Ребята уже поделены на две группы,
рассаживаются вокруг столов. У доски стоит стол,
за который садится экспертная группа (3-5 человек).
Перед каждым лежит зачетный лист.
Зачетный лист.
Творч. задание | № 1 | № 2 | №3 | №4 | №5 | №6 | Итог | |
Команда № 1 | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6… |
||||||||
Команда № 2 | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6… |
Здесь проставляются баллы команде и каждому члену команды. В конце занятия количество баллов подсчитывается и объявляется всем. Конкурсы оцениваются по 5-бальной системе. Первый – балл за каждое слово, причем оценивается вклад каждого члена команды в общее дело. Творческое задание дается в начале изучения темы. Ребята выбирают его сами. Творческое задание оценивает учитель и передает результат экспертной группе. Ученики выполняют задание от имени иноземного купца, князя, сборщика налогов, новгородца… Индивидуально оценивается и конкурс № 3 – это рассказ по заданной теме.
Оформление доски:
ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.
«Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…»
Звучит музыкальный отрывок из Богатырской симфонии А.Бородина (1-я часть) и отрывок из стихотворения Наровчатова С.:
Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы:
Завалили лавки дарами
Иноверцы да инородцы.
– Чем мы занимались на последних занятиях? (Изучением
истории Великого Новгорода)
– Чем мы будем заниматься сегодня? (Подведем
итоги изучения Новгорода)
– Итак, сегодня мы действительно подведем итоги
того, что узнали ранее. Вы выступите в роли
историков-исследователей письменных и
вещественных источников, покажите, как вы умеете
рассказывать, анализировать данные, как усвоили
терминологию.
Конкурс 1. «Отгадай зашифрованные термины» – конкурс кроссвордов.
Команды получают листы с кроссвордом, а капитан еще карточку со списком команды, где ему необходимо против фамилий поставить количество отгаданных слов и записать это слово. Время на выполнение – 3 минуты.
Фамилия, имя | количество | слово |
1. 2. 3. 4. 5. 6… |
КРОССВОРД.
2З | |||||||||||||||||
1А | Е | 3С | |||||||||||||||
1С | Т | Р | А | Т | И | Г | Р | А | Ф | И | Я | ||||||
Х | Н | Р | |||||||||||||||
2В | Е | Ч | Е | Ь | А | 4Б | 5Э | ||||||||||
3Г | О | Р | О | Д | И | Щ | Е | Г | Е | П | |||||||
4С | Е | Л | И | Щ | Е | И | Р | И | |||||||||
5К | О | Л | Т | Ы | С | Е | Г | ||||||||||
Г | Т | С | Р | ||||||||||||||
И | 6Н | У | М | И | З | М | А | Т | И | К | А | ||||||
Я | К | А | Ф | ||||||||||||||
7С | К | А | Н | Ь | И | ||||||||||||
К | |||||||||||||||||
А |
По горизонтали:
1. Наука, изучающая слои, из которых состоит
почва.
2. Народное собрание в Новгороде.
3. Поселение, укрепленное валами или просто
частоколом.
4. Неукрепленное поселение, современное
городищам.
5. Женское украшение.
6. Наука о монетах.
7. Украшение из напаянных на предмет тоненьких
золотых или серебряных крученных проволочек,
образующих красивые узоры.
По вертикали:
1. Наука, изучающая развитие человеческого
общества и закономерности этого развития
преимущественно по вещественным историческим
источникам.
2. Украшения из множества припаянных на
поверхность предмета крошечных золотых или
серебряных шариков.
3. Наука о печатях.
4. Материал, на котором писали в Древней Руси.
5. Наука о надписях.
Конкурс 2. «Специалисты по керамике»
На каждый стол даются осколки керамики дьяковской культуры, ямочно-гребенчатой культуры и домонгольского периода, а также современной. Необходимо определить какая керамика старше, обосновать свое мнение. Слово предоставляется по очереди каждой команде.
Конкурс 3. «Расскажу, что знаю»
Представители команд выбирают карточку с
заданием, затем команда готовится 2 минуты. После
того, как время истечет, слово предоставляется
докладчику. Другой команде дается право
дополнить ответ и набрать дополнительные баллы.
Карточка № 1 – Рассказать о ремесле Новгорода на
основе данных археологии.
Карточка № 2 – Рассказать о берестяных грамотах
на основе данных археологии.
Конкурс 4. «Работаем в архиве»
На каждый стол даются карточки с письменными источниками и задания к ним. На вопросы необходимо ответить письменно.
