему?

Ученики: Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная   поучительная    история,  взятая из  жизни.

Учитель: Кто герои сказки? Дайте по плану характеристику главных героев. Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики  Болотбек  (Репродуктивный метод,  воспроизведение знаний с  опорой на план).

Ученики: Пересказывают по плану.

Учитель: Предлагает ученикам заполнить клетки кроссворда и узнать, что ценит  киргизский народ в людях.  (Кроссворд дан на индивидуальных карточка Реализация индивидуального подхода. Активизация мыслительной деятельности.)

Карточка 1

Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.

  1. Как киргизский народ называет телегу? (Арба)
  2. В  сказке старейшины – это … (аксакалы).
  3. Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол)
  4. Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух)
  5. «Какое расстояние между востоком и западом?»      (День)
  6. Сколько загадок отгадала жена хана? (Три)
  7. Как звали  девушку, отгадавшую загадки?  (Даанышман)
  8.  Как правил Болотбек ханством? (Мудро)

Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.

Учитель:  Чему учит нас эта сказка? (Развивается умение  анализировать, сравнивать ,выделять главное в произведении)

Ученики: Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.

Учитель: Оцените свою работу при подготовке домашнему заданию.

Ученики: Поднимают сигнальные карточки. (Показ слайда модели урока).

5. Постановка проблемы.  Цель урока

(Организация сотрудничества учителя и учеников)

Учитель: Прочтите тему урока. (Чтение с доски)

Ученики: Татарская сказка «Мудрый старик». 

Учитель: Сказки, какого раздела мы читали.

Ученики:«Сказка мудростью богата».

Учитель: Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова   цель   урока? (Постановка проблемного вопроса).

Ученики: Доказать, что татарская сказка  тоже богата мудростью. (Создание ситуации самостоятельного планирования своей деятельности)

Учитель: Как решить эту проблему?

Ученики: Прочитать сказку.

Учитель: Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

Ученики: Поднимают сигнальные карточки.

Учитель: Если проблема ясна – в путь. (Показ слайда модели урока)

 6. «Открытие»

Учитель: Сказку, какого народа мы будем читать?

Ученики:  Сказку татарского  народа.

Учитель: А знаете ли вы, что татары очень давно пленяясь красотой землями Сибири, решили поселиться на них.  Коренным населением нашего города являются эуштинские татары. На этой  территории жили племена татарских князей Тояна, Бассандая, Еваги  Я хочу познакомить вас с национальными  особенностями этого народа.

(Просмотр презентации «Томские татары», звучит татарская музыка.)

Применение объяснительно-иллюстративного метода, знакомство с татарским костюмом, жилищем, предметами быта, музыкальными  инструментами и праздниками.

Учитель: Просмотрев слайды, выполните, пожалуйста, задание карточки 2.

Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке   просмотренного  материала.

Карточка 2.

Прочти слова. Лишнее зачеркни. Обоснуй ответ.

Фата, бешмет, халат, сарафан, камзол, шаровары, тун.

Ученики: Сарафан – лишнее слово. Остальные слова относятся к женскому  татарскому   костюму.

Учитель: Вернемся к сказке «Мудрый старик». А что значит мудрый?

(Словарная  работа)

Ученики:  Обладающий большим умом.

Учитель: Можно ли по заголовку догадаться, кто главный герой?

Ученики:  Да. Старик.

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, кто эти мужчины?

Ученики:  Высказывают свои предположения.

Учитель: Что можно предположить, глядя на иллюстрацию?

Учитель: Что же произойдет в сказке? Прогноз детей. Развитие мотивационной сферы учащихся.

Знакомство со сказкой

Чтение учителя, инсценирование заранее подготовленными  детьми диалога отца и сына. Дети в татарских костюмах.
Целостное восприятие  текста. Стимулирование положительных эмоций. Использование   элемента  «театрализации» ведет к эффективному раскрепощению ученика, проявлению творческой активности и самостоятельности.

Учитель: Наши прогнозы были верными?

Работа с 1 частью

Учитель: Прочтите 1 предложение. (Хоровое чтение)

Учитель: Кто такой падишах? (Словарная работа)

Ученики:  Падишах – властелин.

Хоровое чтение до конца 1 абзаца

 Учитель: Почему падишах был жестоким?

Ученики:  Не любил и убивал стариков.

Учитель: Прочтите, что он говорил о старших. Выборочное чтение.

Ученики: «Все равно от них нет никакой пользы»

Чтение детей 1 части  до конца. (Фронтальный опрос)

Проверка понимания прочитанного на основе диалога

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта.

Учитель: Почему же юноша прятал своего отца?

Ученики:  Любил отца.

Учитель: Где же был драгоценный камень?

Ученики: На дне реки.

Учитель: Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом»,- юноша не   сказал правду?

Ученики:  Боялся за жизнь отца.

Учитель: Почему же только старик мог разгадать место нахождение камня?

Ученики:  Только у него был богатый жизненный опыт.

