Автор программы А.А. Плешаков
Тип урока: Изучение новой темы.
Методы: словесный, наглядный, ИКТ.
Формы работы: фронтальный, индивидуальный, групповой, заранее подготовленный материал.
ЦЕЛИ:
- Формировать представление о коже как органе осязания.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Прививать правила гигиены.
Оборудование:
- Презентация: “Органы чувств”;
- Предметы: лупа, зеркало, ручки, учебник, иллюстрации рисунков кожи, карточки для словарной работы, таблица “Слои кожи”.
- Карточки с заданием.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (3 минуты)
Задача. Создать эмоциональную атмосферу в классе.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке,
Ручки, карандаши, тетрадки?
Создание ситуации успеха. (5 минут)
Задача. Проконтролировать знания детей в системе органов чувств.
Форма организации. Краткий фронтальный опрос.
1. Какой раздел мы изучаем?
2. Для чего мы изучаем?
3. Какие существуют органы чувств?
- Обоняние (слайд №1)
- Вкус (слайд №2)
- Зрение (слайд №3)
- Слух (слайд №4)
- Движение (слайд №5)
А). Расскажите об зрения.
Б). Расскажите об обонянии.
Ответы оцениваем по плану: (План прописан на доске).
1.Полнота изложения текста
2. Последовательность
3. Точность употребления слов
Дети слушают и оценивают пересказы.
4. Почему это важно знать?
Вывод: Это надо знать для того, что каждый орган выполняет важную роль в организме человека. От этого зависит здоровье человека. Органы нужно беречь.
Индивидуальная работа.
Цель: проверить знания детей и умение работать самостоятельно.
Форма организации. Работа по карточкам.
Задание 1. Соедини линиями
слова в правом и левом столбиках.
|
Задание 2. Подпиши зоны чувств на языке горькое, сладкое, кислое, солёное. 1. 2. 3. 4. |
Новая тема.
Введение в тему.
Задача. Вывести детей на определение темы и целей урока.
Рассказ учителя.
В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил “золотой мальчик”, олицетворяющий собой “золотой век”. Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных господ стала роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провёл на каменном полу зала. Длительное раздражение кожи золотой краски привело к тому, что мальчик заболел и умер.
- Как вы думаете, почему сплошной слой золотой краски так повлиял на мальчика?
Ответ. Раздражение кожи краской вызвало расширение кожных кровеносных сосудов.
Мальчик потерял много тепла, его температура понизилась.
Сообщение темы и целей урока.
Задача. Сформулировать тему урока и зафиксировать ее на доске и в рабочих тетрадях учащихся.
Форма организации. Фронтальная работа.
Вопросы.
- А каком органе чувств, мы ещё не говорили?
- Осязание (слайд 8).
- Значит, что мы будем изучать?
- Сформулируйте тему и цели урока.
- Кожа и её гигиена. Узнать много интересного, нового и научиться беречь её.
(Тема записывается на доске и в тетрадях учащихся).
Функции кожи.
Задача. Учить детей пользоваться лупой, зеркалом для раскрытия функций кожи, через практическую работу.
Форма работы. Практическая работа.
Кожа равномерно покрывает все тело, но это непросто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Сейчас мы проведём практическую работу с целью: изучить функции кожи.
Представим, что вы стали совсем маленькими, так что можете проникнуть в кожу через поры. Поры- маленькие отверстия. (Словарная работа) И вот, что вы видите там?” ( слайд №9)
- Посмотрите на кожу своей руки.
- Потрогайте. Возьмите лупу и рассмотрите внимательно кожу. Лупа-это увеличительное стекло. (Словарная работа).
- Что вы видите?
- Какое значение они имеют?
- Какая кожа?
- Выберите правильные ответы.
Мягкая Сладкая Упругая Прочная Тонкая
Мягкая, сладкая, упругая, длинная, прочная, тонкая. (Слова на карточках на доске). Правильные ответы оставляют на доске, а остальные убирают.
Сейчас обратите внимание на цвет кожи.
- Выберите ответ, который поможет определить цвет кожи.
Белая Красная Коричневая Жёлтая Бледно-розовая
Белая, красная, жёлтая, коричневая, бледно-розовая. ( Слова на карточках на доске). Не нужные слова удалите.
Рассматривание иллюстраций в учебнике. (стр. 123)?
- Чем дышит наш организм?
- Как вы думаете, а кожа чем дышит?
Нос Поры Поры
Выберите ответ. Нос, поры, рот. Оставьте правильный ответ.
- Возьмите зеркало и приложите к порам. Что вы видите?
