Предпрофильная подготовка учащихся в рамках системы внеклассной работы по химии

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность:

На старшей ступени общеобразовательной школы в настоящее время введено профильное обучение.
Одна из проблем, стоящих перед учителями химии в условиях профилизации – это проблема мотивации обучения предмету, оказывающая непосредственное влияние на выбор профиля обучения на старшей ступени.
Поэтому каждому учителю приходится постоянно решать вопрос о том, как и чем увлечь учеников в своём предмете.
Учебные планы общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение, включают различные виды внеклассной работы, однако в настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических мероприятий с массовым охватом учащихся, тем более, недостаточна работа с отдельными группами учащихся в кружках. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной системы внеклассной работы по предмету, учитывающей интересы учащихся на разных этапах обучения, их возрастные различия, различия в характере поведения и в способности усваивать материал. Примером такой системы может быть внеклассная работа в рамках школьного химического общества, основой которого и будут являться кружки, факультативы и другие виды внеурочной деятельности учащихся.
Цель проекта: Комплексная реализация предметного, трудового, экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углубление их знаний, расширение общего кругозора, создание условий для осознанного выбора естественнонаучного профиля на старшей ступени обучения.

Задачи проекта:

  • Образовательные:
    • расширение и углубление химических и политехнических знаний;
    • формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;
    • развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области    
    • науки и техники;
    • профориентация учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии.
  • Воспитательные:
    • формирование у учащихся интереса к химии;
    • развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы, ответственности и самостоятельности;
    • воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально  организовывать свое рабочее место, экономно использовать время;
    • привитие навыков организации досуга.
  • Развивающие:
    • развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками
    • информации;
    • расширение кругозора;
    • повышение эрудиции;
    • развивите устойчивого интереса к книге – источнику знаний, творческие способности учащихся, умение предъявить свою работу другим.

Анализ результатов:

В Естественнонаучном Лицее № 11 г. Ростова-на-Дону три года назад создано школьное научное химическое общество «Лицейская Химическая Лига». На сегодняшний день накоплен положительный опыт предпрофильной подготовки учащихся в рамках организованной таким образом системы внеклассной работы по предмету:

  • всё более осознанно и целенаправленно учащиеся Лицея выбирают химический профиль на старшей ступени обучения;
  • принимают активное участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях;
  • проходят обучение в Донском Центре Химического Образования при ЮФУ;
  • ежегодно повышают уровень учебных достижений по предмету, выбирают  для прохождения итоговой и промежуточной аттестации экзамен по химии;
  • по окончании Лицея выбирают профессии химического и связанного с ним профиля;

Создать химическое общество в школе можно, начав с небольшой группы учащихся. В нашем случае это был 8-й класс с углубленным изучением химии (2005-2006 учебный год). Осенью, в период проведения школьного тура олимпиады, мы  решили не обходить стороной  восьмиклассников, а провести с ними "Олимпиадный урок" в занимательной и доступной для них форме. В результате получился не просто урок, а мероприятие, которое раскрыло огромный потенциал учащихся и вызвало желание продолжать подобную деятельность за рамками привычных уроков. Таким образом, сформировался актив школьного химического общества.
Самые яркие моменты состоявшегося мероприятия, мы решили продемонстрировать на церемонии открытия недели химии в школе. Благодаря такой рекламе, в создавшееся на базе одного класса  химическое общество были вовлечены учащиеся других классов.
Члены общества выработали свой устав, правила приема, гимн, клятву и, даже, процедуру посвящения в ряды химиков.
Участие ребят в подготовке и проведении недели химии, посвящение восьмиклассников в ЛХЛ на церемонии её открытия, стало хорошей традицией в школе.
Структура ЛХЛ предполагает углубление знаний учащихся по химии, дополнительное образование в ДЦХО, занятия исследовательской деятельностью, подготовку и участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях, помощь учителю в организации профориентационных и творческих мероприятий и т.п.
Организация школьного химического общества, охватывая различные сферы  интересов учащихся, способна обеспечить реализацию целого комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач.  Являясь особенно актуальной в условиях необходимости выбора учащимися профиля обучения на старшей ступени школьного образования, позволяет организовать более осознанный выбор химического профиля обучения на старшей ступени общеобразовательной школы и эффективную подготовку выпускников школы к поступлению в ВУЗ и усвоению программ высшего  и среднего  профессионального образования.
В условиях сокращения часов на естественнонаучные дисциплины в учебных планах, такая работа становится, пожалуй, единственной возможностью развить интерес школьников к химической науке, к химическому производству, к другим отраслям, в которых химические знания играют ведущую роль, стимулировать их к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам, привлечь талантливых детей к проведению химических исследований и участию в олимпиадах  удовлетворять запросы учащихся, организуя индивидуальные образовательные траектории, и развивать их познавательную активность. Учителю –  лучше узнать способности своих учеников, которые зачастую оказываются невостребованными на обычном уроке.
Пусть не все учащиеся, посещающие «ЛХЛ», выберут в дальнейшем естественнонаучный профиль обучения или свяжут свой профессиональный путь с химией. Главное, что эти занятия нравятся учащимся, учат их логически мыслить и рассуждать, выдвигать гипотезы и разрабатывать планы их проверки, видеть в химических веществах и их свойствах объективные реалии окружающей нас материи, понимать закономерности химических явлений, чтобы использовать их во благо человека и природы.
Практическая значимость:
Организация школьного химического общества имеет практическое значение и для учителя,  и для учащегося:
"Лицейская Химическая Лига" с точки зрения учителя – это учебный проект, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки (см. прил. №1).  
"Лицейская Химическая Лига" с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели  и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Методический паспорт проекта (для учителя):

Название проекта: «Организация школьного научного химического общества – «Лицейская Химическая Лига» – как  системы внеклассной работы в условиях реализации предпрофильной подготовки учащихся».
Данный проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы во внеурочное время среди учащихся 7-9-х классов, с привлечением учащихся  10-11-х классов. Работа планируется по секциям и возрастным группам.

