Цель:
Закрепить знания обучающихся о многозначных числах (сложение и вычитание).
Обучающие задачи:
1. Содействовать процессу отработки навыков
устных и письменных вычислений.
2. Организовать деятельность обучающихся по
обобщению знаний при закреплении умения решения
задач.
Задачи, ориентированные на развитие личности:
1. Создать условия для развития познавательных
процессов: памяти, внимания, ассоциативного
мышления, логического мышления, речи.
2. Содействовать развитию познавательных
интересов к вычислительным навыкам.
3. Содействовать развитию умения общаться между
собой, сплоченности
Воспитательные задачи:
1. Содействовать воспитанию
духовно-нравственных, патриотических качеств.
2. Содействовать воспитанию интереса к истории
родного города.
Оборудование:
1. Цветные карточки с цифрами 50, 64, 36, 9, 14, 49.
2. Цветные карточки с буквами Т,О, М, С, К.
3. Экран.
4. Компьютер.
5. Проектор.
6. Рисунки обучающихся на тему “Любимое место в
родном городе”
7. Карточки с заданием для работы в группе.
Вид урока – интегрированный (математика, краеведение) с применением ИКТ.
Тип урока – урок обобщения и закрепления знаний.
Ход урока
I. Оргмомент
(Создание положительного эмоционального настроя на работу).
– Помашите те ребята, кто любит математику.
– Поднимите левую руку те, кто любит историю.
– Подпрыгните те, кто не любит эти предметы.
Постараемся на уроке увлечь этими предметами.
II. Закрепление навыков устного счета:
На доске цветные карточки с цифрами 50, 64, 36, 9, 14, 49.
1. Посмотрите на доску, ответьте – Какое число лишнее?
(9, так как оно однозначное, остальные двузначные)
2. Посмотрите внимательно на доску в течение 5 секунд (Доска закрывается)
– Сколько раз в записи чисел встретилась цифра 4? (3 раза), цифра 9? (2 раза), цифра 3? (1раз). 2
3. В чем особенность карточек?
(каждому числу соответствует свой цвет карточки)
4. – Одна из карточек лишняя, какая, узнайте.
– Покажите цветной карандаш, чтобы цвет вашего карандаша соответствовал цвету карточки с правильным ответом.
а) 3028 единиц – 302 десятка + столько же, сколько получилось – самое маленькое четное число =
(показывают карандаш сиреневого цвета, т.к. правильный ответ 14)
б) До дня рождения нашей ученицы Александры Трусовой осталось 5 недель и 1 день. Сколько всего ждать радостного дня Саше?
(Показывают карандаш голубого цвета, т.к. правильный ответ 36)
в) Первый множитель – 90, второй множитель – 6. Из произведения вычесть 10 самых лучших отметок.
(Показывают карандаш желтого цвета, т.к. правильный ответ 49)
г) Делимое – самое большое двузначное число, делитель – 11. Частное?
(Показывают карандаш красного цвета, т.к. правильный ответ 9)
д) Это число, в котором число десятков на 2 больше, чем количество единиц.
(Показывают карандаш зеленого цвета, т.к. правильный ответ 64)
– Какая карточка лишняя?
(Оранжевая)
– Используя цифры данной карточки составь самое большое многозначное число. Цифры могут повторяться
(5500)
– Сколько единиц в разряде сотен? (5)
– Сколько всего сотен? (55)
– Составь самое маленькое многозначное число. Цифры могут повторяться.
(5005)
– Сколько единиц в разряде десятков? (0)
– Сколько всего десятков? (500)
Цель этапа работы: отработка навыков устного счета, закрепление знаний о многозначных числах, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
– Оставшиеся карточки непростые, в них зашифровано слово. Узнаете его, если расставите карточки в порядке решения задач.
III. Решение задач на повторение.
(Форма обсуждения – фронтальная)
На доске записаны 5 схем к задачам. Учитель читает первую задачу.
1)
– У Тимура было 100 рублей. Он купил 4 булочки по 9 рублей. Сколько ему дали сдачи?
– Записать только решение задачи. (Ученики самостоятельно решают задачу)
– Проверим правильность решения. (100 – 9 х 4=64руб.)
– У кого получилось такое же решение и ответ. (Выставляется карточка с ответом 64)
2) – Находим второе число для зашифрованного слова.
– Составить условие и вопрос задачи. Записать решение.
(Ученики по схеме составляют устно условие задачи и самостоятельно – решение задачи)
– Проверим правильность решения. (70 : 5 – 5 =9(дм))
– У кого получилось такое же решение и ответ. (Выставляется карточка с ответом 9)
– Выбрать одну из трех оставшихся задач, устно составить условие и письменно ответить на поставленный вопрос. (Создание ситуации выбора).
3)
4) 3 – 21
7 – ? (21:3х7 = 49)
5)
По мере решения переворачиваются карточки с цифрами. Числу 64 соответствует буква Т, 9 – О, 14 – М, 49 – С, 36 – К. Если ответы детей совпали с числами на карточках, получится слово Томск.
Цель этапа: отработка навыков решения задач, формирование связной речи при составлении задач, связь с жизнью, обучение рефлексии, самооценке действий результатов, создание ситуации успеха.
IV. Введение исторического материала.
– Какие ассоциации возникают при слове Томск?