“Жировые поры” слайд №10).
Жир Пот Сахар
Выберите ответ. Жир, пот, сахар.
Сейчас откроем учебник и найдём ответы на эти вопросы. Прочитайте, сравните результат с “ключом” к практической работе и сделайте вывод. (Стр. 124)
Вывод. Кожа мягкая, упругая. На поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры. Через поры выделяются жир, пот.
Так какие функции выполняет кожа?
Практическая часть закончена.
Физминутка.
Задача. Вырабатывать укрепляющие, оздоровительные упражнения на формирование правильной осанки.
Состав кожи.
Задача. Определить и зафиксировать на доске три вида слоев кожи; изучить её состав.
Форма проведения. Заранее подготовленные сообщения.
Как вы думаете, кожа толстая или тонкая? А как узнать? Эту работу проведём с целью изучения состава кожи. (Слайд №11)
Заранее подготовленные ученики рассказывают о слоях кожи.
1 ученик. Кожа. Подкожный жир. Кожа напоминает толстую крепостную стену, через которую не проберутся враги-микробы. Она состоит из трёх слоёв. В глубинном, внутреннем слое кожи проходят кровеносные сосуды и волокна, которые придают упругость. Этот слой предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
2 ученик. В третьем слое находятся особые клетки. Они постоянно делится. Благодаря этому возникает второй слой кожи. Образование этого слоя кожи похоже на возведение кирпичной стены. Кожа растёт снизу вверх. В этом слое находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир делает кожу мягкой. Здесь располагаются и потовые железы. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Здесь находятся нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли.
3 ученик. Наружная оболочка. Клетки кожи, оказавшиеся на поверхности, умирают, превращаясь в плоские чешуйки. Со временем они опадают, словно осенние листья с деревьев, чтобы уступить дорогу своим соседям, уже поднимающимся из глубин кожи. Послюни и как следует, потри им любое место на твоей коже. Через несколько секунд появятся маленькие катышки. Это множество мертвых клеток кожи, которые ты стёр с поверхности своего тела, словно ластиком. Этот слой предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые дышит кожа.
Вывод. Наша кожа состоит из трёх слоёв. На доске схема:
Наружная оболочка. Кожа.
Подкожный жир.
Перечислите их (слайд №12).
Фронтальный опрос.
Задача. Закрепить знания.
а) Назовите, какой слой предохраняет от ушибов?
б) Назовите, какой слой выделяет пот и жир?
в) Назовите, какой слой сохраняет тепло?
Гигиена.
Задача. Проконтролировать себя и друг друга в умении находить правила гигиены.
Форма работы. Беседа. Групповая работа.
Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, есть такие дети в нашем классе.
Одеяло убежало, Улетела простыня И подушка, как лягушка Ускакала от меня. |
Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал как от огня. |
Что такое? Что случилось? |
- Такие дети есть в классе?
- А кто написал это стихотворение? Назовите название стихотворения.
- Почему убежали все предметы от героя?
- Что не соблюдал мальчик?
- Правила по уходу за кожей.
Гигиена - это наука о здоровье. (Словарная работа)
Работа в группах.
Цель: “Определить правила по уходу за кожей”.
Задание 1 группе. Найдите половину.( Предложения в высказываниях перемешаны)
1. Мойся каждый день тёплой водой с туалетным мылом или детским.
Когда будешь вытираться, не забудь, как следует высушить кожу.
2. Надевай каждый день чистое бельё, носки, колготки.
Если запачкаешься, в течение дня, поменяй его.
3. Если у тебя очень сухая кожа, попроси маму, чтобы она дала тебе крем.
Иногда при сухой коже в воду для купания добавляют специальные масла.
4. Ешь побольше свежих овощей и фруктов, пей молоко/
Вывод. Твоя кожа будет чистой и гладкой, если будешь получать достаточно витаминов.
Задание 2 группе. Работа с учебником. Сформулировать правила по тексту учебника (cтр. 124).
Вывод. За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте, а если кожа пересохнет, смазывать её кремом. При повреждениях оказать первую помощь.
Стр. 126. Проверь себя.
Защита своих работ.
Итог.
- Чему учились на уроке?
- Какие функции имеет кожа?
- Как надо ухаживать за кожей?
- Что понравилось вам на уроке?
Домашнее задание.
- Задача. Закрепить изученный материал, самостоятельно используя учебник.
- Отгадать кроссворд, читать стр. 124.
Кроссворд.
- С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
- С помощью какого органа ты видишь, что написано на доске или нарисовано в книге?
- Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
- Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
- С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от соленой?
Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. Язык.