Цели:
- Дидактическая: Создать условия для ознакомления учащихся с технологией сверления отверстий ручным инструментом. Сформировать у учащихся представление о процессе получения отверстий в материале, научить учащихся приемам сверления отверстий ручным инструментом.
- Развивающая: Развивать познавательный интерес, творческие способности, память, мышление, пространственное воображение.
- Воспитательная: Формировать у учащихся бережное отношение к оборудованию и материалам.
Задачи урока:
- Выявить у учащихся знания, полученные раньше (на основе своего опыта: ремонт квартиры вместе с родителями, постройка дачи, дополнительная литература и т.д.) по теме сверление отверстий.
- Познакомить с инструментами для сверления.
- Научить школьников безопасным приемам сверления.
- Выполнить отверстия с помощью коловорота, ручной дрели.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методы проведения урока:
- Репродуктивный, словесный (рассказ, инструктажи, опрос, беседа);
- Наглядно – демонстрационный (демонстрация презентации “Сверление отверстий”, приемов работы, инструментов для сверления);
- Метод упражнений (выполнение учащимися практической работы);
- Проблемно – поисковый (постановка проблемы и нахождение путей ее решения);
- Метод проверки знаний, умений, навыков (анализ практической работы, ответы на вопросы, отгадывание кроссворда).
Наглядные пособия:
Презентация “Сверление отверстий”, коловорот, ручная дрель, различные виды сверл, спиральные сверла большого диаметра, бруски для демонстрации сверления.
Оборудование: подкладные доски, шило, тиски, заготовки, столярный инструмент.
Объект труда: подставка дпя чертилок.
Общее время урока 80 минут. (2 урока по 40 минут)
Структура урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока, целей, задач.
- Повторение.
- Изложение программного материала.
- Демонстрация приемов работы.
- Закрепление пройденного материала.
- Практическая работа.
- Вводный инструктаж.
- Организация рабочего места.
- Текущий инструктаж.
- Проверка, подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, целей, задач. Слайд 1.
3. Повторение (2-3 мин). Слайд 2
Для повторения ранее изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
- Перечислите инструменты для строгания.
- Какую операцию называют строганием?
- Из каких частей состоит рубанок с деревянной колодкой?
- На какую величину настраивают вылет ножа рубанка для чистового строгания?
- Перечислите правила безопасной работы при строгании.
4. Изложение программного материала. (15-17 мин.) Слайд 4.
На прошлом занятии мы начали изготавливать подставку для чертилок. Выстрогали основание, отшлифовали, сегодня нам предстоит закончить работу – просверлить отверстия для того, чтобы наше изделие имело функциональное назначение. К сверлению прибегают тогда, когда в древесине необходимо получить отверстия цилиндрической формы. Они могут понадобиться при соединении деталей при помощи шурупов, болтов и шипов, при креплении к дереву и изделиям из него фурнитуры. Каждый из вас неоднократно видел, как сверлят отверстия. Возможно, вы сами вместе с папой или дедушкой выполняли данную операцию. Расскажите, что вам известно о сверлении.
– Сформулируйте, какую операцию называют сверлением.
После ответов учеников – 4 слайд.
Записать определение в тетради.
– Каким инструментом выполняют сверление?
Слайд 5. Существует большое количество видов сверл, мы познакомимся лишь с некоторыми из них.
Учитель знакомит учащихся со сверлами, рассказывает о назначении и особенностях сверл.
Слайд 6. Но на уроках все эти сверла нам не потребуются, мы используем 4 вида сверл: ложечное, перовое, винтовое, спиральное. Учащиеся записывают в тетради виды сверл.
Учитель более подробно знакомит с основными видами сверл.
Ложечными сверлами выбирают отверстия разной глубины. Их диаметр – 3-16 мм, длина – 50-125 мм. Такие сверла снабжены специальным желобком, через который выбрасывается стружка.
Перовые сверла предназначены для сверления неглубоких отверстий поперек волокон. Из-за плохого удаления стружки такими сверлами трудно выполнить глубокие отверстия.
Винтовые сверла используют для глубоких отверстий поперек волокон. На конце этих сверл имеется винт с мелкой резьбой.
Спиральные сверла предназначены для сверления отверстий различной глубины. Так как стружка хорошо удаляется по канавкам, отверстия получаются чистыми.
Слайд 7.
Мы чаше других будем использовать в работе спиральное сверло, поэтому его
разберем подробнее. Существуют сверла с цилиндрическим
хвостовиком (диаметром от 0.1 до 20 мм) и с коническим хвостовиком (от 6 до 80
мм).
– Какой элемент называется хвостовиком?
Выбор сверла с тем или иным хвостовиком зависит от того, как мы его будем закреплять в дальнейшем: с цилиндрическим хвостовиком – в дрель, коловорот. С коническим хвостовиком – в патрон сверлильного станка.
