"Память бережно храня…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

Воспитание личности высококвалифицированного специалиста – патриота своей Родины, активной гражданской позиции.

Задачи:

  1. Формирование активной гражданской позиции учащихся системы среднего (начального) профессионального образования.
  2. Приобщение учащихся разных социальных групп, инвалидов к истории своей страны, своей семьи. Воспитание чувства сопричастности к теме Великой Отечественной войны. Реальное воплощение в жизнь поливалентного образования.
  3. Актуализация темы Великой Отечественной войны, памяти народной у подрастающего поколения.

Форма:

Работа творческими группами.

Оборудование и оформление:

  1. Стенгазеты – “Битва под Москвой”, “Блокадный Ленинград”, “День Победы”.
  2. Стол – ваза с цветами и свечи.
  3. Альбомы с фотографиями поискового клуба “Форпост”, книги.
  4. Ученические эссе: “Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны”, документы из семейных архивов: фотографии, награды, почетные грамоты, статьи.
  5. Статьи об отношении к ветеранам.
  6. Компьютер, проектор, экран.
  7. Бумага и цветные карандаши.
  8. Презентация классного часа “Память бережно храня…”.
  9. Видеоролик: “Память о войне священна, так было, есть и будет”; “Ограбили ветеранов Великой Отечественной войны: легендарную разведчицу Екатерину Демину и участника Сталинградской битвы Евгения Рогова”.
  10. Видеоролик: “Поисковый клуб Форпост”.

Содержательный компонент классного часа:

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

  1. Эссе: “Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны”.
  2. Поисковый отряд Форпост.
  3. Память и современная Россия.

III. Заключительная часть.

I. Вступительная часть.

Приложение. Слайд 1.

Здравствуйте! Сегодня, я хочу с Вами поговорить о том, что, на мой взгляд, очень важно, о Памяти, о Памяти страны, Памяти семьи, о нашей с Вами Памяти. Вот уже 64 весны мы отмечали День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 64 года – это много или мало?

Одного мудреца спросили: “Когда начнется новая война?” И он ответил: “Когда народ забудет о предыдущей”.

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела.
Владислав Занадворов
(1914-1942 гг.)

II. Основная часть:

1. Эссе: “Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны”.

Ни одна знаменательная дата Великой Отечественной войны в нашем колледже не остается без внимания.

Фотографии колледжа

Проводятся тематические линейки и вечера, викторины и олимпиады, конкурсы боевых листков и стенгазет. Многие стесняются выступать перед большой аудиторией, поэтому помогают в подготовке мероприятий, подбирая стихи, музыку, делая презентации, то есть каждый пытается проявить себя. Мы посещаем музеи, проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, на День Победы учащиеся вместе с педагогами поздравляли ветеранов на Поклонной горе, дарили цветы, говорили теплые слова.

Вопросы:

  1. Ребята, какие мероприятия проводились в тех школах, в каких Вы учились?
  2. Вы принимали участие? Расскажите.
  3. В каких мероприятиях в колледже Вы бы хотели принять участие?
  4. Ребята, а с каким образом у Вас ассоциируется память о войне?

Задание для групп: в ходе классного часа сделайте набросок – Ваш образ памяти о войне.

С каждым годом все меньше остается участников и очевидцев тех опаленных войной лет. Мы не имеем права забыть подвиг нашего народа, мы должны научиться гордиться прошлым своей Родины, научиться быть достойными памяти предков, отдавших за нас свои жизни.

Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.
И может быть, в песке, в размытой глине,
Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: “Ребята, дайте знать Ирине:
У нас сегодня пели соловьи”.
И полетит письмо из этих мест
Туда, в Москву, на Зубовский проезд.
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви.
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.
Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
И облака потянутся гуртом.
Я славлю смерть во имя нашей жизни.
О мертвых мы поговорим потом.

Михаил Дудин написал эти строки, находясь на Ленинградском фронте, в июле 1942 года. Впереди были: Сталинградская битва и битва на Курской дуге, освобождение родной земли и стран Европы, и знамя победы над Берлином.

