Обобщающий урок в 11-м классе по теме: "Иррациональные неравенства»

Разделы: Математика


Образовательная цель:

Обобщить и закрепить навыки решения иррациональных неравенств.

Развивающие цели:

  • Закрепление навыка работы с опорными конспектами;
  • Продолжить работу над развитием грамотной математической речи учащихся, вычислительных навыков, умением применять имеющиеся знания, умения и навыки к анализу и решению задач.

Воспитательные цели:

  • Продолжить работу по развитию культуры общения в классном коллективе, умения выслушивать мнение другого;
  • Продолжить работу по привитию учащимся аккуратности в ведении записей в тетрадях и на доске;
  • Продолжить работу по закреплению навыка объективно оценивать свои знания, умения и навыки и знания, умения и навыки одноклассников;
  • Стремиться к осознанному отношению к учебному процессу.

Оборудование урока:

Мел, тряпка, оборудование для презентации урока, карточки для проверочной работы с разноуровневыми заданиям.

Ход урока

Развивающие цели:

  • Закрепление навыка работы с опорными конспектами;
  • Продолжить работу над развитием грамотной математической речи учащихся, вычислительных навыков, умением применять имеющиеся знания, умения и навыки к анализу и решению задач.

Воспитательные цели:

  • Продолжить работу по развитию культуры общения в классном коллективе, умения выслушивать мнение другого;
  • Продолжить работу по привитию учащимся аккуратности в ведении записей в тетрадях и на доске;
  • Продолжить работу по закреплению навыка объективно оценивать свои знания, умения и навыки и знания, умения и навыки одноклассников;
  • Стремиться к осознанному отношению к учебному процессу.

1. Орг. момент.

2. Устно – письменная работа с целью повторения и актуализации опорных знаний.

Понятие неравенства.

(Повторение основных понятий проводится учителем совместно с учениками в виде опроса и по необходимости чтения теоретического материала на экране)

Два выражения (числа), соединенные между собой одним из знаков >,<,≥,≤,≠ образуют неравенство.

-Неравенства со знаками >,<,≠ называются строгими, со знаками ≤,≥ - не строгими.

Неравенства вида f1(х)>f2(х) и т.д.заданные функциями с переменной х, называются неравенствами с одним неизвестным.

-Решением неравенства с одним неизвестным называется такое значение неизвестного, при котором данное неравенство обращается в верное числовое неравенство.

-Решить неравенство, значит найти множество всех его решений или показать, что оно не имеет решений.

-Множество решений неравенства изображается на числовых промежутках. Числовой промежуток это множество всех чисел, удовлетворяющих условию неравенства.

-Пересечение-множество, составляющее общую часть некоторых множеств.

-Объединение-множество, состоящее из элементов, принадлежащих хотя бы одному из множеств.

Задание: Записать промежутки, изображенные на рисунке, где возможно, их пересечение и объединение. (Работу выполняют желающие учащиеся на доске. За каждое верно выполненное задание ученик получает 1 балл.)

  1.  
  2. [4;7]; [ 9;12);[4;7 ]Ω [9;12)=Ø, [4;7]υ [9;12) не промежуток
  3. [1;5]Ω[3;7]=[3;5], [1;5]υ[3;7]=[1;7]
  4. [-3;2)Ω{ 5 }=Ø, [-3;2)υ{5} не промежуток
  5. (2;+∞)Ω [ 5;+∞)= [5;+∞), (2;+∞)υ[5;+∞)=(2;+∞)

Понятие системы и совокупности неравенств.

(Рассказ учителя )

1.

Х € [13/3;+∞)

Решением системы неравенств является пересечение решений неравенств, т.е. промежуток, на котором штриховки совпали.

2. х €(2;+∞)

Решением совокупности неравенств будет объединение решений данных неравенств.

Понятие иррационального неравенства.

-Какое неравенство называется иррациональным?

