Сверление отверстий ручным инструментом (5-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели:

  • Дидактическая: Создать условия для ознакомления учащихся с технологией сверления отверстий ручным инструментом. Сформировать у учащихся представление о процессе получения отверстий в материале, научить учащихся приемам сверления отверстий ручным инструментом.
  • Развивающая: Развивать познавательный интерес, творческие способности, память, мышление, пространственное воображение.
  • Воспитательная: Формировать у учащихся бережное отношение к оборудованию и материалам.

Задачи урока:

  1. Выявить у учащихся знания, полученные раньше (на основе своего опыта: ремонт квартиры вместе с родителями, постройка дачи, дополнительная литература и т.д.) по теме сверление отверстий.
  2. Познакомить с инструментами для сверления.
  3. Научить школьников безопасным приемам сверления.
  4. Выполнить отверстия с помощью коловорота, ручной дрели.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы проведения урока:

  1. Репродуктивный, словесный (рассказ, инструктажи, опрос, беседа);
  2. Наглядно – демонстрационный (демонстрация презентации “Сверление отверстий”, приемов работы, инструментов для сверления);
  3. Метод упражнений (выполнение учащимися практической работы);
  4. Проблемно – поисковый (постановка проблемы и нахождение путей ее решения);
  5. Метод проверки знаний, умений, навыков (анализ практической работы, ответы на вопросы, отгадывание кроссворда).

Наглядные пособия:

Презентация “Сверление отверстий”, коловорот, ручная дрель, различные виды сверл, спиральные сверла большого диаметра, бруски для демонстрации сверления.

Оборудование: подкладные доски, шило, тиски, заготовки, столярный инструмент.

Объект труда: подставка дпя чертилок.

Общее время урока 80 минут. (2 урока по 40 минут)

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, целей, задач.
  3. Повторение.
  4. Изложение программного материала.
  5. Демонстрация приемов работы.
  6. Закрепление пройденного материала.
  7. Практическая работа.
  8. Вводный инструктаж.
  9. Организация рабочего места.
  10. Текущий инструктаж.
  11. Проверка, подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, целей, задач. Слайд 1.

3. Повторение (2-3 мин). Слайд 2

Для повторения ранее изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

  • Перечислите инструменты для строгания.
  • Какую операцию называют строганием?
  • Из каких частей состоит рубанок с деревянной колодкой?
  • На какую величину настраивают вылет ножа рубанка для чистового строгания?
  • Перечислите правила безопасной работы при строгании.

4. Изложение программного материала. (15-17 мин.) Слайд 4.

На прошлом занятии мы начали изготавливать подставку для чертилок. Выстрогали основание, отшлифовали, сегодня нам предстоит закончить работу – просверлить отверстия для того, чтобы наше изделие имело функциональное назначение. К сверлению прибегают тогда, когда в древесине необходимо получить отверстия цилиндрической формы. Они могут понадобиться при соединении деталей при помощи шурупов, болтов и шипов, при креплении к дереву и изделиям из него фурнитуры. Каждый из вас неоднократно видел, как сверлят отверстия. Возможно, вы сами вместе с папой или дедушкой выполняли данную операцию. Расскажите, что вам известно о сверлении.

– Сформулируйте, какую операцию называют сверлением.

После ответов учеников – 4 слайд.

Записать определение в тетради.

– Каким инструментом выполняют сверление?

Слайд 5. Существует большое количество видов сверл, мы познакомимся лишь с некоторыми из них.

Учитель знакомит учащихся со сверлами, рассказывает о назначении и особенностях сверл.

Слайд 6. Но на уроках все эти сверла нам не потребуются, мы используем 4 вида сверл: ложечное, перовое, винтовое, спиральное. Учащиеся записывают в тетради виды сверл.

Учитель более подробно знакомит с основными видами сверл.

Ложечными сверлами выбирают отверстия разной глубины. Их диаметр – 3-16 мм, длина – 50-125 мм. Такие сверла снабжены специальным желобком, через который выбрасывается стружка.

Перовые сверла предназначены для сверления неглубоких отверстий поперек волокон. Из-за плохого удаления стружки такими сверлами трудно выполнить глубокие отверстия.

Винтовые сверла используют для глубоких отверстий поперек волокон. На конце этих сверл имеется винт с мелкой резьбой.

Спиральные сверла предназначены для сверления отверстий различной глубины. Так как стружка хорошо удаляется по канавкам, отверстия получаются чистыми.

Слайд 7.

Мы чаше других будем использовать в работе спиральное сверло, поэтому его разберем подробнее. Существуют сверла с цилиндрическим
хвостовиком (диаметром от 0.1 до 20 мм) и с коническим хвостовиком (от 6 до 80 мм).

– Какой элемент называется хвостовиком?

Выбор сверла с тем или иным хвостовиком зависит от того, как мы его будем закреплять в дальнейшем: с цилиндрическим хвостовиком – в дрель, коловорот. С коническим хвостовиком – в патрон сверлильного станка.