Настала пора вспомнить тех, кто ценой своей жизни дал возможность нам с вами жить и учиться.

Работы учащихся разложены на столе, их можно посмотреть

Слайд 2: “Эссе на тему: “Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны”

Великая Отечественная война только тогда станет для нас с вами не отвлеченным событием более чем полувековой давности, когда мы сможем увидеть реальных людей, своих предков, рассказать об их участии в этой войне.

В семьях бережно хранят память о родных, хранят истрепанные пожелтевшие фотографии, почетные грамоты, вырезки из газет, боевые награды.

Учащиеся группы АС 21, где я являюсь классным руководителем, готовясь к олимпиаде по истории Великой Отечественной войны, подготовили эссе на тему: “Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны”. Они провели большую исследовательскую работу, беседовали с родителями, бабушками и дедушками, изучали семейные архивы. И вот некоторые материалы из них.

Презентация ученических работ

Цитаты из эссе:

Одинцов Виктор пишет о своем дедушке – Одинцове Викторе Антоновиче. Он участвовал в военных действиях с сентября 1942 по апрель 1945 года. За это время совершил 180 успешных боевых вылетов в гвардейских авиачастях Западного и 3-го Белорусского фронтов. Летал в тыл немцам на малых самолетах ночной авиации По-2 и на бомбардировщиках Ил-2 и Пе-2. Его самолеты трижды сбивали, он был дважды ранен.

В воздушном бою в декабре 1944 года деду удалось сбить “Фоке-Вульф 190”. Этот бой был описан в газете “Сталинский сокол” от 3 декабря 1944 года, когда девятка наших бомбардировщиков потеряла два самолета и выполнила боевое задание, отбомбившись по танкам и артиллерии противника. За этот бой дед получил орден “Красной Звезды, и ему было присвоено звание “гвардии старший лейтенант”.

После войны дед пошел учиться, в 1949 году с золотой медалью закончил Военно-воздушную академию. В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1972 – докторскую диссертацию. В 1973 году получил ученое звание “профессор”, в 1980 году – ему было присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки и техники РСФСР”. С 1963 по 1988 год – был начальником кафедры космонавтики Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

Холстов Слава пишет о своем дедушке – Китаеве Серафиме Ивановиче, который в годы войны служил в 11-м танковом корпусе, освобождал Орел. Имеет отношение к созданию знаменитой песни: “Шумел сурово брянский лес”. И о своей бабушке – Холстовой Лидии Ивановне, которая в годы войны была актрисой, выезжала на фронт с бригадой, выступала перед солдатами.

Уткин Иван рассказывает о своей прабабушке – Максимовой Нине Алексеевне, которой во время войны было 16 лет, и она работала в госпитале санитаркой, сдавала кровь для раненых. А впоследствии стала Почетным донором СССР.

У Алферова Артема прадедушка – Чулов Никифор был партизаном в Брянской области. Попал в плен, был заживо сожжен на костре.

Слайд 3.

У Москвичева Сергея дедушка – Юрий Степанович Москвичев – закончил войну в мае 1945 года в Потсдаме под Берлином. Принимал участие в легендарном Параде Победы на Красной Площади 24 июня 1945 года.

Вопросы:

  1. Вы знаете историю своей семьи? Родители рассказывали вам о ваших бабушках и дедушках?
  2. Можете назвать своих родных, которые воевали или находились в тылу в годы Великой Отечественной войны?
  3. Вы хотели бы написать военную летопись своей семьи?

II. Поисковый отряд “Форпост”.

Слайд 4.

Мой дедушка, Чепурнов Григорий Иванович, погиб в ноябре 1941 года во время битвы под Москвой. Но эти сведения я узнала уже в 1995-м году в “Книге памяти”. А тогда, в 1941-ом, моя бабушка получила похоронку, в которой были написаны страшные слова: “Пропал без вести”.

