Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся на базе МАОУ-лицея № 2 г. Альметьевска

Разделы: Общепедагогические технологии


Система образования многие годы строилась на принципе ведомственной административной монополии. Находясь под пристальным идеологическим контролем, система имела свою внутреннюю логику и это обеспечивало ей стабильность в определенных условиях. На сегодняшний день такая система образования разрушается, т.к. пришла в противоречие с принципиально изменившимися экономическими, социальными и духовными требованиями современного российского общества. Сегодня принятие конкретных управленческих решений в системе образования отражает прогнозируемые последствия в отношении молодежи – это добровольность продолжения образования по окончании неполной средней школы, невостребованность в сфере материального производства, недостаточность выбора учебных заведений после 15 лет и т.п. В этой ситуации мы видим альтернативу в управлении образованием – это непрерывное образование: школа – учреждение среднего профессионального образования – вуз.

Сегодня выпускниками 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ не имеют достаточной информации о специфике, особенностях и других факторах, влияющих на выбор образовательного учреждения для продолжения обучения и будущей профессии

Для осуществления государственной политики в области образования, заявленной в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, для расширения взаимодействия учреждений высшего образования с общеобразовательными школами в лицее в течение пяти лет осуществляется работа отдела профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся школ.

Естественно-математический лицей №2 имеет тесное сотрудничество не только с общеобразовательными школами, но и с высшими учебными заведениями: Московский государственный университет, Московский государственный горный университет, Московский государственный технический университет, КГУ. На сегодняшний день учебное заведение имеет высоко квалифицированные педагогические кадры: 13 учителей-победителей ПНПО; 16 учителей с высшей категорией; 21 учитель с первой квалификационной категорией. Возглавляет математический лицей №2 Сафина Г.З.

Предпрофильная подготовка

От правильности выбора будущей специальности – в данном случае профессии-профиля во многом будет зависеть судьба старшеклассников, в частности мера их подготовленности к успешной сдаче единого государственного экзамена и перспективы на продолжение образования после школы. Поэтому особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки школьников 8–9-х классов как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. При организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки школьников 8–9-х классов следует с самого начала иметь в виду следующее:

  • Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза в учебный год.

  • Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2-го курса).

  • Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть “избыточным” (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора). Набор курсов по выбору (их “ассортимент”) в школе желательно наметить в конце 8-го класса, на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними т.п.

  • Набор элективных курсов должен носить “пакетный” характер – в наборе должны быть представлены как разные образовательные области, так и разные виды учебной деятельности.

  • Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

  • В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал.

  • Курсы должны помогать ученику в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.

  • Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные и т.п.).

  • Содержание программ курсов не должно способствовать перегрузке школьников.

  • Элективные курсы должны являться своего рода учебными модулями.

Цель класса профессиональной ориентации – создание условий для получения дополнительного образования на основе профильного обучения, в соответствии с интересами и склонностями учащихся.

Основные задачи:

– подготовка учащихся к поступлению в вуз;

– развитие базового дополнительного образования;

– технологическое совершенствование педагогической исследовательской деятельности;

– разработка, апробация и внедрение в учебный процесс педагогических инновационных методик обучения;

– участие в выполнении социального заказа на образование;

– воспитание и создание условий формирования личности на основе общечеловеческих ценностей;

– создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся;

– формирование у учащихся потребностей к саморазвитию.

Второй вариант предпрофильной подготовки – ведение вариативных элективных курсов в девятых классах лицея №2. Элективные курсы ведутся в 7-х классах (девятых классов) по блоку дисциплин. Данные элективные курсы преподаватели ведут на базе лицея.

Вторая ступень взаимодействия со школами – это профильные классы. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности, способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в продолжении образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальных общеобразовательных траекторий.

Как показывает статистика, около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Поэтому необходимо уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, т.е. оказывать школьникам психолого-педагогическую поддержку в выборе вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы. В математическом лицее обучение ведется по четырем моделям профильного обучения математический, химический, информационно-технологический и социально-экономический профили.

Дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Каждый тип курсов имеет свои задачи.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную, для всех школьников, инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

В отличие от факультативных курсов, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Набор элективных курсов должен быть избыточным (т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора). Также набор элективных курсов должен носить “пакетный характер” – в наборе должны быть представлены как разные образовательные области, так и разные виды учебной деятельности – учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. Различные достижения учащихся по выполнению проекта, творческих работ, могут войти в состав индивидуальной накопительной папки “портфолио”.

Обучение в профильных классах осуществляется в течение 15 лет (10-й и 11-й классы) по программам элективных курсов, разработанным преподавателями лицея.

Перечень элективных курсов предварительно обсуждается и согласовывается со школой и заключается договор о создании класса профильного обучения.

За период с 1995по 2009 год в математическом лицее функционировали 45 классов профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Таким образом, профильное обучение позволяет: обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построить индивидуальные образовательные программы; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:ЦГЛ, АПК и ПРО 2004. 24 с.

  2. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е., Леонтович А.В. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Сборник материалов. М.:, 2005. 110 с.