Цель:
- Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.
Задачи:
- Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
- Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
- Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Методы: Репродуктивные, объяснительно-ллюстративные, частично-поисковые, эвристические.
Оснащение урока: Физическая карта России, макет «Строение реки».
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Стадия Вызова.
Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?
(Родной край – часть большой страны)
Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае, а тему урока определим чуть позднее. Сейчас повторение изученного материала.
Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края:
Графический диктант. Если вы согласны с моим утверждением в тетради ставите «+», если не согласны – ставите «-»
-
столица России – Москва.
-
терриконы – это горы, созданные природой.
-
основные формы земной поверхности нашего края – это холмы и горы.
-
возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
-
большая часть нашего края находится в лесной зоне.
-
наш край находится в тропическом тепловом поясе.
-
территория края расположена в западном полушарии.
-
надо сохранять поверхность земли от образования оврагов и терриконов.
-
чем ярче и насыщеннее коричневый цвет, тем выше формы поверхности земли.
Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя, соседа по парте и ребят у доски.
(Правильный ответ: + - - - + - + - +)
Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4» , 3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков
Определите тему нашего урока.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Правильно, слово «вода». Рассмотрим карту. Каким цветом обозначена на карте вода?
Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? (Синего) Почему? (Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
Как назвать скопления воды в природе одним словом?
Верно, водоемы.
Значит тема нашего урока «Водоемы нашего края» (ответ детей)
Стадия осмысления
Составление Кластера.
Составляют дети после прочтения параграфа.
Давайте разделим водоемы по их происхождению.
- Где в природе встречается вода? (Океаны, моря, озера, реки, ручьи, лужи)
- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
- Каким словом можно назвать все эти водоемы? (Естественные)
- Подберите антоним к этому слову. (Искусственные)
- А существуют ли искусственные водоемы, и какие они имеют названия? (Пруды, каналы, водохранилища)
- Для чего человек создает искусственные водоемы? (Заполняют водой разрытые карьеры, дополнительные запасы пресной воды для бытовых нужд, устанавливают короткие водные пути, соединяя близ находящиеся реки)
ФИЗМИНУТКА
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся поплывем.
Ах какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? ( Отдыхали, значит водоем место отдыха)
Вспомните схему или строение любой реки. Посмотрите на макет.- Как называется место, где река берет свое начало? (Исток)
- Как называется место впадения реки в другую большую реку, море или озеро? (Устье)
- Углубление, по которому течет река? (Русло)
- Что еще имеет река? (Притоки левый и правый, течение, левый берег и правый)
- Как определить у реки правый берег и левый? (Надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег и приток, а слева будет левый берег и приток)
Прием:
Плюс Минус Интересно. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. По ходу чтения текста сделать пометки:
– Ваше мнение по поводу статьи на с.155-156?
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Самостоятельная работа
- А сейчас самостоятельно по группам подготовите ответы на следующие вопросы:
1 группа. Используя карту выпишите на доску названия рек и озер нашего края. Сделаете описание одной из рек нашего края по плану предложенному в учебнике на стр. 154
2 группа. Используя текст учебника, составьте схему «Значение водоемов в природе и жизни людей. ( приложение №1)
3 группа. Прочитать статью в учебнике на стр. 154 – 158 . Ответить на вопрос «Отчего загрязняются водоемы?» и составить памятку на альбомном листе « Правила поведения у водоемов» (приложение №2)
- Проверяем выполнение заданий каждой группы. (В ходе ответов ребята и учитель могут дополнять, исправлять)
Рефлексия.
- Подводим итог нашего урока.
- Как называлась тема урока?
- Какие важные вопросы мы рассматривали на уроке?
Составим «Синквеин» по теме урока. (Самостоятельная работа)
ВОДОЁМЫ
Естественные, искусственные.
Используют, охраняют, путешествуют.
Водоёмы должны быть чистыми!
Водохранилище.
- На следующем уроке мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Пересказ по теме урока, стр. в учебнике 154 – 158.
Выполнить задания №2,№3 с.157
Спасибо за урок, вы все хорошо потрудились.