Цель: повторение и закрепление основ методики работы по формированию словаря.
Задачи:
- Уточнить знания о понятии словарной работы.
- Закрепить знания о задачах и содержании словарной работы
- Закрепить знания об общих вопросах методики словарной работы.
- Закрепить знания о методике словарной работы в возрастных группах (составление конспектов занятий и системы мероприятий по словарной работе)
Задание для воспитателей в подготовке к семинару:
- Выписать из «Программы воспитания и обучения и в детском саду» под ред. М.В.Васильевой задачи по формированию словаря по своей возрастной группе.
- Повторить методику проведения занятий по ознакомлению с предметом, по сравнению предметов, введению обобщающего слова.
- Воспитателям старших, подготовительных коррекционных групп изучить задачи по формированию словаря по своей возрастной группе по программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г.Шевченко и «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.В.Васильевой.
ХОД СЕМИНАРА
1 день. Теоретический (презентация – Приложение 1).
Задачи:
- Уточнить знания о понятии словарной работы.
- Закрепить знания о задачах и содержании словарной работы
- Закрепить знания об общих вопросах методики словарной работы.
Перед началом семинара педагоги распределяются на подгруппы:
1 подгруппа 1 младшая и 2 младшая
группы.
2 подгруппа средняя и старшая группы
3 подгруппа подготовительные группы
4 подгруппа специалисты (учителя –
дефектологи, учителя – логопеды, педагог
психолог
5 подгруппа музыкальные
руководители, инструктор по физвоспитанию,
педагог доп. образования по изодеятельности.
1 часть. Разминка. Игра-тренинг «Перефразирование»
Время проведения 10-15 минут.
Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами; развитие взаимодействия участников между собой; введение элемента игры.
Инструкция. Вы поделились на
подгруппы. Каждая подгруппа должна вспомнить
какое-нибудь четверостишие из известного
стихотворения. Нужно перефразировать строфу
таким образом, чтобы каждое слово в нем
передавалось иным словом или
словосочетанием. Например, «Я» можно превратить
в «автора» или «лицо, которое вы видите перед
собой», «дорогу» – в «путь», и т. п. Нужно записать
текст, перефразирующий выбранную строфу, а затем
прочитать его вслух. Важно, чтобы остальные
смогли догадаться, что за стихотворение было
перефразировано.
По итогам выполнения задания задать
вопрос: «Каким должно быть перефразирование,
чтобы оно наиболее точно передавало суть
первоначального текста?»
В конце разминки сделать вывод о значимости
словарного запаса, которым владеют педагоги, и
важности словарной работы.
2 часть. Что такое словарная работа?
Задание: Мы с вами практическим путем
убедились в важности и необходимости проведения
с детьми словарной работы.
Что подразумевается под понятием «Словарная
работа»? На обдумывание задания - минута.
Каждая подгруппа предлагает свое понятие.
После того как выступили представители подгрупп,
на экране предлагается понятие, предложенное в
методической литературе.
- «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]
- «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич [2]
- «Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
- «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова. [6]
Подводится итог, выбирается понятие, которое в дальнейшем будет использоваться в работе.
3 часть. Задачи и содержание словарной работы
Задание 1. Перед участниками семинара ставиться следующий вопрос: «Как вы считаете, какие общие задачи решаются в ходе словарной работы?». Время на размышление – 2 минуты. Каждая группа предлагает свой вариант. Если варианты повторяются, то называется вариант, который не прозвучал. Затем на экране высвечивается вариант, предлагаемый в методической литературе.
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т.д.)
2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на 2 категории: пассивный словарь (слова, которые дети понимают, но не употребляют в своей речи) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, при всяком подходящем случае употребляет в речи). Новое слово войдет в активный словарь в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Задание 2. Перечислите задачи по формированию словаря в ваших возрастных группах. Время на размышление 5 минут. Ответ на поставленный вопрос.
Задание 3. Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Что входит в содержание словарной работы?» Время на размышление – 5 минут. Каждая группа предлагает свой вариант. Если варианты повторяются, то называется вариант, который не прозвучал. Затем на экране высвечивается вариант, предлагаемый в методической литературе.
1. Бытовой словарь (части
тела, лица, одежда, посуда ….)
2. Природоведческий словарь (Живая,
неживая природа)
3. Обществоведческий словарь (страна,
труд людей, праздники, армия)
4. Эмоционально-оценочная лексика
(слова, обозначающие эмоции, переживания,
чувства)
5. Слова, обозначающие время,
пространство, количество.
4 часть «Общие вопросы методики словарной работы»
Задание 1. Методы словарной работы делятся на две группы.
Перечислите методы, которые относятся к каждой из групп. Время на размышление 5 минут.
