Проблема развития речи не перестает быть значимой, несмотря на то, что вопросы коммуникативной культуры младших школьников часто публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, а учителями начальных классов наработан большой практический опыт. Наблюдается низкий уровень речевого развития учащихся. Словарный запас учеников начальной школы, а также детей поступающих в первый класс, остается скудным, малоподвижным и не разнообразным по своему составу. На уроках русского языка часто встречаются бедные, неточные в выборе слов и их оттенков, логически не обоснованные ответы, что влечет за собой трудности в усвоение школьной программы, обедняет эмоциональную сторону общения и замедляет темп психического развития школьников.
Традиционно в начальной школе язык познается с точки зрения структуры языковых уровней: учащиеся изучают правила написания и произношения тех или иных слов, знакомятся с его лексической, морфологической, синтаксической сторонами и т.п. Но не менее важное значение имеет освоение детьми коммуникативной стороны речи. Так, учителю в процессе обучения школьников лексическому анализу слова следует обратить внимание детей на коммуникативные возможности слов. Для этого имеется дидактическая основа. Программа начальной школы по русскому языку предполагает ознакомление учащихся со словом как единицей номинации: слово называет предмет, его признак, действие, учащиеся узнают о прямом и переносном значении слов, о принадлежности слов к языковым группам (синонимам, антонимам, омонимам) и т.п.
С целью расширения представлений детей о возможностях употребления слов в речи, об особенностях их точного и логичного использования необходимо систематически проводить работу, включающую разнообразные упражнения, позволяющие переводить из словаря пассивного в словарь активный запас слов, имеющийся у детей. Чем больше и обширнее будет такая работа, тем меньше речевых ошибок и выше речевое мастерство ребенка.
Таким образом, в начальной школе необходим дополнительный курс, предполагающий формирование коммуникативных качеств речи учащихся начальных классов при работе с ЛЗС, многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами. При изучении данного курса у учащихся формируются необходимые практические навыки при изложении устной и письменной речи, что является главным и связующим звеном при изучении общеобразовательных, а в дальнейшем базовых профильных предметов.
Курс разработан автором данной статьи и в настоящее время внедряется на уроках русского языка с 1 по 4 класс, занимающихся по авторской программе Т.Г. Рамзаевой.
Задачами курса являются: повышение уровня культуры речи учащихся, формирование у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка; развитие умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка; формирование умения и навыки точного и логичного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Курс построен по принципу игры-путешествия. Используются поисковый, частично-поисковый, проблемный методы работы, игры, проблемные ситуации, обучение через включение в деятельность, фронтальная, групповая и индивидуальная работы.
Курс обучения проводится в три этапа (с 1 по 4 класс). Это определение уровня сформированности коммуникативных качеств речи младших школьников. Формирование коммуникативных качеств речи младших школьников. Анализ результатов работы над коммуникативными качествами речи младших школьников.
Анализ литературы позволил выделить следующие критерии точности, логичности и богатства речи, на основе которых можно проводить работу над коммуникативными качествами, это: соответствие речи действительности и выражаемым понятиям, соответствие смысловой организации речи действительности и отражение в ней структуры мысли, запас языковых средств, сформированность навыков и умений пользоваться многообразием средств языка, использование в речи синонимы, антонимы, лексико-семантические варианты многозначных слов в разных контекстах, способность выражать мысли различными способами.
Каждый из критериев коммуникативных качеств речи был охарактеризован по трем уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень соответствует оценкам “отлично” и “хорошо”, средний уровень – оценке “удовлетворительно”, низкий – “плохо”. На основании изученной литературы были составлены характеристики уровней сформированности коммуникативных качеств речи младших школьников.
Для определения уровня сформированности коммуникативных качеств и анализа результатов работы над коммуникативными качествами речи младших школьников учащимся предлагается выполнить задания. Каждое задание направлено на определение уровня сформированности какого-либо одного коммуникативного качества речи (богатства, логичности, точности) и опирается на работу с определенными конститутивными признаками слова. В определении уровня сформированности точности речи работа связана с ЛЗС и его многозначностью. В упражнениях на определение уровня логичности речи применялись ЛЗС и слова-омонимы, в упражнения на богатство речи – ЛЗС, многозначность слова, синонимы и антонимы.
При составлении заданий учитывались критерии отбора слов, приемы и типы упражнений, рекомендуемые методикой.
Критерии отбора слов:
– практическая значимость слова, т. е.
роль слова в познавательной и речевой
деятельности учащихся;
– частотность употребления слова, т. е.
относительно регулярное использование его в
речевой практике школьников в связи с изучением
программного материала;
– семантическая доступность слова – критерий,
требующий учитывать способность учащихся
осмыслить сущность явления, которое
обозначается словом и т.п.
Приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:
– самостоятельные: по
картинке-иллюстрации или по картинному словарю,
по сноске на странице учебной книги, по словарику
в конце учебника, словарям – толковому,
синонимическому и пр., по контексту – по догадке,
в результате анализа морфемного состава слова,
для иноязычных слов – по значению слова в
языке-источнике;
– с помощью учителя: подбор синонимов (лозунг –
призыв), антонимов (ненавидеть – любить,
презирать – уважать), паронимов; объяснение
значений и оттенков учителем; введение слова в
собственный текст, который проясняет его
значение; выяснение трудных случаев
семантизации этимологическим способом (лукавый
– от лука – “изгиб, кривизна”, т. е. лукавый –
“криводушный, неискренний, двуличный, лживый”),
через словообразование (безмятежный – мятежный
– мятеж); помощь учителя в поиске слова в
словарях; обучение использованию словарей и
справочников; помощь в семантизации через
иностранный язык – перевод (интернациональный –
международный).
