Цели:
- создать условия для групповой работы при объяснении нового материала;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
- формировать умение определять род и число прилагательных;
- развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
- воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма: урок-путешествие.
Технология: дифференцированная, мультимедиа.
Методы: эвристический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карта путешествия, разноуровневые карточки, задания для творческой работы на карточках, карточки для письма по памяти(разрезанные строки стихотворения), маршрутные листы для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
– Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия (Приложение 1).
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Правильно, имя прилагательное) (Приложение 1)
– Вы уже поняли, что на уроке мы будем работать в группах. А так как мы путешественники, то работать мы будем с маршрутными листами, и по ходу урока будете вести свои маршрутные листы (Приложение 2).
– Назовите критерии устной работы:
– активность
– актуальность
– быть дружными
– уметь в группе договориться
– Назовите критерии письменной работы:
– аккуратность
– правильность
– осанка
II. Минутка чистописания (Приложение 1)
– Чтобы подняться на наш корабль, надо построить мостик (трап)[1] из букв и слогов и вставить подходящие по смыслу слова в текст.(Учащиеся работают на маршрутном листе)
НННН
НО, НА, НУ, НЫ, НИ, НЕ, НЯ, НЕ
Погода стояла ____________. Мы сели на ___________ парусник. Вокруг было __________ море.
Нас ждали ____________ приключения.
(синее, ясная, интересные, красивый)
– Тот, кто напишет красиво, чисто, и правильно вставит слова, не упадет в море, а сядет на наш корабль.
III. Целеполагание
– Чем интересны слова, из которых вы выстроили мостик? (это имена прилагательные).
– Как вы догадались? (Отвечают на вопросы, обозначают признаки предметов).
– Что мы уже знаем о прилагательном? (Приложение 1)
– самостоятельная часть речи
– обозначает признаки предметов
– отвечает на вопросы:
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
– Как вы думаете, мы уже все знаем об этой части речи?
– Что еще нам предстоит узнать? (как изменяется, как пишется, какую роль играет в речи?)
– Сформулируйте цели урока (Приложение 1).
IV. Работа по теме урока
– Прямо по курсу старая крепость. Чтобы не сесть на мель около нее, необходимо выполнить следующее задание: Прочитайте стихотворение на слайде (Приложение 1):
Голубое небо, речка голубая,
Голубой дымок на берегу.
Белые кувшинки, белых чаек стаи,
Белые березки на лугу.
Красное на ветке яблоко тугое,
Красные от красных зорь края.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя. (И. Беляков)
– Что заметили интересного? (Одно и то же прилагательное в разных формах.)
– От чего зависит форма прилагательного? (В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное)
– Почему прилагательное согласуется с существительным? (Потому что прилагательное обозначает признак предмета).
– Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам).
– Давайте заполним сравнительную таблицу на слайде (Приложение 1)
Изменяются | По родам | По числам |
Имя существительное | - | + |
Имя прилагательное | + | + |
– Как можно назвать таблицу? (Изменение существительных и прилагательных по родам и числам).
V. Орфографический шторм (письмо по памяти)
– Мы проплыли мели у старой крепости, но попали в шторм. Строчки четверостишия разбросало в стороны, и они перепутались. Нам необходимо восстановить текст четверостишия и объяснить орфограммы в этом тексте.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М.Лермонтов
– Найдите прилагательные, определите род и число.
– Прочитайте выразительно. Даю вам 20 секунд, чтобы вы запомнили.
Напишите по памяти.
– Взаимопроверка. Какой лист дадите на проверку? (Открываю доску-помощь)
Можете поставить отметку.
VI. Дифференцированная работа
– Наш парусник двигается дальше по морю прилагательных и на пути грозное препятствие – подводные рифы.
– Объясните значение слова “рифы”.
– Прочитаем статью из толкового словаря (Приложение 1)
На слайде: Риф – ряд подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов.
– Чтобы их обогнуть, необходимо выполнить следующее задание. Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на красной карточке, кто сомневается – на желтой, кто неуверен в себе – на синей.
Красная карточка.
Составьте сложные имена прилагательные и подберите к
ним имена существительные трех родов и множественного числа. Предмет, имеющий форму шара. Человек, стремящийся все знать. Человек, который ходит босиком. |
Желтая карточка.
К данным существительным подбери имена прилагательные и
напиши.
|
Синяя карточка.
Подберите к данным прилагательным существительные,
подходящие по смыслу. Определи род прилагательных. Яркое, ласковое,
весеннее ____________. |
Проверка на слайдах. (Приложение 1)
VII. Физкультминутка
– Мы успешно преодолели рифы, и теперь отдохнем.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
VIII. Беседа о роли имен прилагательных
– Мы приблизились к последнему испытанию.
– Какую еще цель мы ставили в начале пути? (Определить роль имен прилагательных в речи).
– Послушайте, как две девочки рассуждают, зачем нужны имена прилагательные. (Инсценируют дети)
Очень занимательное –
Имя прилагательное
Трудно будет без него
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить
Веселиться и шутить
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”
Не скажем “безобразное”
Не скажем маме милая
Красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Чтобы все отличным стало
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять!
– Зачем же нужны имена прилагательные в речи? (Чтобы украшать нашу речь).
IХ. Творческая работа
– А вот у осьминожка все прилагательные смыло волной. Давайте ему поможем сочинить сказки. Вам необходимо в группах поработать и вставить разные имена прилагательные в нужной форме. Можно придумывать свои, а можно использовать прилагательные со слайда. (Приложение 1)
Тексты на карточках[3]:
- На _______ планете жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки на этой ________ планете были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.
- На _______ деревьях пели ________ песни мухи. В _______ лесах водились _______ слонята, ________ цыплята, _______ – ежики и _________ ящерицы. А на _______ черепахах ______ – человечки ездили в гости. Правитель _______ – планеты был человеком ______ и ________. Он жил во ________ дворце с __________ окнами и дверями. У него были _______ слуги. Раз в _______ саду возле _______ дворца выросло _______ растение.
Слайд
Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д. |
Проверка. Чтение сказок.
Х. Рефлексия. Итог урока
– Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия. Заполните маршрутные листы.
(Используем: красный цвет – отлично, желтый – сомневаюсь, зеленый – не получается)
Оцените свою работу.
– Что нового узнали во время путешествия?
– Достигли мы поставленных целей во время путешествия?
– Вы помогали друг другу, активно работали сами, благодаря этому мы справились со всеми заданиями.
– Как вы думаете, закончилось наше путешествие по морю прилагательных? (Конечно, нет, еще многое предстоит узнать и многому научиться). (Приложение 1)
XI. Домашнее задание
С. 69 правило, с. 87 упр. 1.
Список литературы:
- Приглашаем на урок. 3-й класс./Лободина Н.В. – Волгоград: Учитель. – 2007.
- Развитие орфографической грамотности младших школьников./Карягина Н.Н. – Волгоград: Учитель. – 2009.