(Варианты ответов)
На экране появляется слайд № 2(виды города Томска).
– Что хотели бы узнать о городе?
(Варианты ответов)
– Почему жители назвали город – Томск?
(Свое название город получил от реки, на которой он стоит)
На экране появляется слайд №3
Рассказ учителя с опорой на слайд:
В переводе с кетского ТООМ – темный, а темный – чистый, ключевой, горный. Прозрачная и глубокая вода кажется темной. Одна из легенд возникновения города гласит…
Рассказ ученика (ученикам было дано задание: “Найти легенду об истории возникновения города Томска):
(Томские татары – эуштинцы испытывали притеснения со стороны южных кочевников. Они нападали и разоряли местные племена.
Князь эуштинцев Тоян приехал в Москву, подал челобитную русскому царю Борису Годунову, в которой просил принять томских татар под покровительство России, построить на берегу Томи крепость, разместить в ней служилых людей, которые бы оберегали местное население от вторжений кочевников.
Царь Борис Годунов освободил томских татар от уплаты налога и направил отряд для строительства русской церкви.)
Цель: развитие ассоциативного мышления, развитие интереса к истории города, создание условий для проявления познавательной активности, воспитания и развития индивидуальных особенностей.
V. Закрепление опорных знаний обучающихся.
– Когда началось строительство города Томска?
(Варианты ответов)
– Подтвердите догадки.
Работа в группах (Организация сотрудничества учеников между собой).
(Класс разбит на группы по 4 человека. Каждой группе дается задание)
1) Найди закономерность. Продолжи ряд.
Январь, март, июнь, … (октябрь)
2) Найди закономерность. Продолжи ряд.
10, 9, 11, 8, 12, … (7)
3) Реши уравнение
2000 – х = 396 (1604)
(Контроль знаний осуществляется при помощи компьютера)
Проверка работы слайд №4.
– Вот он город на Томи – слайд №5 (вид старого города)
– Убедите меня, что строительство Томска велось по всем правилам того времени. (Обращение к ранее накопленным знания из области истории, краеведения)
(Строительство населенных пунктов велось возле водоемов. Город был обнесен крепостными стенами. В центре города рядом с крепостью располагалась главная торговая площадь. Здесь же стоял городской собор – гордость и украшение города, в котором проводили торжественное богослужение, хранили главные городские ценности.)
Цель: развитие логического мышления, самооценки, самоконтроля, формирование стремления использовать и применить накопленный опыт. При работе в группах развитие умения прислушиваться к мнению других, умения рассуждать, строить свои высказывания так, чтобы слушателям было все понятно.
VI. Исторический материал.
– Первым делом строили церковь. По православному обычаю выше церкви зданий быть не должно.
– Где же то место, с которого начиналось строительство города?
(Воскресенская гора)
Слайд №6.
Место это на выступе древнего речного берега, который возвышался над Томью. С трех сторон выступ был обрывист, с востока прикрыт болотами, а с юга – речкой Ушайкой.
Цель: использование жизненного опыта.
VII. Нахождение периметра треугольника.
Слайды № 7,8,9,10, 11.
– На Воскресенской горе стоит храм. (Воскресенская церковь) Его купола видны со всех точек города. На месте основания стоит камень.
– Представьте, что мы стоим у подножья камня основания города, какие мысли одолевают? Что узнать хочется?
(Варианты ответов)
– Какие математические вопросы возникают?
– Камень – плоская или объемная фигура?
(Объемная)
– Если спроектировать на лист, какая фигура получится?
(Плоская, треугольник)
– Что можно узнать у треугольника?
(Периметр)
Задача. Слайд №12.
На Воскресенской горе стоит треугольный камень. Длина основания камня 1м20см, левая сторона на 6 дм длиннее, чем основание. Правая сторона составляет половину суммы двух сторон. Найти периметр треугольника.
– Повтори условие задачи.
– Повтори вопрос задачи.
– Как записать условие?
(Рисунком)
120+60 (I+ II):2 Ученик на доске записывает условие задачи.
– Расскажи алгоритм решения задачи.
(Записать условие, преобразовать величины, найти стороны треугольника, найти периметр)
– Как найти периметр треугольника?
(Чтобы найти периметр треугольника, надо найти сумму длин его сторон)
Самостоятельное решение задачи с последующей проверкой.
1) 120+60=180 см – длина левой стороны
2) (120+180) :2=150 см – длина правой стороны
3) 120+180+150=450 см
Ответ:4 м 5 дм периметр треугольника.
Цель: отработка навыков решения задачи данного вида.
VIII. Домашнее задание по выбору (дифференцированное, разноуровневое)
– зашифровать слово Томск, используя примеры на сложение и вычитание четырехзначных чисел,
– составить задачу по решению 64 : (32 : 7)
– выполнить задание из учебника стр. 80, № 4.
Цель: развитие творческого, логического мышления, познавательного интереса к предмету, умения правильно оценивать свои возможности, самоанализу.
IX. Итог урока.
– Узнали на уроке что-то новое из истории? Что?
– Узнали на уроке что-то из математики? (нет)
– Почему? (тема – закрепление пройденного)
– Остались какие–либо вопросы после урока?
Рефлексия.
– Как чувствовали себя на уроке?
– С каким настроением уходите?