Работа со 2 частью. (Самостоятельное чтение)

Проверка понимания прочитанного на основе диалога

Учитель: Почему  визири решили сжить юношу со свету?

Ученики:  Зависть и злоба преследовала визирей.

Учитель: Сколько загадок разгадал юноша?

Ученики:  Три загадки разгадал юноша.

Учитель: Предлагает  выполнить тест.

Побуждение учеников к самопроверке понимания прочитанного.

Карточка 3

Обведи правильный ответ на вопрос падишаха.

1. Где лежит драгоценный камень?

а) на дне реки;
б) в птичьем гнезде.

2. Опиши действия молодого жеребца при ходьбе.

а) идет и приплясывает;
б) идет и головой мотает.

3. Какое бревно отпилено от верхней половины дерева?

а) бревно одним концом опустится  в воду;
б) всплывет все целиком.

Ученики:  Проверяют коллективно. Сравнивают.

Учитель: Почему  юноша смог разгадать эти загадки?

Ученики:  Помог отец.

Учитель: Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался?

Ученики:  Были трудные вопросы, а юноша слишком молод.

Учитель: Чем закончилась сказка?

Ученики:   Падишах отменил свой жестокий указ.

Учитель: Оцените, насколько хорошо вы поняли содержание сказки?

Ученики:  Поднимают  сигнальные карточки. (Показ слайда модели урока.)

7. Исследование. Работа в группах

Организация исследовательской деятельности (порученных исследовательских заданий). Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения проблемного вопроса. Организация групповой работы учащихся. Ученики осознают ценность совместной деятельности. Повышается мотивация учебной деятельности. Работа в группе требует от учащихся умения не возвышаться, прислушиваться друг к другу. Принимать нужную точку зрения, строить высказывания так, чтобы было понятно. 

Учитель: Капитаны, выберите, по какому направлению будет работать ваша группа

(Капитаны выбирают одно из направлений исследовательской работы).

  • Главные герои сказки.
  • Работа с текстом.
  • Сказка мудростью богата.

Задания для групп:

1 группа.

Сказка мудростью богата

1. Какой мудростью богата эта сказка?( Молодым надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения, впитывать их мудрость и уроки жизни.)
2. Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
3. Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

2 группа.

Главные герои сказки

Задание: Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини:

Падишах                                                   любящий
жестокий
мудрый
злой                                                                           
Старик                                                       молодой
заботливый
терпеливый
спокойный
глупый
находчивый
опытный
Юноша                                                       добрый

3 группа.

Работа с текстом

Задание:

1. Найдите в тексте и прочитайте. В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки. («Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдешься!»)
2. В чем убеждает вас сказка? (Надо уважительно относиться к старикам,  в благодарность за то, что они делятся с молодыми жизненным опытом.)

Ученики: Обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.( во время проверки идут слайды заданий, позволяющие другим группам принять участие в обсуждении правильности ответа).
Осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности. Для организации творческой деятельности применялись: поиск «скрытых»звеньев рассуждений, выдвижение гипотез и аргументация, выбор правильных ответов.

Подведение итога исследования

Учитель: Вспомните, какова цель урока?

Ученики:  Доказать, что татарская сказка  тоже богата мудростью.

Учитель: Выполняя задания, мы ее достигли?

Учитель: Оцените, насколько хорошо вы поработали в группах. (Показ слайда урока)

Ученики:  Поднимают сигнальные карточки.

8. Самостоятельная работа

Учитель: Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.

Учитель: Выберите уровень и покажите соответствующий сигнал

(Демонстрация слайда с разноуровневыми  заданиями.)

Создание ситуации выбора и самопознания, организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке пройденного материала. Это задание обеспечивает активность каждого учащегося с учетом его возможностей. Учащиеся читают, выбирают уровень и показывают соответствующий сигнал. Применение репродуктивного метода.

Разноуровневые  задания (по степени сложности)

1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?
2 уровень: Докажите, что сказка «Мудрый старик» – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)                                   
3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:

«Корми деда на печи, сам будешь там»;
«Корни старые – ветки новые»;
«Без старых не проживешь».

Ученики:  Обсуждение и высказывание мнений.

9. Дифференцированное домашнее задание

Задание 1 – на отметку «3»; задание 2 – на «4-5»; задание 3 – на «5».
Создание условий для развития познавательной активности, творческих способностей, ответственности за результаты своей учебной деятельности. Домашнее задание дает возможность продлить начатую работу на уроке.

Учитель: Домашнее (дифференцированное) задание такое:

1. Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.
2. Перескажи татарскую сказку «Мудрый старик» от лица юноши, старика, падишаха.
3. Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.

10. Итог урока. Рефлексия

Учитель: Почему сказки «Мудрая дева», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе?

Ученики:  Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость   высмеивается.

Учитель: Мы достигли поставленной цели?

Учитель: Что понравилось? Что было трудно?

Побуждение учеников к самоанализу деятельности на протяжении всего  урока. Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке. Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в  решении общей учебной задачи.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. (Показ слайда модели урока)

Ученики:  Поднимают сигнальные карточки.