Упражнения, направленные на формирование коммуникативных качеств речи:
– составление предложения –
толкование нового слова, его запись, подбор
синонимов к нему, антонимов, указание второго,
третьего значений, т. е. составление маленького
сочинения о слове;
– составление нескольких словосочетаний с
изучаемым словом, практическая проверка
сочетаемости с другими словами;
– составление предложений с изучаемыми словами:
на определенную тему, по картине, по сюжету
прочитанного рассказа и т.п.;
– словесное или графическое рисование в связи с
изучаемым словом;
– подбор и запись ключевых слов к рассказу на
заданную тему, имеющую отношение к изучаемому
слову;
– составление и запись различных текстов на
избранную тему;
– исследование правильности, уместности
употребления в тексте избранных слов;
– поиск и замена слов.
Виды упражнений, на основе которых может быть организована работа по формированию коммуникативных качеств речи.
Упражнения, направленные на ознакомление со словом как единицей номинации.
Упражнения, направленные на толкование (разъяснение) лексического значения слова:
толкование слова на основе выявления его этимологического значения,
толкование значения слова через контекст,
толкование значение слова через его определение,
самостоятельное толкование слова,
разграничение оттенков значения,
задания, связанные с многозначностью значения слова.
Задания, направленные на знакомство детей с омонимами.
Упражнения, направленные на знакомство с синонимами.
Упражнения, направленные на знакомство с антонимами.
Упражнения, направленные на разграничение синонимов и антонимов.
Далее примерное содержание курса одного года обучения.
Раздел 1. Лексические основы коммуникативной культуры младших школьников.
Речь. Функции и свойства речи.
Ученики попадают в страну Речи, где знакомятся с укладом жизни этой страны и с ее жителями.
Культура речи. Общение.
Общение и культура речи.
Дети в новой стране попадают в различные ситуации, где необходимо говорить правильно и культурно. Страна Речь объясняет детям, зачем говорить культурно. Как сказать правильно, чтобы тебя поняли.
Понятие “слово”. Признаки слова.
Слово как номинативная единица.
Лексическое значение слова.
В стране Речи учащиеся знакомятся с жителями – словами. Узнают что такое слово, что у слов есть их тени – предметы.
Индивидуальность лексического значения для каждого слова.
Многозначность слова.
Интегральные и дифференциальные признаки значений слова.
Прямое значение слова.
Переносное значение слова.
В стране все слова имеют друзей – значения. В игре дети узнают, что есть слова, у которых много друзей, и у которых всего один самый близкий друг. Ребята знакомятся со многими жителями страны: друзьями, а также приятелями слов – прямыми и переносными значениями.
Слова–синонимы.
Слова–омонимы.
Слова–антонимы.
Разграничение синонимов и антонимов в речи.
Разграничение синонимов и омонимов в речи.
Разграничение омонимов и антонимов в речи.
У слов есть родственники – синонимы, близнецы – омонимы, неприятели – антонимы.
Предложение. Слово в предложении. Взаимосвязь слов в предложении.
Дом для слов – предложение.
Раздел 2. Коммуникативная культура младших школьников.
Учимся культуре речи. Точность речи.
Учимся культуре речи. Точное употребление слов в речи.
Учимся культуре речи. Точное употребление слов в речи.
Ученики попадают в царство с царицей Точностью. Дети знакомятся с царицей, она приглашает их в гости. В царстве происходят приключения, дети помогают царице навести порядок в ее царстве.
Учимся культуре речи. Логичность речи.
Учимся культуре речи. Логичное употребление слов в речи (в предложении).
Учимся культуре речи. Логичное употребление слов в речи (в тексте).
Царица Точность просит детей помочь ее сестре Логичности. Дети отправляются в другое царство. Встречают Логичность в доме слов – в предложении. В царстве творится беспорядок. Дети берутся за дело.
Учимся культуре речи. Богатство речи.
Учимся культуре речи. Богатство речи. Словарный запас слов.
Учимся культуре речи. Богатство речи. Взаимосвязь богатства и культуры речи. Слова.
Учимся культуре речи. Богатство речи. Взаимосвязь богатства и культуры речи. Слова синонимы, антонимы, омонимы.
Учимся культуре речи. Богатство речи. Взаимосвязь богатства и культуры речи. Предложение.
Возвращаясь из царства, ребята встречаются с царицей Богатой речью. Некультурная речь похищает царицу Богатую речь. Слова идут по следу злой волшебницы. Возвращение царице Богатой речи. Дружба царицы Богатой речи со словами, с друзьями, родственниками и неприятелями слов.
Раздел 3. Разработка проекта.
Краткосрочный проект по итогам кружковой работы “Страничка слова”. Знакомство с проектной деятельностью.
Краткосрочный проект по итогам кружковой работы “Страничка слова”. Работа над проектом.
Краткосрочный проект по итогам кружковой работы “Страничка слова”. Защита проекта. Составление “Словаря слов”.
Возвращаемся из путешествия. Напишем о жизни слов. Расскажем о жизни слов.
Составление летописи путешествия – Словаря слов.
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании человека представление о “речевом идеале”, образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь, с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.
За уровнем усвоения первоклассниками курса можно наблюдать по уровню их языкового коммуникативного развития. В конце данного курса учащиеся других классов могут составлять проект по итогам работы – “Страничка слова”.
Показателем эффективности обучения является повышение грамотности учащихся: недопущение ошибок, нарушающих точность, логичность и богатство речи. Точное обозначении явлений действительности. Точное контекстное употребление слов, соответствие их выражаемым понятиям. Соответствие смысловой организации речи действительности и верное отражение структуры мысли. Обогащение языкового запаса средств в речи детей. Появление навыков и умений пользоваться многообразием средств языка, способность выражать мысли различными способами.