Слайд 8. У спирального сверла различают следующие элементы: рабочая часть, лапка, режущая часть, хвостовик, шейка, канавка. Учитель раздает учащимся сверла большого диаметра. Ученики находят каждую часть на сверле, разбирают назначение каждой части сверла. (Учитель выдает рисунки с изображением сверла, учащиеся вклеивают их в тетради.

Слайд 9. Но просто одним сверлом просверлить отверстие очень сложно, требуется его закрепить. Посмотрите на экран, возможно, вам знакомы инструменты для ручного сверления. (На слайде последовательно появляются инструменты для сверления с соответствующими подписями).

Буравчик, коловорот, дрель с закрытым приводом и дрель с открытым приводом.

Учитель рассказывает об основных деталях инструментов и их назначении.

Учащиеся записывают названия инструментов в тетрадь.

Слайд 10. Для закрепления заготовки во время сверления обычно используют машинные тиски. На их основании закреплена неподвижная губка, а по направляющей с помощью винта с рукояткой, может перемешаться подвижная губка.

Слайд 11. Процесс резания выполняется совмещением 2 движений.

Возвратно – поступательное – движение подачи.
Вращательное – движение резания.

Слайд 12. Отверстия в детали могут быть сквозными и глухими.

Посмотрите внимательно на образование отверстий в сплошном материале.

– Каким образом можно определить глубину сверления глухого отверстия?

Слайд 13. Во время сверления необходимо следить за тем, чтобы сверло располагалось перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Не допускать перекоса сверла.

– Объясните, почему?

Слайд 14. Сверление коловоротом или дрелью может быть вертикальным – а) и горизонтальным-б)

При сверлении ручку дрели и коловорота необходимо вращать без усилий по часовой стрелке. Слайд №14.

5. Демонстрация приемов работы. Учитель приглашает учащихся для демонстрации приемов работы при сверлении. По мере демонстрации задает вопросы ученикам.

– Какое сверло мы будем применять для получения отверстий?

– Как называется инструмент для сверления?

– В чем его преимущество по сравнению с другими?

– Почему нельзя сверлить заготовку, не закрепив ее?

– Для чего под заготовку помещают подкладную доску?

– Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при сверлении?

Слайд 15. Учащиеся еще раз читают правила безопасной работы при ручном сверлении.

  • Подготовить заготовку для сверления.
  • Надежно закреплять заготовку в тисках.
  • Прочно, надежно, без перекоса закреплять сверло в патроне.
  • Класть инструмент на верстак сверлом от себя.
  • Не проверять качество просверленного отверстия на ощупь.

6. 3акрепление пройденного материала.(5мин.) Слайд 16. (Вопросы на слайде появляются последовательно)

– Какую операцию называют сверлением?

– Перечислите инструменты для ручного сверления.

– Назовите сверло.

– Какая часть сверла служит для вывода стружки из отверстия?

– Какую форму имеет режущая часть сверла?

– Почему в конце сверления необходимо ослаблять нажим на заготовку?

Кроссворд. Слайд 17. (На слайде появляются слова после того, как учащиеся дадут правильный ответ)

  1. Инструмент для получения отверстий в заготовке.
  2. Элемент сверла, с помощью которого оно крепится в патроне.
  3. Инструмент, который значительно ускоряет процесс сверления.
  4. Инструмент для сверления отверстий одного диаметра.
  5. Элемент сверла, препятствующий его проворачиванию в патроне.
  6. Режущая кромка сверла.
  7. Элемент сверла, с помощью которого выводится стружка из отверстия.
  8. Приспособление для закрепления заготовки.
  9. Элемент сверла, служащий для маркировки.

7. Практическая работа. (50 мин) Слайд 18. Объект труда – подставка для чертилок.

На прошлом уроке мы начали изготовление подставки для чертилок. Сегодня мы ее должны завершить, просверлив в ней отверстия. Посмотрите на чертеж.

– На каком расстоянии от торца сверлятся отверстия?

– Сколько миллиметров мы должны отступить от первого отверстия до второго?

– В какой последовательности вы будете выполнять отверстия?

– На какую глубину необходимо просверлить отверстия?

– Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при выполнении практической работы?

8. Вводный инструктаж. Задание:

– Разметить положение отверстий с помощью карандаша, угольника, линейки.

– Наколоть центры отверстий шилом.

– Просверлить отверстия на заданную глубину.

– Отшлифовать изделие.

– Проконтролировать размеры.

9. Организация рабочего места.

Дежурные раздают заготовки, инструменты.

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, тиски, шило, дрель или коловорот, угольник, линейка, сверло, изделие с прошлого урока.

10. Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил безопасной работы, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

11. Проверка, подведение итогов урока. (6 мин).

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, выставление оценок. Проведение рефлексии урока.

Уборка кабинета.