Слайд 8. У спирального сверла различают следующие элементы: рабочая часть, лапка, режущая часть, хвостовик, шейка, канавка. Учитель раздает учащимся сверла большого диаметра. Ученики находят каждую часть на сверле, разбирают назначение каждой части сверла. (Учитель выдает рисунки с изображением сверла, учащиеся вклеивают их в тетради.
Слайд 9. Но просто одним сверлом просверлить отверстие очень сложно, требуется его закрепить. Посмотрите на экран, возможно, вам знакомы инструменты для ручного сверления. (На слайде последовательно появляются инструменты для сверления с соответствующими подписями).
Буравчик, коловорот, дрель с закрытым приводом и дрель с открытым приводом.
Учитель рассказывает об основных деталях инструментов и их назначении.
Учащиеся записывают названия инструментов в тетрадь.
Слайд 10. Для закрепления заготовки во время сверления обычно используют машинные тиски. На их основании закреплена неподвижная губка, а по направляющей с помощью винта с рукояткой, может перемешаться подвижная губка.
Слайд 11. Процесс резания выполняется совмещением 2 движений.
Возвратно – поступательное – движение подачи.
Вращательное – движение резания.
Слайд 12. Отверстия в детали могут быть сквозными и глухими.
Посмотрите внимательно на образование отверстий в сплошном материале.
– Каким образом можно определить глубину сверления глухого отверстия?
Слайд 13. Во время сверления необходимо следить за тем, чтобы сверло располагалось перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Не допускать перекоса сверла.
– Объясните, почему?
Слайд 14. Сверление коловоротом или дрелью может быть вертикальным – а) и горизонтальным-б)
При сверлении ручку дрели и коловорота необходимо вращать без усилий по часовой стрелке. Слайд №14.
5. Демонстрация приемов работы. Учитель приглашает учащихся для демонстрации приемов работы при сверлении. По мере демонстрации задает вопросы ученикам.
– Какое сверло мы будем применять для получения отверстий?
– Как называется инструмент для сверления?
– В чем его преимущество по сравнению с другими?
– Почему нельзя сверлить заготовку, не закрепив ее?
– Для чего под заготовку помещают подкладную доску?
– Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при сверлении?
Слайд 15. Учащиеся еще раз читают правила безопасной работы при ручном сверлении.
- Подготовить заготовку для сверления.
- Надежно закреплять заготовку в тисках.
- Прочно, надежно, без перекоса закреплять сверло в патроне.
- Класть инструмент на верстак сверлом от себя.
- Не проверять качество просверленного отверстия на ощупь.
6. 3акрепление пройденного материала.(5мин.) Слайд 16. (Вопросы на слайде появляются последовательно)
– Какую операцию называют сверлением?
– Перечислите инструменты для ручного сверления.
– Назовите сверло.
– Какая часть сверла служит для вывода стружки из отверстия?
– Какую форму имеет режущая часть сверла?
– Почему в конце сверления необходимо ослаблять нажим на заготовку?
Кроссворд. Слайд 17. (На слайде появляются слова после того, как учащиеся дадут правильный ответ)
- Инструмент для получения отверстий в заготовке.
- Элемент сверла, с помощью которого оно крепится в патроне.
- Инструмент, который значительно ускоряет процесс сверления.
- Инструмент для сверления отверстий одного диаметра.
- Элемент сверла, препятствующий его проворачиванию в патроне.
- Режущая кромка сверла.
- Элемент сверла, с помощью которого выводится стружка из отверстия.
- Приспособление для закрепления заготовки.
- Элемент сверла, служащий для маркировки.
7. Практическая работа. (50 мин) Слайд 18. Объект труда – подставка для чертилок.
На прошлом уроке мы начали изготовление подставки для чертилок. Сегодня мы ее должны завершить, просверлив в ней отверстия. Посмотрите на чертеж.
– На каком расстоянии от торца сверлятся отверстия?
– Сколько миллиметров мы должны отступить от первого отверстия до второго?
– В какой последовательности вы будете выполнять отверстия?
– На какую глубину необходимо просверлить отверстия?
– Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при выполнении практической работы?
8. Вводный инструктаж. Задание:
– Разметить положение отверстий с помощью карандаша, угольника, линейки.
– Наколоть центры отверстий шилом.
– Просверлить отверстия на заданную глубину.
– Отшлифовать изделие.
– Проконтролировать размеры.
9. Организация рабочего места.
Дежурные раздают заготовки, инструменты.
Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, тиски, шило, дрель или коловорот, угольник, линейка, сверло, изделие с прошлого урока.
10. Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил безопасной работы, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
11. Проверка, подведение итогов урока. (6 мин).
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, выставление оценок. Проведение рефлексии урока.
Уборка кабинета.