Урок литературного чтения "Что значит быть честным?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: обеспечить условия для:

Освоения детьми приемов художественного анализа произведения (открытие художественного смысла слов)

Открытия детьми жизненной истины: быть всегда честным, великодушным, уметь прощать.

Понимания содержания через эмоции, чувства, переживания.

Оборудование:

  • учебник литературного чтения, портрет Л.Н.Толстого,
  • магнитофон, на доске записано толкование понятий: великодушие, сострадание, чистосердечность, совесть.

Ход урока

"Любить - значит делать доброе"
Л.Н.Толстой

1. Организация художественного восприятия

Учитель: Вспомните произведения, в которых мы говорили о детях. (ответы детей)

-Сегодня мы начнем наш урок литературного чтения с вопроса. Прочитаем его негромко вместе.

(дети читают тему урока)

-Постарайтесь ответить на вопрос, как вы его понимаете? (ответы детей)

-Спасибо!

-А всегда ли вы бываете честными?

-Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказами о детях.

-Я предлагаю всмотреться в черты лица этого человека, его имя:. (ответы детей)

-Расскажите, что вы знаете о нём.

Дети: Л.Н.Толстой родился 28.08.1828 года недалеко от города Тулы в усадьбе Ясная поляна. Когда маленькому Лёве исполнилось 1,5 года, у него умерла мать и воспитанием пятерых детей занялась сестра отца Т.А.Ергольская. Женщина очень любила детей и отдавала их воспитанию все силы, все богатство своей души. Учила умению любить и прощать. Большое влияние на Лёву в детские годы оказал старший брат - Николенька. Удивительный мальчик с богатым воображением. Это он открыл детям секрет "муравьиного" братства, тайну "зелёной" палочки. На протяжении всей своей жизни Л.Н.Толстой старался помогать людям, особенно детям крепостных крестьян. Учил детей читать, открывал школы, создал "Русскую азбуку". Лев Николаевич стремился "счастливым сделать кого-то" и учил этому других. "Главное захотеть и научить свое сердце быть чутким и добрым, а руки умелыми и щедрыми", -говорил Л.Н.Толстой.

-Есть ли его книги в вашем доме?

-Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? (ответы детей)

-Приходилось ли вам обманывать? Почему? (ответы детей)

2. Чтение художественного произведения (живое чтение)

Учитель: Послушаем быль Л.Н. Толстого "Косточка". Может быть, он нам поможет понять. Легко ли быть честным?

Помните, любой рассказ таит в себе сокровища человеческой мудрости. Но они открываются самым внимательным из нас, умеющим слышать волшебное художественное слово.

3. Организация художественного анализа

-Поделитесь своими впечатлениями, мыслями. (мнения детей)

-Каким Л.Н.Толстой изобразил Ваню в своём произведении?

-Вам он понравился или не понравился? Чем?

-Найдите те предложения, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен.

-Когда Л.Н.Толстой написал это произведение, он не только прочитал его знакомым детям, но хотел, чтобы прочитали все дети.

-Как вы считаете, зачем?

-Чему учит нас быль?

-Послушайте начало рассказа. Что я изменила?

Читает учитель.

-Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив. Он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет:

(нюхал, ходил мимо слив, не удержался)

- Какой смысл несут эти слова?

-Совершенно верно.

Ваня знал, что брать нельзя, но ему очень хотелось. Он боролся с собой, переживал, колебался, сомневался:

Как удивительно пишет Л.Н.Толстой. Мы можем представлять себе движения Вани, его поведение, начинаем чувствовать его переживания, колебания, сомнения.

Давайте подумаем, почему с чувствами мальчика такое происходит?

(боролся с собой, очень хотелось, а потом стало стыдно)

-Что вы думаете о Ване?

-Как вы считаете, сколько лет ему?

Его братья и сестры старше. Они, как видно, ели сливы в своей жизни. Но наверно, сливы в этом доме редкость. Поэтому мать пересчитала, чтобы всем хватило.

-Как по вашему, догадалась она, кто взял сливу?

- А отец и старшие дети догадались?

-Зачем же отец об этом спрашивал?

Я с вами совершенно согласна. Все хотели, чтобы Ваня сам признался, сам ответил за свой поступок. Все хотели помочь Ване.

-Как вы думаете, когда Ваня заплакал, а все засмеялись. Почему? Какой это был смех?

А теперь представьте себя вместо Вани, как бы вы поступили?

Были у вас случаи, когда надо было простить кого-нибудь.

-Как вы думаете, ребята, что помогает человеку быть честным? (его совесть)

Прочитайте еще раз эпиграф. Как теперь понимаете его смысл?

- Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня? (ответы детей)

-Кому из вас захотелось рассказать эту быль дома или своим друзьям?

Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми (7раз)

2. Массируем щёки круговыми движениями пальцев, двумя пальцами рисуем как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

3. Массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

4. Массируем нос подушечками пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей.

4. Организация художественного исполнения произведения.

Давайте прочитаем быль, но пусть каждый представляет себя в этой семье. Как бы вы поступили в этой ситуации.

- Подчеркните слова, которые помогают тебе догадаться: кто съел сливу?

Подготовьте выразительное чтение. Работа с книгой.

-Кто желает прочитать?

5. Организация художественного творчества.

Подумайте, кого можно назвать из нашего класса честным?

- Дома предлагаю написать небольшое сочинение, в нём выразить свое отношение к поступку мальчика.

- Подобрать пословицы, которые подойдут к нашему произведению.

Рефлексия.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Давайте запишем на доске, какие человеческие качества живут в наших сердцах? (доброта, великодушие, совесть, честность:)

Итог.

Л. Н. Толстой помог нам почувствовать какое это счастье, если между взрослыми и детьми есть взаимопонимание, любовь, уважение, доверие.

Спасибо за работу на уроке, за стремление высказать своё мнение.