Цели урока:
- повторить, систематизировать и обобщить полученные детьми знания по теме “Словосочетание”;
- закрепить умения правильного построения словосочетаний со связями (управление и согласование) и точно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
- развивать орфографическую зоркость, умение думать размышлять;
- прививать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: игра – путешествие “Словосочетательное кольцо” по станциям.
Технология: на игровой основе, Коллективного Способа Обучения.
Оборудование: схематическое изображение (на доске) “Словосочетательного кольца” со станциями; листы для записей ответов учащихся; карточки с заданиями, карточки для релаксации, “цветок” - для итога и оценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся с помощью “мордашек”
(ученикам необходимо показать ту “мордашку”, которая соответствует их настроению на данный момент).
II. Работа по теме урока.
- Вступительное слово учителя:
Знания мы в круг собрали, Словосочетания мы изучали, Все препятствия прошли, И к кольцу вот подошли. Нам преграды все пройти, надо, И к концу пути, Будем мы ещё умнее, А от этого сильнее. Сила наша не в руках, |
А в умах и головах. И сегодня всё расскажем, И запишем, и покажем. Мы должны всё изучить, Обобщить и закрепить. Время даром не теряем, Вспоминаем, повторяем. И запомним навсегда, В добрый путь же, господа! |
Урок мы проведем в форме путешествия по станциям “Словосочетательного кольца”. Двигаясь по карте, мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций.
Работать будем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
2. Путешествие. Ход игры.
а) Станция “Теоретическая”.
“Марафон правил” - вопросы записаны на
карточках и лежат на столе в перевернутом виде –
фронтальный опрос (по желанию, ученики
выходят берут карточку, отвечают на вопрос)
(имя прилагательное в словосочетании зависимый член, который согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже)
- Для чего в речи употребляют словосочетания?
(чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, для этого к главному слову надо добавить зависимое, которое уточняет сказанное)
- Какое слово в словосочетании называется зависимым?
(зависимое слово связано с главным по смыслу, к нему в словосочетании задают вопрос)
- Какое слово в словосочетании называют главным?
(главное слово в словосочетании командует, от него задают вопрос, который подсказывает форму зависимого слова)
- Как называется связь глагола с именем существительным в словосочетании?
(управление, где глагол требует, чтобы зависимое сущ-ное встало в определенный им падеж, команды отдает в виде падежных вопросов)
- Какие члены предложения словосочетанием не являются?
(главные члены предложения словосочетанием не являются, это основа предложения)
Характеристика словосочетаний по памятке (ученик у доски, выполняет разбор)
Из цветной бумаги (именное, согласование, мн.ч., Р.п., предмет и признак)
Плывет по реке (глагольное, управление. Д.п.. действие и место)
Индивидуальный опрос. (ученик, работает по карточке)
Задание: допишите предложения. Выполняется самостоятельно, ответ, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных
между собой грамматически и по _________________ (смыслу)
В словосочетании различаются _____________________ (главный)
член и зависимый.
От ___________________ (главного) слова к _____________________(зависимому)
ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено
главное слово, словосочетания бывают _________________ (глагольные)
и ______________________ (именные)
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в
тех же формах, что и главное, ____________________ (согласование)
Вид связи, при котором зависимое слово
ставится при главном слове в определённом
падеже, ____________________ (управление).
Нередко в словосочетании к слову можно поставить _________ (два) вопроса: по ____________ (смыслу) и по ______________ (форме).
б) Станция “Схематическая”.
Работа выполняется самостоятельно по вариантам.
Задание: составь словосочетания по предложенным схемам, определи значение составленных тобой словосочетаний.
Предмет (какой?)… действие (как?)…
Действие (когда)… предмет (какая?)…
Действие (куда?... действие (на что?)…
Приведи примеры. Проверка
Индивидуальная работа. (3 ученика)
Задание. Составь предложения, опираясь на вопросы. Выпиши словосочетания из каждого предложения, где прилагательное согласуется с существительным, укажи признаки.
1)Где? Что сделали? Какие? Что?
2)Какая? Кто? Что сделала? Где? Что?
