Актуальность:
На старшей ступени общеобразовательной
школы в настоящее время введено профильное
обучение.
Одна из проблем, стоящих перед учителями химии в
условиях профилизации – это проблема мотивации
обучения предмету, оказывающая непосредственное
влияние на выбор профиля обучения на старшей
ступени.
Поэтому каждому учителю приходится постоянно
решать вопрос о том, как и чем увлечь учеников в
своём предмете.
Учебные планы общеобразовательных учреждений,
реализующих профильное обучение, включают
различные виды внеклассной работы, однако в
настоящее время уже нельзя удовлетвориться
проведением эпизодических мероприятий с
массовым охватом учащихся, тем более,
недостаточна работа с отдельными группами
учащихся в кружках. Необходимо стремиться к
организации хорошо продуманной системы
внеклассной работы по предмету, учитывающей
интересы учащихся на разных этапах обучения, их
возрастные различия, различия в характере
поведения и в способности усваивать материал.
Примером такой системы может быть внеклассная
работа в рамках школьного химического общества,
основой которого и будут являться кружки,
факультативы и другие виды внеурочной
деятельности учащихся.
Цель проекта: Комплексная реализация
предметного, трудового, экономического,
нравственного, эстетического и экологического
воспитания учащихся, углубление их знаний,
расширение общего кругозора, создание условий
для осознанного выбора естественнонаучного
профиля на старшей ступени обучения.
Задачи проекта:
- Образовательные:
- расширение и углубление химических и политехнических знаний;
- формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;
- развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области
- науки и техники;
- профориентация учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии.
- Воспитательные:
- формирование у учащихся интереса к химии;
- развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы, ответственности и самостоятельности;
- воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально организовывать свое рабочее место, экономно использовать время;
- привитие навыков организации досуга.
- Развивающие:
- развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками
- информации;
- расширение кругозора;
- повышение эрудиции;
- развивите устойчивого интереса к книге – источнику знаний, творческие способности учащихся, умение предъявить свою работу другим.
Анализ результатов:
В Естественнонаучном Лицее № 11 г. Ростова-на-Дону три года назад создано школьное научное химическое общество «Лицейская Химическая Лига». На сегодняшний день накоплен положительный опыт предпрофильной подготовки учащихся в рамках организованной таким образом системы внеклассной работы по предмету:
- всё более осознанно и целенаправленно учащиеся Лицея выбирают химический профиль на старшей ступени обучения;
- принимают активное участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях;
- проходят обучение в Донском Центре Химического Образования при ЮФУ;
- ежегодно повышают уровень учебных достижений по предмету, выбирают для прохождения итоговой и промежуточной аттестации экзамен по химии;
- по окончании Лицея выбирают профессии химического и связанного с ним профиля;
Создать химическое общество в школе
можно, начав с небольшой группы учащихся. В нашем
случае это был 8-й класс с углубленным изучением
химии (2005-2006 учебный год). Осенью, в период
проведения школьного тура олимпиады, мы
решили не обходить стороной
восьмиклассников, а провести с ними
"Олимпиадный урок" в занимательной и
доступной для них форме. В результате получился
не просто урок, а мероприятие, которое раскрыло
огромный потенциал учащихся и вызвало желание
продолжать подобную деятельность за рамками
привычных уроков. Таким образом, сформировался
актив школьного химического общества.
Самые яркие моменты состоявшегося мероприятия,
мы решили продемонстрировать на церемонии
открытия недели химии в школе. Благодаря такой
рекламе, в создавшееся на базе одного класса
химическое общество были вовлечены учащиеся
других классов.
Члены общества выработали свой устав, правила
приема, гимн, клятву и, даже, процедуру посвящения
в ряды химиков.
Участие ребят в подготовке и проведении недели
химии, посвящение восьмиклассников в ЛХЛ на
церемонии её открытия, стало хорошей традицией в
школе.
