Цели: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям.
Оборудование: звукозапись сказки по мультфильму “Аленький цветочек”, иллюстрации к сказке (6), элементы костюмов героев сказки для инсценирования, пословицы.
Ход урока
I. Введение в тему.
Звучит музыка из сказки “Аленький цветочек”. Музыка стихает, ученик читает зачин сказки.
- У: Кто написал эту замечательную сказку?
(хором).
Д. - Аксаков.
У - Да, эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков (открываем фото).
У - Какое название дал автор сказке?
Д. (хором) “Аленький цветочек”.
У. - Что слышится в названии?
Д. - Нежность, красота.
У. - Для кого он написал сказку?
Д. - Сказка была написана для внучки Оленьки.
У. - Сказка была написана в последние годы жизни Аксакова. В автобиографической повести “Детские годы Багрова — внука” он записал сказку, рассказанную ему в детстве ключницей Пелагеей (открывается портрет).
- Как это выражается в языке сказки?
Д. - Языки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.
II. Постановка темы урока.
У. - Прочитав сказку, мы задумываемся, о чем хотел рассказать нам автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам читателям. Выясним это на сегодняшнем уроке (открываем иллюстрации: 3 сестры, купец, зверь лесной, чудо морское).
III. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям (6).
У. - Перед нами иллюстрации к сказке. Назовите главных героев сказки. Д. - Три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское (который превращается в принца).
У. - Вспомните сюжет сказки, опираясь на иллюстрации. Коротко передайте ход событий в сказке.
Д. - Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая — венец, средняя — хрустальное зеркальце, младшая — аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну из дочерей, ту которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житьё к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятье. И стал чудище красавцем писанным.
IV. Создание проблемной ситуации.
V. - А как вы думаете, могли быть на месте младшей
дочери ее сестры?
Д. - Нет.
У. - Почему?
Д. - Они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному.
V. Характеристика героев.
У. - Что мы узнали о сестрах из сказки?
Портреты трех сестер помогут вам рассказать о них. Старшая?
Д. - Старшая — горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской.
У. - Зачитайте текст.
Д. - Недобрая, завистливая.
Д. - Она неблагодарная. Не пошла выручить отца.
У. - А средняя?
Д. - Средняя — самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась.
Д. - Неблагодарная тоже.
У. - А младшая дочь? Зачем ей нужен был аленький цветочек?
Д. - Для радости, утешения.
У. - Какая она?
Д. - Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.
У. - Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?
Д. - Любовь девушки.
У. - За что же полюбила девушка чудище?
Д. - (зачитывают текст)
У. - О чем рассказал Аксаков в этой сказке?
Д. - Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
У. - Какой урок он преподает своей внучке и нам, читателям?
Д. - Что добрые чувства могут победить зло.
У. - Какая из пословиц, записанных на доске, подтверждает тему сказки? (две пословицы).
Д. - Любовь все побеждает.
VI. Инсценировка сказки.
У. - Как вы думаете, какой момент в сказке самый волнующий? Д. - Когда происходит превращение чудища в доброго молодца. У. - Давайте посмотрим, как это произошло. Звучит музыка, (выходят трое учащихся).
VII. Заключительные слова учителя.
У. - Сказка эта живет уже около 150 лет, и не на день не стареет, потому, что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
VIII. Работа над языком сказки.
У. - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой “Аленький цветочек”. Назовите их.
Д. - “Заклятый царевич”, “Перышко Финиста ясна сокола”.
У. - Чтение каких из из них вам понравилось?
Д. - “Аленький цветочек”.
У. - Почему?
Д. - Сказка “Аленький цветочек” написана красивым, плавным языком.
У. - Да, ребята, сказка “Аленький цветочек” обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны авторами?
Д. - Литературные сказки.
У. - А к какой группе литературных сказок относится сказка “Аленький цветочек”?
Д. - Это волшебная сказка.
У. - Почему?
Д. - В ней чудеса. Сказочные превращения, троекратность событий.
У. - Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Назовите из сказки сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.
Д. - “За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство”.
“Поворотился он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти, сунулся вперед — дорога торная”.
“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
“Долго ли, мало ли времени”.
У. - Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.
Д. - “Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.
У. - Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.
Д. - “Не прикажи меня рубить...”
У. - Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.
Д. - Руки белые, красавица писаная, сады диковинные, палаты белокаменные.
У. - Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?
Д. - “Богатство — дело наживное”, “Двух смертей не бывать, а одной не миновать”, “От страха зуб на зуб не попадал”.
У. - Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке “Аленький цветочек”, Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок и, оказалась она дорога русским детям.
IX. Итог урока.
У.
- Что на вас произвело впечатление?
- Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
- Какие задания вам показались интересными?