Обучающий урок по теме: "Тригонометрические уравнения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся, совершенствовать навыки решения тригонометрических уравнений, подготовка к контрольной работе.
  • Развивающие: расширение кругозора учащихся, формирование умений применять приёмы сравнивания, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию.
  • Воспитательные: воспитание уважения к учителям, их труду, привитие навыков самооценки, умения работать в коллективе.

Форма учебной деятельности: групповая.

Оборудование: интерактивная доска, сканер, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс делится на шесть групп, в каждой группе по четыре ученика, ученики знакомятся с критериями оценки за урок.

15-14 баллов оценка "5"

13-12 баллов оценка "4"

11-10 баллов оценка "3"

Менее 10 баллов оценка "2".

2. Постановка цели

Не так давно было принято решение 2010 год в России объявить Годом учителя. "Пристальное общественное внимание к профессии будет свидетельствовать о значимости вашего труда для нашего государства", - сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Сегодня на уроке вы, ребята, не только должны показать свои знания и умения по изученной теме, но и познакомиться с жизнедеятельностью первого русского учителя математики.

Систематизация и обобщение знаний по изученной теме

Современники писали о нём: "Любви к ближайшему нелицемерного, благочестия ревностного, жития чистого, великодушия постоянного:разума зрелого, обхождения честного:". Чтобы понять о ком идёт речь, я предлагаю вам ребята решить анаграмму.

(Участники группы, выполнившей задание первой, получают по одному баллу.)

[Приложение1-проецируется на доску]

(Выслушать ответ.) Это - Леонид Филиппович Магницкий. До нас дошли скудные сведения о Магницком. Родился в 1669г. Сын крестьянина Телятина Осташковской патриаршей слободы. Известен также тот факт, что Леонтий " из уст царя Петра переименован из Телятина Магницким, в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя".

24 января 1701 года в Москве в палатах Сухарёвской башни учреждается по указу Петра I школа. [Приложение 2 - проецируется на доску]

Дальнейшая судьба Л.Ф. Магницкого полностью связана с этой школой. А как эта школа называлась, вы узнаете из таблицы, решив предложенные задания.

(Участники группы, выполнившей задание первой, получают по одному баллу.)

[Приложение 3 - проецируется на доску]

Леонид Филиппович Магницкий работал в "школе математических и навигацких наук".В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, морскую астрономию и преподавали краткие сведения из области географии, по преимуществу математической.

Как же удалось Магницкому получить математическое образование вне школы?

Очень мало сведений дошло до нас об этом человеке, но в одном математическом документе отмечается, что Леонид Магницкий "проявлял любовь к самообучению и страсть разбирать мудрёное и трудное". Предлагаю и вам, ребята, проявить "страсть разбирать мудрёное и трудное" и решить следующие уравнения.

(Проверка решений проводится с помощью сканирования решений из тетрадей учащихся, и проецирования решений на экран, в процессе самопроверки ученики выставляют себе по одному баллу, за каждое правильно решённое уравнение).

[Приложение 4 - проецируется на доску]

В 1703 году Л.Ф. Магницкий опубликовал свою знаменитую "Арифметику".

[Приложение 5 - проецируется на доску]. Огромная эрудиция, тонкое владение педагогическим мастерством позволили Л.Ф.Магницкому создать учебную книгу по математике, на которой в течение многих лет воспитывалось не одно поколение россиян. Перелистаем сейчас задачник. Что понадобилось Магницкому? Подобрать задачи, распределить их на группы по темам. Проверим, сумеете ли вы справиться с такой задачей. Исключите "лишнее" уравнение.[Приложение 6 - проецируется на доску].

(Выслушиваются ответы учеников. Устно проговариваются способ решения предложенных уравнений. Ученикам предлагается решить уравнения, ответы каждого уравнения группа записывает на отдельном листе. Ученики из двух групп собираются вместе и сравнивают полученные ответы, за каждое правильно решённое уравнение ученик ставит себе один балл.)

В наше время оригиналы учебника Л.Ф.Магницкого хранятся во многих музеях, в том числе и в Музее книги г. Тобольска. Нередко учёным, при работе со старинными книг, приходится восстанавливать испорченный текст. Вот и вам ребята, предлагается полностью восстановить запись при решение уравнений.[Приложение 7 - проецируется на доску].

(Проверка решений проводится с помощью сканирования решений из тетрадей учащихся, и проецирования решений на экран, в процессе самопроверки ученики выставляют себе по одному баллу, за каждое правильно решённое уравнение).

4. Проверка ЗУН учащихся.

Многократно говоря о пользе арифметики, Магницкий подчёркивает, что она ценна не только тем, что решает задачи практической жизни, но и тем, что "просвещает ум ко приятию множайших наук и высочайших".

Итак, исключительно для " просвещения ума", вам ребята предлагается решить самостоятельную работу.[Приложение 8]

(Учащимся предлагается самостоятельная работа, каждый участник группы получает собственный вариант заданий, после окончания работы ученики собираются в группы по вариантам , проводят взаимопроверку решения, выставляют по одному баллу за каждое правильно решенное задание.)

5. Заключительное слово учителя

Заслуга Л. Ф. Магницкого заключается в том, что он создал оригинальный русский учебник. По содержанию "Арифметика" Магницкого - плод зрелой мысли, не лишённый своеобразных методических достоинств; примеры восходящей трудности, интересный подбор задач и т. п. По этой книге учились поколения русских людей. Ломоносов называл её "вратами своей учёности" и многое знал наизусть. Таким образом, Л. Ф. Магницкий опередил своих учителей, создав книгу, достойную удивления.

6. Подведение итого урока, выставление оценок

7. Домашняя работа

Опираясь на материалы гл.3 задачника и другую учебную литературу, для соседа по парте, составить контрольную работу по теме: "Тригонометрические уравнения". Объём работы - шесть заданий. Для осуществления взаимопроверки автор должен контрольную работу не только составить, но и решить.