Структура ЛХЛ предполагает углубление знаний
учащихся по химии, дополнительное образование в
ДЦХО, занятия исследовательской деятельностью,
подготовку и участие в олимпиадах различного
уровня, научно-практических конференциях, помощь
учителю в организации профориентационных и
творческих мероприятий и т.п.
Организация школьного химического общества,
охватывая различные сферы интересов
учащихся, способна обеспечить реализацию целого
комплекса образовательных, воспитательных и
развивающих задач. Являясь особенно
актуальной в условиях необходимости выбора
учащимися профиля обучения на старшей ступени
школьного образования, позволяет организовать
более осознанный выбор химического профиля
обучения на старшей ступени общеобразовательной
школы и эффективную подготовку выпускников
школы к поступлению в ВУЗ и усвоению программ
высшего и среднего профессионального
образования.
В условиях сокращения часов на
естественнонаучные дисциплины в учебных планах,
такая работа становится, пожалуй, единственной
возможностью развить интерес школьников к
химической науке, к химическому производству, к
другим отраслям, в которых химические знания
играют ведущую роль, стимулировать их к поиску
дополнительных материалов по изучаемым темам,
привлечь талантливых детей к проведению
химических исследований и участию в
олимпиадах удовлетворять запросы учащихся,
организуя индивидуальные образовательные
траектории, и развивать их познавательную
активность. Учителю – лучше узнать
способности своих учеников, которые зачастую
оказываются невостребованными на обычном уроке.
Пусть не все учащиеся, посещающие «ЛХЛ», выберут
в дальнейшем естественнонаучный профиль
обучения или свяжут свой профессиональный путь с
химией. Главное, что эти занятия нравятся
учащимся, учат их логически мыслить и рассуждать,
выдвигать гипотезы и разрабатывать планы их
проверки, видеть в химических веществах и их
свойствах объективные реалии окружающей нас
материи, понимать закономерности химических
явлений, чтобы использовать их во благо человека
и природы.
Практическая значимость:
Организация школьного химического общества
имеет практическое значение и для учителя, и
для учащегося:
"Лицейская Химическая Лига" с точки зрения
учителя – это учебный проект, интегративное
дидактическое средство развития, обучения и
воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения и навыки (см.
прил. №1).
"Лицейская Химическая Лига" с точки зрения
учащегося – это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому,
максимально используя свои возможности; это
деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый
результат; это деятельность, направленная на
решение интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности – найденный способ
решения проблемы – носит практический характер,
имеет важное прикладное значение и, что весьма
важно, интересен и значим для самих открывателей.
Методический паспорт проекта (для учителя):
Название проекта: «Организация
школьного научного химического общества –
«Лицейская Химическая Лига» – как системы
внеклассной работы в условиях реализации
предпрофильной подготовки учащихся».
Данный проект предназначен для осуществления
учащимися средней общеобразовательной школы во
внеурочное время среди учащихся 7-9-х классов, с
привлечением учащихся 10-11-х классов. Работа
планируется по секциям и возрастным группам.
Тип учебного проекта:
- по ведущему виду деятельности: Информационный, практико ориентировагнный, творческий, исследовательский.
- по предметному содержанию: Многопрофильный.
- по характеру контактов: Внутришкольный.
- по количеству участников: Групповой
- по продолжительности: Долгосрочный
- по характеру координации проекта: Непосредственный– не менее 2-х часов в неделю в соответствии с общешкольным расписанием внеклассных мероприятий.
Цель проекта: комплексная реализация предметного, трудового, экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углубление их знаний, расширение общего кругозора, создание условий для осознанного выбора естественнонаучного профиля на старшей ступени обучения.
Задачи проекта:
- Образовательные:
- расширение и углубление химических и политехнических знаний;
- формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;
- развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области
- науки и техники;
- профориентация учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии.
- Воспитательные:
- формирование у учащихся интереса к химии;
- развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы, ответственности и самостоятельности;
- воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально организовывать свое рабочее место, экономно использовать время;
- привитие навыков организации досуга.
