Урок по математике с ИКТ "Действие с многозначными числами". 3-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Цель:

Закрепить знания обучающихся о многозначных числах (сложение и вычитание).

Обучающие задачи:

1. Содействовать процессу отработки навыков устных и письменных вычислений.
2. Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний при закреплении умения решения задач.

Задачи, ориентированные на развитие личности:

1. Создать условия для развития познавательных процессов: памяти, внимания, ассоциативного мышления, логического мышления, речи.
2. Содействовать развитию познавательных интересов к вычислительным навыкам.
3. Содействовать развитию умения общаться между собой, сплоченности

Воспитательные задачи:

1. Содействовать воспитанию духовно-нравственных, патриотических качеств.
2. Содействовать воспитанию интереса к истории родного города.

Оборудование:

1. Цветные карточки с цифрами 50, 64, 36, 9, 14, 49.
2. Цветные карточки с буквами Т,О, М, С, К.
3. Экран.
4. Компьютер.
5. Проектор.
6. Рисунки обучающихся на тему “Любимое место в родном городе”
7. Карточки с заданием для работы в группе.

Вид урока – интегрированный (математика, краеведение) с применением ИКТ.

Тип урока – урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

I. Оргмомент

(Создание положительного эмоционального настроя на работу).

– Помашите те ребята, кто любит математику.

– Поднимите левую руку те, кто любит историю.

– Подпрыгните те, кто не любит эти предметы.

Постараемся на уроке увлечь этими предметами.

II. Закрепление навыков устного счета:

На доске цветные карточки с цифрами 50, 64, 36, 9, 14, 49.

1. Посмотрите на доску, ответьте – Какое число лишнее?

(9, так как оно однозначное, остальные двузначные)

2. Посмотрите внимательно на доску в течение 5 секунд (Доска закрывается)

– Сколько раз в записи чисел встретилась цифра 4? (3 раза), цифра 9? (2 раза), цифра 3? (1раз). 2

3. В чем особенность карточек?

(каждому числу соответствует свой цвет карточки)

4. – Одна из карточек лишняя, какая, узнайте.

– Покажите цветной карандаш, чтобы цвет вашего карандаша соответствовал цвету карточки с правильным ответом.

а) 3028 единиц – 302 десятка + столько же, сколько получилось – самое маленькое четное число =

(показывают карандаш сиреневого цвета, т.к. правильный ответ 14)

б) До дня рождения нашей ученицы Александры Трусовой осталось 5 недель и 1 день. Сколько всего ждать радостного дня Саше?

(Показывают карандаш голубого цвета, т.к. правильный ответ 36)

в) Первый множитель – 90, второй множитель – 6. Из произведения вычесть 10 самых лучших отметок.

(Показывают карандаш желтого цвета, т.к. правильный ответ 49)

г) Делимое – самое большое двузначное число, делитель – 11. Частное?

(Показывают карандаш красного цвета, т.к. правильный ответ 9)

д) Это число, в котором число десятков на 2 больше, чем количество единиц.

(Показывают карандаш зеленого цвета, т.к. правильный ответ 64)

– Какая карточка лишняя?

(Оранжевая)

– Используя цифры данной карточки составь самое большое многозначное число. Цифры могут повторяться

(5500)

– Сколько единиц в разряде сотен? (5)

– Сколько всего сотен? (55)

– Составь самое маленькое многозначное число. Цифры могут повторяться.

(5005)

– Сколько единиц в разряде десятков? (0)

– Сколько всего десятков? (500)

Цель этапа работы: отработка навыков устного счета, закрепление знаний о многозначных числах, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

– Оставшиеся карточки непростые, в них зашифровано слово. Узнаете его, если расставите карточки в порядке решения задач.

III. Решение задач на повторение.

(Форма обсуждения – фронтальная)

На доске записаны 5 схем к задачам. Учитель читает первую задачу.

1)

– У Тимура было 100 рублей. Он купил 4 булочки по 9 рублей. Сколько ему дали сдачи?

– Записать только решение задачи. (Ученики самостоятельно решают задачу)

– Проверим правильность решения. (100 – 9 х 4=64руб.)

– У кого получилось такое же решение и ответ. (Выставляется карточка с ответом 64)

2) – Находим второе число для зашифрованного слова.

– Составить условие и вопрос задачи. Записать решение.

(Ученики по схеме составляют устно условие задачи и самостоятельно – решение задачи)

– Проверим правильность решения. (70 : 5 – 5 =9(дм))

– У кого получилось такое же решение и ответ. (Выставляется карточка с ответом 9)

– Выбрать одну из трех оставшихся задач, устно составить условие и письменно ответить на поставленный вопрос. (Создание ситуации выбора).

3)

4) 3 – 21

7 – ? (21:3х7 = 49)

5)

По мере решения переворачиваются карточки с цифрами. Числу 64 соответствует буква Т, 9 – О, 14 – М, 49 – С, 36 – К. Если ответы детей совпали с числами на карточках, получится слово Томск.

Цель этапа: отработка навыков решения задач, формирование связной речи при составлении задач, связь с жизнью, обучение рефлексии, самооценке действий результатов, создание ситуации успеха.

IV. Введение исторического материала.

– Какие ассоциации возникают при слове Томск?

