Цель: Создание условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
- Обобщение и систематизация материала в процессе решения различных упражнений.
- Развитие логического мышления, математической речи.
- Формирование умения работать в парах и микрогруппах.
Форма проведения урока: путешествие.
Девиз урока: Дорогу осилит идущий, математику мыслящий.
Подготовка к уроку: приготовить “Карту математического путешествия”, карточки с заданиями (Приложение 1), лист самооценки учащихся (Приложение 2).
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация (Приложение 3), карточки-задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Добрый день…. А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, день был по-доброму прожит,
Он умножит счастливые дни.
Давайте познакомимся, для этого каждый проговорит своё имя. Я рада познакомиться с вами.
2.
Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. Я приглашаю вас всех, кто любит математику совершить увлекательное путешествие “В поисках сокровищ” в некую страну. Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть.
А в какой стране мы будем искать сокровища? Это вы узнаете, если ответите на мои вопросы. Вы про себя отвечаете на вопрос, а мне называете лишь первую букву вашего ответа.
Д – пятая буква алфавита
Р – полевой цветок народный, для гадания
пригодный
О – время года, когда листья становятся
разноцветными
Б – Что за странный
Мальчик деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
И – первый месяц летних каникул
Итак, сокровища мы будем искать в математической стране Дроби вместе с Буратино. Чтобы путешествие было организованным, создадим три команды (три ряда). В ходе путешествия мы будем собирать золотые ключики, для того чтобы открыть ларец с сокровищами. У вас на столе у каждого дневник путешествия, в который вы будете записывать итоги путешествия. (За каждое правильное решение учащиеся ставят себе плюс в дневник путешествия).
3.
Перед путешествием проверим наш багаж. Мы собираемся в путешествие в страну Дроби.
В древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.
4.
Но я думаю, что вы не “попадете в дроби”. Какие дроби вы знаете?
Назовите правильные дроби.
Назовите неправильные дроби.
Какая дробь представляет половину, четверть, треть.
Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем заслужили они такое большое внимание?
Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой.
Умножение десятичных дробей можно свести к умножению натуральных чисел. Здесь надо только уметь пересчитывать десятичные знаки в множителях и правильно ставить запятую в произведении.
Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
Правило умножения десятичных дробей на натуральное число.
Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число.
5.
Итак, у вас отличный багаж, с этим багажом вы не пропадете. Надеюсь вы в путешествии будете внимательными к друг другу, в случае необходимости окажете помощь другу.
Нам предстоит дальняя дорога по стране Дроби. Длину этой дороги можно узнать, решив следующую задачу.
Дорога состоит из 3-х участков. Длина первого участка 8,4 км, второго участка в 2 раза больше, чем длина первого участка и на 3 км меньше длины третьего участка. Какова длина всей дороги.
Ответ: 45 км. (Учащиеся решают задачу самостоятельно).
6.
Итак длину дорогу мы узнали. На нашем пути высокая гора. Нам нужно преодолеть эту гору чтобы продолжить путешествие дальше. Итак, поднимаемся на гору с левой стороны, с правой спускаемся вниз.
(Учащиеся совместно в группе решают задание, отвечают по одному заданию, в случае неправильного ответа ход переходит к следующей команде. Команда ответившая на наибольшее количество заданий получает ключик).
7.
Следующее испытание на нашем пути - топкое болото. Мы должны пройти это болото, а помогут нам математические кочки. Не торопитесь при вычислениях, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте.
(Ученик первого варианта выполняет первое действие и передает листок соседу по парте и т.д. Последний ученик выполняет последнее действие и называет ответ).
Команда, справившаяся с заданием первой получает ключик.
I
1, 7 + 2, 8 + 9, 2 – 3, 4 + 0, 9 – 3, 2 + 8, 6 – 7, 9 =8, 7;II
2, 8 + 1, 9 + 6, 5 – 2, 5 – 11, 2 + 9, 6 + 10, 6 = 17, 7;III
11, 2 + 1, 9 – 1, 3 – 1, 8 + 0, 8 + 0, 2 + 9, 3 – 5, 7 =14, 6.8.
Мы преодолели препятствие, идем дальше! Перед нами домик Бабы-Яги и слышен её жалобный голос.
- Детушки, помогите мне, отоприте дверь! Я поссорилась с Кощеем бессмертным, и он закрыл дверь - ни одно колдовство не помогает её открыть. А он сказал, что дверь откроется, только, если найти корни уравнений:
I
(у + 2, 81) – 1, 81 = 6, 4 (5, 4)II
(у – 3, 48) + 2, 48 = 3, 4 (4, 4)III
(у – 5, 48) + 2, 48 = 3, 5 (6, 5)Слово “корень” - то я знаю, на зиму много корешков насушила, а слово “уравнение” - не слыхивала. Помогите старухе.
Ребята давайте объясним бабушке, что такое уравнение и что такое корень.
- определение уравнения.
- определение корня уравнения. ( 3 ученика у доски решают уравнения, остальные в тетрадях).
9.
Мы попадаем на поляну Здоровья. (Физкультминутка).
Начинаем праздник свой
Повторяйте все за мной,
Здравствуй, новый прекрасный день!
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, небо!
Я желаю сегодня всем
Много-много любви целебной!
А для общего порядка
Дружно сделаем зарядку!
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает нас она!
10.
Следующее препятствие на нашем пути - математический лабиринт.
Ключик получит та команда, которая первая найдет выход из лабиринта.
11.
На выходе из лабиринта нас встречает Мальвина с заданием для Буратино. Давайте поможем ему. Запишите пропущенные множители.
Ключик получит та команда, которая первая запишет правильно все множители.
12.
Далее наш путь проходит мимо “Замка невыученных уроков”. Его жители не очень хорошо знают математику и поэтому им необходимо помочь решить следующие задания. В нужных местах проставьте запятые.
Если смекалку применить,
Задачку можно быстрее решить.
305+137=31,87 |
231+58=28,9 |
174+244=26,14 |
13*7=9,1 |
105*6=6,3 |
102*4=40,8 |
419-2,5=169 |
375-1,34=3616 |
12-0,01=119 |
13.
Наше путешествие подошло к концу. Мы преодолели все преграды и препятствия, собрали ключики, чтобы открыть ларец с сокровищами. А какие же сокровища лежат в ларце. Переверните ключики, составьте слово.
В ларце лежат наши ЗНАНИЯ. Итак, откроем ларец. В ларце вы видите пятиугольник, квадрат, треугольник. Каждый выберите себе по фигуре, оцените свою работу на уроке (пятиугольник –“5” (25-20 верных ответов), квадрат –“4” (19-15 верных ответов), треугольник – “3” (менее 15 правильных ответов).
14.
Итоги урока. Понравился вам урок? Во время урока кому вы помогли?
Без труда нет добра.
Жизнь дана на добрые дела.
Творите добрые дела!
Живите на добрых делах!
Вы все молодцы, вы все удальцы!
И пусть на года любимой всегда
Для вас математика будет.
Она и серьезна, она и трудна,
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и в ней играть и шутить,
Смеяться и улыбаться!