3)Откуда? Что сделала? Какой? Что?
в) Станция “Практическая”. Дифференцированная работа.
Индивидуальная работа (1 ученик).
Распространи предложения так, чтобы:
1 предложение - дополнение к действию место его совершения;
2 предложение – добавь признак предмета;
3 предложение - дополнение к действию способ его совершения.
ДУЕТ (в парке, с запада) ВЕТЕР.
ЛЕТЯТ (желтые, березовые, сухие) ЛИСТЬЯ.
ОНИ (тихо, медленно, плавно) КРУЖАТ.
Работа выполняется самостоятельно, “слабые” (немотивированные) ученики работают по карточкам.
Задание по карточкам: составь словосочетания (соедини стрелкой), укажи связь (управление или согласование)
Бегает интересная
Гулял сестренке
Отправил исторический
Фильм быстро
Книга ночью
Проснулся по лесу
Задание по станции: заполните таблицу данными ниже примерами, определи форму зависимых слов.
Именные | Глагольные |
Отдавал долг, сдружился с девочкой, бесценный дар, честным поступком, хорошего рассказчика, стоять на ветру.
Именные Глагольные
бесценный дар (ед.ч., м.р., И.п.) отдавал долг (В.п.)
честным поступком (ед.ч., м.р., Т.п.) сдружился с девочкой (Т.п.)
хорошего рассказчика (ед.ч.. м.р.. Р.п.) стоять на ветру (П.п.)
Динамическая пауза. Игра - “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу слово “пожалуйста”
- встаньте, пожалуйста!
- поднимите руки.
- будьте добры, похлопайте.
- потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
- тихонько сядьте.
- тихонько сядьте, пожалуйста.
г) Станция “Игровая”. Индивидуальная, разноуровневая работа.
Игра “ Фантазёры”. На листочках, записать 3 мин. Сбор на проверку.
Цель: закрепление навыков и умений, приобретённых в процессе изучения темы “Словосочетание”.
Реквизит: картинка или рисунок (с изображением человека, животного или жанровой сценки – в зависимости от конкретной целевой установки в игре).
Условия игры: к данному рисунку учащиеся должны подобрать как можно больше словосочетаний. Выигрывает тот, кто за отведённое время сумел придумать наибольшее количество оригинальных словосочетаний, не совпавших с примерами других участников. Можно составить весёлый рассказ, рассказ с фантастическим сюжетом, используя составленные словосочетания.
1ряд. 1 Вариант “Подбор подходящих по смыслу прилагательных”.
Рыбак задумчивый, …
1 ряд. 2 вариант “Составление нераспространённых предложений”.
Рыбак сидит. …
2 ряд “Составление словосочетаний”.
Ловит рыбу, поплавок в воде, …
д) Станция “Конструкторская”.
Коллективная работа.
1 задание: Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Запишите предложение.
На … черёмухе … щебечут … птицы (высокой, громко, голосистые)
2 задание: выполнить письменный разбор данного предложения
(повест., невоскл.. рапрост.)
Щебечут птицы.
Птицы голосистые, щебечут громко, щебечут на черемухе, на черемухе высокой
Индивидуальная работа (1 ученик).
Задание. Исправь ошибки и запиши предложение. Подчеркни основу предложения. Выпиши словосочетания.
Лисные жытели укрываюца назиму в тёплых норках.
е) Станция “Итоговая”.
- 1 ряд, 1 вариант - “Мирное небо” - дать письменно характеристику словосочетания.
- 1ряд, 2 вариант – разобрать как часть речи слово мирное.
- 2 ряд. 1 вариант – разобрать как часть речи слово небо.
- 2 ряд, 2 вариант - звукобуквенный анализ слова небо.
Заключительное слово учителя.
Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “Словосочетательном кольце” нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. На память о нашем путешествии каждый из вас получает необычный цветок. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 5 словосочетаний, характеризующих наше урок - путешествие, записав их на лепестках цветов.
Зачитывание.
- А теперь в серединке цветка поставьте отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили за работу на уроке.
- Выставление оценок.
- Дом. задание с.60 №134