В игре принимают участие 8 человек. У каждого – планшет с табличками (цифры 1-6). Участники начинают игру на исходной позиции размеченной площадки и в каждом туре после очередного правильного ответа продвигаются на одну позицию вперед.
Ведущий: Добрый день! Мы рады видеть вас в этом зале на игре «Звездный час». Сегодня в игре участвуют ребята из 9-х классов. Я приглашаю на игровую площадку участника под номером 1 (представляет игрока), 2 и т.д. (Приложение 1, слайд 2). Мы начинаем первый тур.
I тур. «Информатика в лицах» (Приложение 1, слайд 3)
Ведущий: Вы видите на экране портреты знаменитых в области информатики людей (Приложение 1, слайды 4 и 5). После того, как я задам вопрос, поднимите табличку с соответствующим номером.
1. Им было написано первое руководство по арифметике, основанное на позиционном принципе. Кроме того, сохранились его трактаты об алгебре и о календаре. Имя автора в латинизированной форме стало обозначать в средневековой Европе всю систему десятичной арифметики. Впоследствии слово «алгоритм» стало обозначать всякий регулярный процесс, за конечное число шагов дающий решение определённого класса задач. (Аль Хорезми – №3)
2. В 1871 году в английском журнале “Панч” было напечатано стихотворение:
Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Ступить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.
В этом стихотворении речь идет об английском ученом, главным делом жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Он сконструировал аналитическую машину – прообраз современных компьютеров, которую в то время не смогли построить. (Чарльз Беббидж – №4)
3. Этим английским математиком было сформулированы пять основных принципов построения однопроцессорных компьютеров, которые так и называют – «принципы …» (Джон фон Нейман – №2)
4. Основы математической или символической логики заложил этот немецкий ученый и философ. Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменить простые рассуждения действиями со знаками и привел соответствующие правила. (Готфрид Вильгельм Лейбниц – №1)
5. В 1642 году (в 19 лет) этот знаменитый француз начал создание своей суммирующей машины. Машина выглядела как ящик, наполненный многочисленными связанными друг с другом шестерёнками. Складываемые числа вводились соответствующим поворотом колёс. В настоящее время один из современных языков программирования называется его именем. (Блез Паскаль – №6)
6. Эта личность считается первым программистом в истории человечества. В честь этого человека в середине 70-х гг. нашего столетия министерство обороны США (одиозный Пентагон) официально утвердило название единого языка программирования американских вооруженных сил. Язык носит имя этой личности. (Ада Лавлейс – №5)
7. В 1948 году в США и Европе вышла книга этого американского математика «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки – кибернетики. (Норберт Винер – №3)
8. Древнегреческие математики называли этот алгоритм автафапекис или «взаимное вычитание». Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел был разработан этим древнегреческим математиком и сейчас изучается в школьном курсе информатики. (Евклид – №6)
9. Англичанин, который считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику. Недаром начальный раздел математической логики называют в его честь. (Джордж Буль – №5)
10. Американцы Джон Преспер Экерт и этот персонаж создали первый мощный электронно-цифровой компьютер "Эниак". Его параметры: 26 м в длину, 6 м в высоту, вес 35 тонн. Содержал 20 000 электронных ламп. Кто этот человек – создатель первого компьютера? (Джон Маучли – № 2)
11. Ученый и философ, который пытался найти ответ на вопрос «как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Он впервые дал систематическое изложение логики, подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика. (Аристотель – №1)
12. Этот английский математик предложил проект простого устройства, имеющего все основные свойства современной информационной системы: программное управление, память, и пошаговый способ действий. Эта воображаемая машина, получившая название «машины … (его имени)», используется в теории автоматов или компьютеров. (Алан Тьюринг – №4)
Ведущий: Итак, по итогам первого тура во второй тур выходят 6 игроков. Это игроки с номерами … (называет номера)
II тур. «Максимум информационного объема» (Приложение 1, слайд 6)
Ведущий: Согласно таблице кодировки ASCII каждому символу алфавита соответствует восьмиразрядный двоичный код, т.е. каждый символ несет 8 бит информации. Ваше задание: из букв, которые сейчас появятся, составить одно слово. Если составленное участником слово будет иметь отношение к информатике, к нему будет добавлен еще один условный символ. Покинет этот тур участник, составивший самое короткое слово. Участник, составивший слово с максимальным информационным объемом, получит дополнительный балл. Возьмите ручки и планшеты с листочками. Итак, буквы посыпались! (Приложение 1, слайды 7 и 8)
Ведущий: В следующий тур выходят 4 игрока. Это игроки с номерами … (называет номера)
III тур. «Логические цепочки» (Приложение 1, слайд 9)
Ведущий: В этом туре вам нужно расположить предлагаемые варианты в логической последовательности. После того, как я задам вопрос, вы должны будете поднять таблички с номерами вариантов, которые, на ваш взгляд нужно поменять местами для соблюдения правильной логической последовательности (Приложение 1, слайд 10).
- Основные элементы компьютеров I, II, III и IV поколений расположены в историческом порядке. (Поменять 1-2)
- Числа, представленные в двоичной и десятичной системах счисления, расположены в порядке возрастания. (Поменять 1-2)
- Этапы решения задачи на компьютере расположены в логическом порядке. (Поменять 1-2)
- Файлы различных типов расположены в порядке увеличения их информационного объема. (Поменять 1-2)
- Цифры римской системы счисления расположены в порядке возрастания. (Поменять 1-2)
Ведущий: Третий тур подошел к концу, и в суперфинал сегодняшней игры выходят __________________ и __________________. (Называет номера участников и их имена).
Суперфинал «А ну-ка, догони!» (Приложение 1, слайд 11)
Ведущий: Я поздравляю финалистов! В суперфинале вы должны составить как можно больше слов из букв слова, которое вам будет сейчас предложено (Приложение 1, слайды 12 и 13). Время для этого задания будет ограничено временем звучания некоторого звукового файла. Итак, желаю успеха. (Слово ИНФОРМАТИКА).
Участники садятся за стол и составляют слова. По окончании звучания мелодии ведущий останавливает их и предлагает поочередно называть слова. Выигрывает участник, назвавший последнее слово.
Награждение
Ведущий:Ну, что ж, дорогие зрители и участники сегодняшней игры. Вот и настал звездный час в сегодняшней игре для _________ (называет победителя и щелкает на слайде 14 по звездочке с номером победителя). Пусть удача сопутствует тебе по жизни и еще не раз наступит для тебя твой звездный час! Я благодарю всех участников сегодняшней игры и, конечно же, зрителей!