Прочтите внимательно документы и ответьте на вопросы:
Договор Новгорода с князем Ярославом (1263-1272):
«Князь Ярослав! Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править новым городом по древнему обычаю, брать одни дары с наших областей, поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены… новгородцами. … в Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни дворяним твоим сел не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новгорода. В Русу можешь ты князь ездить осенью, не летом… Целуй же святой крест, …не через посредников, но сам…мы клянемся тебе, господину князю».
Н.М.Карамзин «История государства Российского»
«1270 г. …ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного…со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу отечества. Первым определение сего шумного веча было изгнать Ярослава… Именем Новгорода вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Моткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоламея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь, а мы найдем себе князя»».
Обратите внимание на подчеркнутые слова и ответьте на вопросы:
1. Какой орган в Новгороде был высшей властью?
Подтвердите это фактами.
2. Какие выводы можно сделать о положении и правах
князя в Новгороде? Свои выводы обоснуйте.
3. Как вы считаете кто прав в этой ситуации:
новгородцы или князь?
4. Как назвать такое устройство управления
обществом?
Конкурс 5. «Работа с вещественными источниками»
Командам даются карточки с заданием, выбирает представитель. Через 2 минуты, карточки зачитываются и обсуждаются.
Карточка 1. Укажите век, к которому относятся найденные браслеты:
а) гладкие, разных цветов, стеклянные;
б) крученые, как веревочка, стеклянные;
в) и те, и другие.
(а) рубеж XIII-XIV вв., б) середина XIII в., в) XII в.) Дается также образец XIIв.
Карточка 2. Расположите по старшинству применения:
а) прозрачные овальные и круглые, гладкие
бусины;
б) рубленный бисер;
в) «лимончики» – бусины желтого непрозрачного
стекла, похожие на маленькие лимончики.
(б), в), а)).
Конкурс 6. «Анализируем находки»
Командам даются карточки с таблицей, где зашифрованы находки по векам, проанализировать их.
Карточка 1
Век находки | Найдено |
|
орехов |
миндаля |
|
X | 11 | 1 |
XI | 77 | 2 |
XII | 36 | 1 |
XIII | 4 | нет |
XIV | 3 | нет |
О чем говорят данные находки. Почему число
найденных ореховых скорлупок сначала растет,
потом падает?
(Грецкие орехи и миндаль на берегах
Ильмень-озера не родятся. В Новгород их привозили
всегда с далекого юга по волжскому или
днепровскому водным путям, а то каравонными
дорогами через степи. В XI столетии степь
«контролировали» русичи: даже на Керченском
проливе сидел тмутараканский князь Олег.
Караваны шли свободно – вкусными орехами
лакомились и на Неревском конце.
Но вот положение изменилось: степями овладели
сначала половцы, затем татары. Торговля с югом
пошла на убыль, а затем и вовсе кончилась. И точно
так же, как с бусами и браслетами, мировое событие
отозвалось на всем, вплоть до состава
новгородского мусора, выметаемого из изб.
Пришлось о лакомствах Ирана, Кавказа, Средней
Азии, Крыма забыть. Ореховая скорлупа перестала
падать на северную землю. И мы теперь почти не
находим ее в слоях XIII века.)
Карточка 2
Века | XIV |
XIII |
XII |
Ярусы | 8 9 10 11 | 12 13 14 | 15 16 17 18 19 20 |
Количество найденных браслетов | 23 36 96 153 | 273 461 461 | 271 243 122 69 46 9 |
Сделайте выводы. Почему число находимых
браслетов сначала растет, потом падает?
(Число находимых браслетов быстро растет и в XII
веке и в начале XIII века. Больше всего на рубеже
этих столетий. Проходит несколько десятков лет, и
их сразу становится куда меньше. Крутой перелом
падает на середину двадцатых годов XIII в.
Это были страшные годы для русской земли. В 1223
году орды Чингисхана разгромили войска киевлян и
их союзников при Калке; в 1237 г. казалось,
заколебался мир: татары покорили Русь, хлынули на
запад, в Венгрию и Польшу. Разгром был страшный:
страна опустела, торговля почти прекратилась,
ремесла были заброшены, мастерские опытных
художников-стеклодувов разорены, а сами они либо
перебиты, либо уведены в Улус Джучиев – Золотую
Орду, в лихой полон. Старые привычки и обычаи
исчезли, вкусы переменились. Да и самим женщинам
русским стало не до побрякушек.)
Учитель: Сегодня вы поработали исследователями. А каков результат этого мы сейчас узнаем. Слово экспертной группе.
(Подводятся итоги и делаются выводы)