Цель: обобщить знания учащихся по разделу “Природа России”, выявить знатока природы.
Оборудование: географическая карта “Природные зоны России”, компьютер, проектор, загадки для команд, карточки-задания для команд, рисунки с изображениями растений и животных, изучаемых природных зон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс разбивается на три группы. Выбирается капитан маленькой команды. Придумывается название команды, связанное с темой урока.
П. Разминка. (Приложение)(Слайд 3)
Ответить на вопросы: (вопросы задаются по очереди каждой команде)
- Сколько природных зон на карте нашей страны?
- По какой природной зоне проходит Северный морской путь?
- Каким цветом на карте изображена лесная зона?
- О каких природных зонах идет речь?
а) Царство деревьев – ... (зона лесов)
б) царство льда и снега – ... (Арктика)
в) море трав – ... (степь)
г) земля солнечного огня – ... (пустыня)
д) царство мхов и лишайников – ... (тундра)
е) зона, протянувшаяся вдоль Черноморского побережья Кавказа.
III. Конкурс первый. Какая это природная зона? (Слайды 4 – 6) (раздаются карточки-задания).
1) Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 и более градусов мороза. (Пустыня)
2) Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами выше 50 градусов. Длится 8–9 месяцев в году. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)
3) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, особенно летом. (Степь)
IV. Конкурс второй. Растительный мир природных зон.
(рисунки с изображением растений, карточки– задания)
1) назвать растения и зону, в которой они растут (по два для каждой команды) (Слайды 7 – 9)
2) Какое растение лишнее? Что здесь не растет? (3 карточки с изображением растений, выбрать лишнее) (Слайды 10 – 12)
V. Конкурс третий. Животный мир природных зон.
(3 карточки с животными, 3 конверта с картинками)
- 1) отгадать загадки, определить из какой природной зоны эти животные.
(Слайд 13)
а) Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки)
б) Я – птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра)
в) В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
г) Я – хозяин Арктики. (Белый медведь)
д) Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
е) Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд) - Кто лишний? Кто здесь не живет? (Слайд 14 – 16)
- Из картинок составить цепь питания. Какой природной зоны ваша цепь питания?
VI. Конкурс четвертый. Жалобы обитателей природных зон. (Слайд 17)
(3 карточки-задания с таблицей)
Впишите в таблицу следствия указанных причин:
причины | следствия |
Вырубка лесных полос | |
Браконьерство | |
Неумеренный выпас животных на пастбищах тундры и степи |
VII. Итог игры.
Подсчитывается общее количество баллов для каждой группы – так находится группа победитель. По результатам игры каждый ученик получает оценку зависимости от количества набранных баллов.