Методы словарной работы:
- Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)
- методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии
- методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.
- Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Задание 2. Определите в какой возрастной группе можно использовать данные формы и методы работы. (Перечисляются методы словарной работы в одной из возрастных групп, педагоги выполняют задание)
Формы и методы словарной работы в младшей группе
1. Осмотр помещения.
2. Целевые прогулки.
3. Занятие по ознакомлению с предметным миром
4. Занятия с образными игрушками
5. Хороводные игры
6. Рассматривание картин
7. Ознакомление с художественной литературой.
8. Проведение словарных упражнений.
Формы словарной работы в средней группе
1. Осмотр помещений.
2. Экскурсии
3. Рассматривание предметов
4. Сравнение, различение, обобщение.
5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и
составление загадок по ним.
6. Рассматривание картин.
7. Дидактические игры
8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
Методы словарной работы в старших группах
1. Занятие по обогащению словаря детей
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по
картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов
11.Составление рассказов детьми
12.Упражнения и игры
Итоги 1 дня
– Мы с вами повторили методику словарной работы. На следующем занятии по пробуем выстроить систему словарной работы.
Задание ко второму дню:
- Разработать конспект занятия по осмотру помещения, учитывая особенности возрастной группы, на которой вы работаете.
- Подумать в каких видах деятельности может осуществляться словарная работа.
Второй день (презентация – Приложение 2)
Педагоги работают в тех же подгруппах, что и в
первый день.
Сегодня мы продолжаем работу по повторению и
закреплению методики словарной работы.
Задание 1
Вам было дано задание разработать конспект
занятия по осмотру помещения.
Обменяйтесь конспектами. При анализе необходимо
учесть следующие моменты:
- Соответствуют ли возрасту детей поставленные задачи
- На каком этапе находится работа по развитию словаря (обогащение словаря на основе наблюдений; уточнение и закрепление представлений и словаря, использование словаря в активной речи)
- Какие методы и приемы используются в ходе занятия?
- Соблюдается структура занятия?
- С какими новыми словами должны познакомиться (закрепить в речи) дети?
- Что нового вы взяли для себя?
- Что бы сделали по другому?
Время на анализ занятия – 15 минут.
Выступления педагогов, подведение итогов.
Задание 2
В детском саду ребёнок должен овладеть двумя категориями знаний:
1. Знания, не требующие специального обучения
2. Знания, усваиваемые в процессе организованной
учебной деятельности. (А.П.Усова)
Распределите содержание словарной работы по этим группам.
Содержание словарной работы.
1. Бытовой словарь (части
тела, лица, одежда, посуда …)
2. Природоведческий словарь (Живая,
неживая природа)
3. Обществоведческий словарь (страна,
труд людей, праздники, армия)
4. Эмоционально-оценочная лексика
(слова, обозначающие эмоции, переживания,
чувства)
5. Слова, обозначающие время,
пространство, количество.)
По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной большое значение для обогащения и активизации словаря имеют:
1. Бытовая деятельность
Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребёнок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребёнок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
2. Трудовая деятельность
Словарь детей пополняется за сёт названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов её выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчёты о выполненной работе.
3. Творческая художественная деятельность
Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения способствуют активизации образного словаря.
4. Занятия по другим разделам программы
Во втором задании к сегодняшнему дню надо было
подумать о том, в каких видах деятельности
проводится словарная работа.
Давайте выберем одну тему и постараемся
составить систему словарной работы по этой теме,
включающую в себя специально –
организованные занятия и работу над темой в
других видах деятельности. Предложить тему
«Домашние животные».
Время на работу – 20 минут.
Представление педагогами своих систем (планов) работы. Обсуждение.
Задание 3
Сочините маленький рассказ (всего из 20 слов),
чтобы все слова начинались на букву «С». Время на
выполнение задания – 15 мин.
Чтение рассказов.
Подведение итогов семинара
С целью получения обратной связи, педагоги заполняют анкету и отвечают на вопросы:
1. Какие задачи решались на семинаре?
2. Решены ли эти задачи?
3. Время, проведённое на семинаре, потрачено зря, с
пользой (нужное подчеркнуть)
4. Будете ли использовать полученную информацию в
работе? Как?
5. На какие вопросы Вы ещё хотели бы получить
ответы
Литература:
- М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Издательский центр «Академия», 1997.
- А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М.: Просвещение, 1981.
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- О.И. Давыдова, Майер А.А., Богославец Л.Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2008.
- Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян. «Речевое развитие детей дошкольного возраста». М.: УЦ Перспектива, 2009-08-16.
- О.С. Ушакова «Теория и практика развития речи дошкольника»М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1977.