- Развивающие:
- развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками
- информации;
- расширение кругозора;
- повышение эрудиции;
- развивите устойчивого интереса к книге – источнику знаний, творческие способности учащихся, умение предъявить свою работу другим.
Принципы работы:
1. Осуществление тесной связи с
содержанием курса химии.
2. Соответствие возрастным (физическим и
психическим) возможностям учащихся и уровню
их подготовленности (образованности,
воспитанности и развития).
3. Добровольность выбора внеклассных занятий с
учетом различных интересов и запросов
школьников, их общей подготовки, индивидуальных
наклонностей.
4. Сочетание разных форм и видов работы.
5. Включение элементов занимательности.
6. Соблюдение принципов научности и доступности.
Виды работы:
1. Индивидуальная;
2. Групповая;
3. Массовая.
Возраст учащихся: 7-9 классы, при организующей и ведущей роли учащихся 10-11 учащихся классов.
Время работы над проектом: сентябрь – май.
Режим работы: от 2 часов в неделю.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебное оборудование кабинета химии, различные источники информации (печатные, электронные, аудио и видео), учебники и учебные пособия, руководства и методички, электронные пособия, компьютер и т.д.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учителя-предметники Лицея, сотрудники химической лаборатории кафедры аналитической химии ЮФУ, родители учащихся.
ЗУНы и общеучебные навыки:
- Сознательное, прочное и глубокое усвоение основ химической науки, её понятий, законов, учений и теорий;
- Овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;
- Развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а так же понимание роли химической науки в обществе;
- Формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
- Ознакомление школьников с ролью химии в промышленности, сельском хозяйстве. транспорте, искусстве и других отраслях производства и деятельности человека;
- Воспитание гражданской ответственности, нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
- Мотивация к познанию, работе самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
Предполагаемые "приращения": новое содержание и новый взгляд на предмет с точки зрения умения применять полученные знания для решения возникающих проблем.
Новые методические приёмы: работа
с новыми источниками информации, овладение
новыми приёмами химического анализа, знакомства
с новым химическим оборудованием.
Знания, на получение которых нацелен результат
проекта: повышенный уровень знаний по предмету.
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с различными источниками, информационными технологиями;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Осуществление учебного проекта с т. зрения учащихся:
I. Организационно-подготовительный этап (на первом уроке химии в начале нового учебного года сучащимися проводится беседа о том, как они провели летние каникулы, с какими планами пришли в школу в наступившем учебном году, составляются примерные списки ЛХЛ на основе анализа интересов учащихся):
Основной вопрос: "Важно ли быть сегодня химически грамотным человеком?"
I.I. "Мозговой штурм"
(учащимся предлагается ответить на вопрос):
"Какие знания, умения по химии помогут мне в
жизни?"
I.II. Формирование групп, составление плана работы;
Определив цель и задачи учащиеся делятся на группы:
Секция № 1 Химический кружок:
Основы неорганической химии;
Основы органической химии;
Основы агрохимии;
Конструирование и моделирование;
Охрана природы;
Пропаганда химических знаний…
Секция № 2 Лицеисты
в ДЦХО (при ЮФУ).
Секция № 3 Мы –
исследователи.
Секция № 4 К
Олимпийским высотам.
Секция № 5 Навстречу
будущей профессии.
Секция № 6 Творческая
группа ЛХЛ.
Обсуждение структуры "ЛХЛ", организации работы, устава и порядка приема в члены "ЛХЛ", планирование работы, возможных источников информации.
Самостоятельное распределение заданий в группах.
II. Экспериментально-аналитический
этап:
II. III. Сбор информации;
Выполнение экспериментальной части;
II. IV. Подготовка презентаций по отчету о
проделанной работе;
III. Заключительный этап:
III.V. Защита проекта по группам;
III.VI. Оценка результатов – рефлексия
деятельности;
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.