Тип учебного проекта:

  • по ведущему виду деятельности: Информационный, практико ориентировагнный, творческий, исследовательский.
  • по предметному содержанию:  Многопрофильный.
  • по характеру контактов: Внутришкольный.
  • по количеству участников: Групповой    
  • по  продолжительности: Долгосрочный
  • по характеру координации проекта: Непосредственный– не менее 2-х часов в неделю в соответствии с общешкольным расписанием внеклассных мероприятий.

Цель проекта: комплексная реализация предметного, трудового, экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углубление их знаний, расширение общего кругозора, создание условий для осознанного выбора естественнонаучного профиля на старшей ступени обучения.

Задачи проекта:

  • Образовательные:
    • расширение и углубление химических и политехнических знаний;
    • формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;
    • развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области    
    • науки и техники;
    • профориентация учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии.
  • Воспитательные:
    • формирование у учащихся интереса к химии;
    • развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы, ответственности и самостоятельности;
    • воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально  организовывать свое рабочее место, экономно использовать время;
    • привитие навыков организации досуга.
  • Развивающие:
    • развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками
    • информации;
    • расширение кругозора;
    • повышение эрудиции;
    • развивите устойчивого интереса к книге – источнику знаний, творческие способности учащихся, умение предъявить свою работу другим.

Принципы работы:

1. Осуществление тесной связи с содержанием курса химии.
2. Соответствие возрастным (физическим и психическим) возможностям учащихся  и уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
3. Добровольность выбора внеклассных занятий с учетом различных интересов и запросов школьников, их общей подготовки, индивидуальных наклонностей.
4. Сочетание разных форм и видов работы.
5. Включение элементов занимательности.
6. Соблюдение принципов научности и доступности.

Виды работы:

1. Индивидуальная;
2. Групповая;
3. Массовая.

Возраст учащихся: 7-9 классы, при организующей и ведущей роли учащихся 10-11 учащихся классов.

Время работы над проектом: сентябрь – май.

Режим работы: от 2 часов в неделю.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебное оборудование кабинета химии, различные источники информации (печатные, электронные,  аудио и видео), учебники и учебные пособия, руководства и методички, электронные пособия, компьютер и т.д.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учителя-предметники Лицея, сотрудники химической лаборатории кафедры аналитической химии ЮФУ, родители учащихся.

ЗУНы и общеучебные навыки:

  • Сознательное, прочное и глубокое усвоение основ химической науки, её понятий, законов, учений и теорий;
  • Овладение специальными практическими  умениями и навыками в области химии;
  • Развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а так же понимание роли химической науки в обществе;
  • Формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
  • Ознакомление школьников с ролью химии в промышленности, сельском хозяйстве. транспорте, искусстве и других отраслях производства и деятельности человека;
  • Воспитание гражданской ответственности, нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.     
  • Мотивация к познанию, работе самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.

Предполагаемые "приращения": новое содержание и новый взгляд на предмет с точки зрения умения применять полученные знания для решения возникающих проблем.

Новые методические приёмы:  работа с новыми источниками информации, овладение новыми приёмами химического анализа, знакомства с новым химическим оборудованием.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: повышенный уровень знаний по предмету.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с различными источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
  • самоанализа и рефлексии.

Осуществление учебного проекта с т. зрения учащихся:

I. Организационно-подготовительный этап (на первом уроке химии в начале нового учебного года сучащимися проводится беседа о том, как они провели летние каникулы, с какими планами пришли в школу в наступившем учебном году, составляются примерные списки ЛХЛ на основе анализа интересов учащихся):

 Основной вопрос: "Важно ли быть сегодня химически грамотным человеком?"

I.I. "Мозговой штурм" (учащимся предлагается ответить на вопрос):
"Какие знания, умения по химии помогут мне в жизни?"

I.II. Формирование групп, составление плана работы;

Определив цель и задачи учащиеся делятся на группы:

Секция № 1   Химический кружок:

Основы неорганической химии;
Основы органической химии;
Основы агрохимии;
Конструирование и моделирование;
Охрана природы;
Пропаганда химических знаний…

Секция № 2     Лицеисты в ДЦХО (при ЮФУ).
Секция № 3     Мы – исследователи.
Секция № 4      К Олимпийским высотам.
Секция № 5      Навстречу будущей профессии.
Секция № 6      Творческая группа ЛХЛ.

Обсуждение структуры "ЛХЛ", организации работы, устава и порядка приема в члены "ЛХЛ", планирование работы, возможных источников информации.

Самостоятельное распределение заданий в группах.

II. Экспериментально-аналитический этап:
II. III. Сбор информации;
Выполнение экспериментальной части;
II. IV. Подготовка презентаций по отчету о проделанной работе;
III. Заключительный этап:
III.V. Защита проекта по группам;
III.VI. Оценка результатов – рефлексия деятельности; 

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

Приложение