(Неравенство называется иррациональным, если оно содержит переменную под знаком корня.)

-Значит, основной метод решения иррациональных неравенств, сводится к решению равносильной системы рациональных неравенств или совокупности таких систем. При этом рассматриваются только те значения переменных , при которых все входящие в неравенства функции определены. В, частности, корень четной степени определен для неотрицательных чисел, корень нечетной степени опред елен на множестве действительных чисел т.е.

Д()=[0;+∞); Д()=R

Задание для устной работы: Найти Д (у) т.е. область определения функции:

(По, необходимости, решение, учащиеся или учитель выписывают на доске.)

  1. у=
  2. у=
  3. у=
  4. у=(х+2)
  5. у=(х+2)
  6. у=
  7. у=
  8. у=

Ответы:

  1. 1.Д (у):2х+7≥0, 2х≥ -7,х≥ -3,5 ( -3,5;+∞ )
  2. 2.Д (у): 5-х≥ 0, -х ≥ -5,х≤5 (-∞; 5 ]
  3. 3. Д (у)= R
  4. 4.Д (у): х-4 ≥ 0, х ≥ 4
  5. 5.Д (у) =R
  6. 6.Д (у):

х€ [ 2;4 )υ ( 4 ;+∞ )

  1. Д (у): х-4> 0, х >4
  2. Д (у): ≠ 0, х-4 ≠ 0,х ≠ 4.

Метод решения: переход к равносильной системе или совокупности.

С помощью опорного конспекта определить, какой системе или совокупности равносильно данное неравенство и решить его, записав ответ на доске. ( Задания учащиеся выполняют на скорость, записывая ответы на доске. Верный ответ оценивается в 1 балл.)

Пример. Опорный конспект. Решение.
1. < -3 1. < a, при a < 0, решений нет 1. Решений нет
2. < -3 2. < a,при а <0↔f(x)< 2. х-1 <
3. < 2 3. < a,при а>0 ↔ 3.

[1; 5).

4. < 2 4. см. пример №2 4. х-1 <,х-1 < 32,х <33, (-∞; 33).
5. › -3 5. › a,при а‹ 0↔ 5.

{ 1 } х ( 10;+∞ )

6. › 2 6. › a,приa › 0↔f(x) ≥ . 6. x-1 › , x-1 › 4, x › 5.
7. 7. 7.
8. 8. при х € R. 8. (x-3)(2-x) ‹ 4 +12x + 11,
9. 9. 9.
10. ‹ 1-x 10. ‹ g(x)↔

или

‹ g(x) ↔f(x) ‹ (x).

10.
11. › 8 -2x 11. › g(x)↔ 11.
12. ( -9) › 0 12. f(x) › 0↔ 12.
13. (x + 5) ≥ 0 13. f(x) ≥ 0 ↔ 13.

или

14. (x + 2) ≤ 0 14. f(x) ≤ 0 ↔ 14.

Замечание учителя: №12 ,13, 14 так же как и остальные неравенства можно решать методом интервалов.

3. Проверочная разноуровневая работа (1 и 2 варианты соответствуют базовому уровню знаний,3 вариант более сложного уровня, 4 вариант является вариантом повышенного уровня сложности).

1 вариант

  1. √х-2 < -2;
  2. √х-2 > -2;
  3. √х-1 > √4-х;
  4. (х-12)√х-3 ≤ 0.

2 вариант

  1. 5√х-2 < -2;
  2. √х-2 > 3;
  3. √5х+7 < √2-3х;
  4. (х+10)√х-4 < 0.

3 вариант

  1. √х-2 <3;
  2. √5-2х ≤ 6х-1;
  3. (х-3)√х2+х-2 ≥ 0;

4 вариант

  1. 3√х-2 < 3;
  2. √х+5 ≥ х-1;
  3. (2+х)√(4-х)(5-х) ≥ 0;
  4. √-х2+9х-20 ≤ 0.