Цели урока: уметь формулировать и доказывать теорему Пифагора; решать задачи с применением теоремы Пифагора.
Ход урока
I
. Проверка домашнего задания.II. Объяснение нового материала.
III. Решение задач.1) Из истории теоремы Пифагора.
2) Доказательство теоремы.
IV. Домашнее задание.
V. Итог урока.
I
. Проверка домашнего задания, устный опрос по теме “Площадь”; № 478 – 481.II
. Объяснение нового материала.1) Об истории теоремы рассказывают ученики класса.
Первый ученик.
Теорема Пифагора издавна широко применялась в разных областях науки, техники и практической жизни. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель – моралист Плутарх, греческий ученый
III века Диоген Лаэрций и многие другие.Второй ученик.
Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или, как рассказывают другие, сто быков, послужила поводом для юмора в рассказах писателей и в стихах поэтов. Так, например, немецкий писатель – романист А. Шамиссо, который в начале
XIX века участвовал в кругосветном путешествии на русском корабле “Рюрик” написал следующие стихи:Пребудет вечной истина, как скоро.
Ее познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век.Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закление и сожженье
За света луч, пришедший с облаков.
Третий ученик.
Обычно открытие этого утверждения приписывают древнегреческому философу и математику Пифагору (
VI век до нашей эры), но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора, возможно за тысячелетие до него. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.Четвертый ученик.
2) На протяжении веков были даны многочисленные разные доказательства теоремы Пифагора. Приведем некоторые из них.
Итак, формулировка теоремы:
“В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов” (формулировка написана на плакате).
Пятый ученик.
Доказательство 1.
Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами
a, b и гипотенузой с. Докажем, что .Достроим треугольник до квадрата со стороной а +
b так, как показано на рисунке. Площадь S этого квадрата равнаС другой стороны, этот квадрат составлен из четырех равных прямоугольных треугольников, площадь каждого из которых равна и квадрата со стороной с, поэтому
т.о. откуда , что и требовалось доказать.
Шестой ученик.
Доказательство 2.
Одно из древнейших доказательств дано, как полагает Прокл, Евклидом и изложено им в “Началах”. Как формулировка, так и доказательство теоремы Пифагора имеют у Евклида чисто геометрический характер. На гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника ВАС он строит соответствующие квадраты и доказывает, что квадрат, построенный на гипотенузе равновелик сумме квадратов, построенных на катетах, следующим образом:
значит
Отсюда следует, что треугольники
ABD и FBC равны (по двум сторонам и углу, заключенному между ними). Но треугольник АВD равновелик половине прямоугольника BDLJ (ВD – общее основание, LD – общая высота), а треугольник FBC составляет половину квадрата HFBA (FB – общее основание, АВ – общая высота). Значит, квадрат HFBA равновелик прямоугольнику BDLJ. Аналогично доказывается, что прямоугольник GKCA равновелик прямоугольнику CELJ, откуда и следует нужное утверждение.Седьмой ученик.
Доказательство 3.
Немало доказательств теоремы Пифагора, основанных на теории подобия. Из подобия треугольников АС
D и САВ следует: , или. Из подобия треугольников АВС и
DСВ следует: или . Следовательно,III
.№ 483(а), 484(а), 485, 486(а), 488, 489.
IV
. Домашнее задание: Гл. VI. Вопрос 8, № 483 (б, в, г), 484(в), 487, 490.V
. Подводятся итоги урока,выставляются оценки, комментарии к выступлениям учащихся.