Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающего и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащегося в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, здоровой сберегающей среды.
В настоящее время нет такого человека, который не слышал бы, что для предупреждения болезней надо, по крайней мере, следовать четырем советам:
- Быть физически активным
- Рационально питаться
- Избегать вредных привычек
- Щадить нервную систему
Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье» пока нет. Существует более 300 видов определений здоровья. Но ясно, что это понятие включает в себя полное психическое, душевное, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Представление о здоровье, как о триединстве здоровья физического, психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить его, заботясь только о физическом благополучии. Необходим комплексный подход к решению данной проблемы.
Чтобы бы быть здоровым, нужны собственные усилия, а значит, человек должен овладеть искусством здоровой жизни. Уметь вести здоровый образ жизни.
Понятие здорового образа жизни подразумевают:
- режим труда и отдыха;
- физическую активность, закаливание;
- рациональное питание;
- психогигиену и психопрофилактику;
- создание благополучной для человека окружающей среды.
Огромную роль в полноценном физическом развитии ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни играет учитель. Использование здоровьесберегающих технологий в школе с учетом возрастных особенностей детей, уровня состояния здоровья каждого школьника позволяет создать благоприятные условия для полноценного физического развития детей.
Здоровый образ жизни требует всех гигиенически норм: подбор мебели, оборудования, светового и температурного режима, рациональной организации урока и обдуманного выбора методов сохранения здоровья школьника.
На своих уроках постоянно учитываю периоды работоспособности детей (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления).
В классе дети с различными уровнем подготовленности. Слабые дети не успевают за темпом сильных детей, нервничают, переживают по поводу того, что у них не получается. Поэтому чтобы у них не формировалась низкая самооценка, чтобы сохранилось их психическое здоровье я использую упражнения когда каждый ребенок работает в своем темпе. Например, на уроке русского языка дается 5 минут и набор предложений с определенным заданием. Кто-то успеет за это время сделать 4-5 предложений, а кто-то – 2-3. Спокойно работая, дети делают столько сколько смогут. Поэтому их никто не торопит. Индивидуальный темп работы не вызывает нареканий со стороны учителя и других учеников. Для этих же целей часто дополнительные задания даются по выбору. Из нескольких заданий разного уровня сложности дети выбирают одно по своим способностям Это позволяет с одной стороны закрепить знания, полученные на уроке, а с другой без какой бы то ни было помощи выполнить задания самому.
Важная роль в сохранении и умножении здоровья детей принадлежит психическому их состоянию. Поэтому стараюсь чтобы эмоциональная атмосфера на уроке была положительной. Часто меняю виды деятельности, подбираю интересный материал, использую наглядность, эмоциональные разрядки, аутогенные тренировки, применяю на уроках ИКТ. Очень часто в конце урока прошу ребят изобразить свое настроение, используя при этом следующие картинки:
Это позволяет отследить уровень эмоциональной атмосферы в классе, понять настроение детей, их отношение к происходящему. Ведь отрицательные эмоции ведут к нарушению сна и аппетита, провоцируют развитие соматических заболеваний. Поэтому очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя на уроке комфортно и уверенно. Положительные эмоции стимулируют жизненный тонус, повышает активность ребенка.
Учитель должен уметь организовать рациональный двигательный режим. На уроках провожу. Как правило, 1-2 физкультминутки. Первая после 15 минутной мыслительной деятельности, последующие – по мере необходимости.
Также использую на уроках прием релаксации. Релаксация позволяет не только внести разнообразие в ход урока, но и дает возможность кратковременного отдыха, не прерывая занятия.
Все эти приемы и методы работы позволяют успешно сохранить здоровье детей, а также воспитывать у школьников потребность к здоровому образу жизни.