Всю свою жизнь моя бабушка пыталась узнать, где погиб и похоронен ее супруг. Сейчас ее уже нет в живых. Но я дала себе слово, что постараюсь найти место, где захоронен мой дедушка, которого я никогда не видела.

Среди нас есть люди, которые занимаются очень важным делом: выезжают в места, где проходили бои, находят останки погибших, производят перезахоронения. Это участники поисковых отрядов.

В нашем колледже вот уже 27 лет существует поисковый отряд “Форпост”. Ребята, я предлагаю Вам посмотреть небольшой сюжет о работе поискового отряда.

Просмотр видеоролика “Поисковый отряд “Форпост”

Вопросы:

  1. Выскажите свое мнение о деятельности поискового отряда “Форпост”.
  2. Кто-нибудь из присутствующих хотел бы тоже принимать участие в работе поискового отряда?
  3. У Вас на столе лежат альбомы с фотографиями о деятельности поискового отряда Форпост.
  4. Есть фотографии, которые Вас особенно поразили?

Очень важно, чтобы не осталось безымянных героев. И даже спустя много лет, внуки или правнуки смогли наконец-то положить цветы на могилу своих предков, которые погибли, защищая родную землю.

В каждой семье есть свои герои. Давайте вспомним их поименно.

Учащиеся встают, называют имена погибших или скончавшихся в мирное время родных – участников Великой Отечественной войны, зажигают свечи.

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех, воевавших и страдавших,
Минутой обниму одной.

Объявляется минута молчания.

III. Память и современная Россия

На столе разложены статьи о нападении на ветеранов. Учащиеся знакомятся с материалом.

О Великой Отечественной войне написано много книг, стихов, песен, снято много замечательных фильмов. Эта тема поднимается и в современных популярных проектах.

Но, к сожалению, в последнее время все чаще встречаются сообщения о том, что избивают и грабят ветеранов Великой Отечественной войны, и крадут самое дорогое – награды.

Предлагаю посмотреть два небольших фрагмента и дать свою оценку увиденному.

Просмотр фрагмента из популярной программы первого канала “Ледниковый период” “Память о войне священна, так было, есть и будет” и видеоролика: “Ограбили ветеранов Великой Отечественной войны: легендарную разведчицу Екатерину Демину и участника Сталинградской битвы Евгения Рогова”.

Вопросы:

  1. Что Вы можете сказать об этих сюжетах?
  2. Какие у Вас возникли чувства, когда Вы смотрели эти фрагменты?
  3. Что толкает молодых людей на преступление?
  4. Как бы Вы поступили, если бы на Ваших глазах оскорбили ветерана?

Заключительная часть:

Выход в Интернет, сайт http://www.voin-osvoboditel.ru

В заключение предлагаю, если тема нашего классного часа не оставила Вас равнодушным, почтить память советских воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. У Вас есть возможность зарегистрироваться сейчас на сайте, возложить цветы к монументу Воину-освободителю так же известному, как “Бронзовый солдат”, и высказать свою гражданскую позицию.

Этот сайт был сделан в 2007 году, после трагических событий в Таллине, когда эстонское правительство приняло решение о переносе памятника из центра города, с холма Тынисмяги. При переносе памятника погиб 18-ти летний юноша, ваш ровесник – Дмитрий Ганин.

Цветы возложили уже 31404 раза.

31310 Михаил, Москва Великим воинам ХХ века от благодарных Россиян ХХI века...
31326 Катя Спасибо вам родные… Помним Вас....
31363 Елена, Москва Спасибо за жизнь, которую вы нам подарили. Мы храним память о вашем подвиге!
31377 Ирина Медакова Вечная память героям. Низкий поклон русским воинам!

Учащиеся от каждой группы регистрируются на сайте. Название сайта написано на листках бумаги, каждый может взять с собой и зарегистрироваться дома.

Учащиеся показывают свои наброски: “Образ памяти о войне”.

Слайд 5.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…

Давайте же сохраним древнюю русскую традицию – свято чтить память своих защитников. Память о них священна, так было, есть и будет.

Благодарю всех за внимание и участие!