(Варианты ответов)

На экране появляется слайд № 2(виды города Томска).

– Что хотели бы узнать о городе?

(Варианты ответов)

– Почему жители назвали город – Томск?

(Свое название город получил от реки, на которой он стоит)

На экране появляется слайд №3

Рассказ учителя с опорой на слайд:

В переводе с кетского ТООМ – темный, а темный – чистый, ключевой, горный. Прозрачная и глубокая вода кажется темной. Одна из легенд возникновения города гласит…

Рассказ ученика (ученикам было дано задание: “Найти легенду об истории возникновения города Томска):

(Томские татары – эуштинцы испытывали притеснения со стороны южных кочевников. Они нападали и разоряли местные племена.

Князь эуштинцев Тоян приехал в Москву, подал челобитную русскому царю Борису Годунову, в которой просил принять томских татар под покровительство России, построить на берегу Томи крепость, разместить в ней служилых людей, которые бы оберегали местное население от вторжений кочевников.

Царь Борис Годунов освободил томских татар от уплаты налога и направил отряд для строительства русской церкви.)

Цель: развитие ассоциативного мышления, развитие интереса к истории города, создание условий для проявления познавательной активности, воспитания и развития индивидуальных особенностей.

V. Закрепление опорных знаний обучающихся.

– Когда началось строительство города Томска?

(Варианты ответов)

– Подтвердите догадки.

Работа в группах (Организация сотрудничества учеников между собой).

(Класс разбит на группы по 4 человека. Каждой группе дается задание)

1) Найди закономерность. Продолжи ряд.

Январь, март, июнь, … (октябрь)

2) Найди закономерность. Продолжи ряд.

10, 9, 11, 8, 12, … (7)

3) Реши уравнение

2000 – х = 396 (1604)

(Контроль знаний осуществляется при помощи компьютера)

Проверка работы слайд №4.

– Вот он город на Томи – слайд №5 (вид старого города)

– Убедите меня, что строительство Томска велось по всем правилам того времени. (Обращение к ранее накопленным знания из области истории, краеведения)

(Строительство населенных пунктов велось возле водоемов. Город был обнесен крепостными стенами. В центре города рядом с крепостью располагалась главная торговая площадь. Здесь же стоял городской собор – гордость и украшение города, в котором проводили торжественное богослужение, хранили главные городские ценности.)

Цель: развитие логического мышления, самооценки, самоконтроля, формирование стремления использовать и применить накопленный опыт. При работе в группах развитие умения прислушиваться к мнению других, умения рассуждать, строить свои высказывания так, чтобы слушателям было все понятно.

VI. Исторический материал.

– Первым делом строили церковь. По православному обычаю выше церкви зданий быть не должно.

– Где же то место, с которого начиналось строительство города?

(Воскресенская гора)

Слайд №6.

Место это на выступе древнего речного берега, который возвышался над Томью. С трех сторон выступ был обрывист, с востока прикрыт болотами, а с юга – речкой Ушайкой.

Цель: использование жизненного опыта.

VII. Нахождение периметра треугольника.

Слайды № 7,8,9,10, 11.

– На Воскресенской горе стоит храм. (Воскресенская церковь) Его купола видны со всех точек города. На месте основания стоит камень.

– Представьте, что мы стоим у подножья камня основания города, какие мысли одолевают? Что узнать хочется?

(Варианты ответов)

– Какие математические вопросы возникают?

– Камень – плоская или объемная фигура?

(Объемная)

– Если спроектировать на лист, какая фигура получится?

(Плоская, треугольник)

– Что можно узнать у треугольника?

(Периметр)

Задача. Слайд №12.

На Воскресенской горе стоит треугольный камень. Длина основания камня 1м20см, левая сторона на 6 дм длиннее, чем основание. Правая сторона составляет половину суммы двух сторон. Найти периметр треугольника.

– Повтори условие задачи.

– Повтори вопрос задачи.

– Как записать условие?

(Рисунком)

120+60 (I+ II):2 Ученик на доске записывает условие задачи.

– Расскажи алгоритм решения задачи.

(Записать условие, преобразовать величины, найти стороны треугольника, найти периметр)

– Как найти периметр треугольника?

(Чтобы найти периметр треугольника, надо найти сумму длин его сторон)

Самостоятельное решение задачи с последующей проверкой.

1) 120+60=180 см – длина левой стороны
2) (120+180) :2=150 см – длина правой стороны
3) 120+180+150=450 см

Ответ:4 м 5 дм периметр треугольника.

Цель: отработка навыков решения задачи данного вида.

VIII. Домашнее задание по выбору (дифференцированное, разноуровневое)

– зашифровать слово Томск, используя примеры на сложение и вычитание четырехзначных чисел,

– составить задачу по решению 64 : (32 : 7)

– выполнить задание из учебника стр. 80, № 4.

Цель: развитие творческого, логического мышления, познавательного интереса к предмету, умения правильно оценивать свои возможности, самоанализу.

IX. Итог урока.

Узнали на уроке что-то новое из истории? Что?

– Узнали на уроке что-то из математики? (нет)

– Почему? (тема – закрепление пройденного)

– Остались какие–либо вопросы после урока?

Рефлексия.

– Как чувствовали себя на уроке?

– С каким настроением уходите?

Презентация