Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию

Разделы: Начальная школа


Тема: Подготовка к сочинению-описанию.

Цели:

  • Совершенствование умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте;
  • Развитие устной и письменной речи,  умение создавать собственное высказывание;
  • Воспитание внимательного и доброго отношения к окружающему.

Оборудование: рисунки облаков, карточки с словами разных частей речи, слова: лексика,  фонетика, орфография, словообразование,  синтаксис, фразеология, репродукции картин И.И. Шишкина и Ф.А.  Васильева, рисунок ёлки, украшенной облаками и конфетами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Этот урок русского языка мы проведём вместе.

D:\Мои рисунки\Алёна\img033.jpg D:\Мои рисунки\Алёна\img034.jpg D:\Мои рисунки\Алёна\img035.jpg

Сядут те, кому понравилось первое облако. Второе. Третье.
Приятно, что у многих из вас хорошее настроение. Надеюсь,  таким оно и будет до конца урока!
В добрый час! Думаю у нас будет «добрый час» и мы сможем говорить всё,  что знаем и ничего не будем бояться.

(Дети открывают тетради и записывают дату.)

2. Сообщение темы

– Сегодня на уроке мы будем исследовать слово,  посмотрим на него с разных сторон науки о русском  языке.
Какое это слово,  я предлагаю вам угадать,  посмотрев слайды.

(На экран проецируется слайд-шоу, где показаны разные виды облаков. Учитель в это время говорит:  – Они могут быть перистые, кучевые, грозовые, лёгкие.)

3. Актуализация знаний

– О чём же мы будем сегодня говорить?
– Об облаках.
– В этимологическом словаре Шанского говорится,  что в современный русский язык слово «облако» пришло из старославянского,  где звучало «облакоти» и означало «окружать, одевать».

ервый раздел науки о языке,  который нам поможет

ЛЕКСИКА

– Что же означает слово облако?
1. Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе.
2. Сплошная масса мелких частиц чего - нибудь(переносное значение). Например, облако дыма.

(На экране появляются слайды с каждым значением слова.)

– Способность слова иметь не одно,  а несколько значений называется многозначностью. Как назовём слово с несколькими значениями?
– К каждому значению как будто тянутся слова единомышленники- синонимы.
– Дайте определение синонимов.
– Синонимы – слова одной и той же части речи,  которые обозначают одно и то же,  но могут отличаться оттенками лексического значения.
– Подберём синонимы. Если вам будет трудно,  я помогу.
– Облако – туча, туман.
– Произнесём слово.
– Что мы слышим?
– Их называют звуками речи и изучает их следующий раздел науки о языке –

ФОНЕТИКА

– Этот раздел поможет нам выполнить фонетический разбор слова.

(Ребята выполняют разбор цепочкой по одной букве.)

о-[а] – глас., безудар.
б-[б] – согл., зв.,тв., парн.
л-[л] – согл.,зв., тв., непарн.
а-[а] – глас., безуд.
к-[к] – согл., глух., тв., парн.
а-[а] – глас., удар.

6 б., 6 зв.

– Ребята, фонетический разбор мы выполнили для того,  чтобы найти расхождения в написании и произношении.
– Где вы видите  расхождение в звуках и буквах?
– Почему?
– Как проверить безударный гласный?
– Правильно написать слово нам поможет следующий раздел науки о языке

ОРФОГРАФИЯ

– Подберём устно родственные слова.
– Какие слова называются родственными?
– Запишем их, выделяя ударение.
(На доске записываются учениками слова : облако, облачко,  облачный,  безоблачный,  облачность.)
– Разберём каждое слово по составу.
– Ребята,  а для чего мы разбирали  родственные слова по составу?
– Есть ли среди записанных проверочные слова к слову облака?
– Слова, написание которых надо запомнить, называются словарными.
– С помощью каких частей слова мы образовывали однокоренные слова?
(С помощью приставок и суффиксов.)
– В этом нам помог ещё один раздел науки о языке,  который называют

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

(На данном этапе урока проводится физминутка.)
– Мечтая или радуясь, люди часто смотрят на небо и их завораживает цвет и причудливые формы облаков. Они пытаются их нарисовать.  Я предлагаю вам посмотреть на картины великих художников – И.К. Айвазовского, И.И. Левитана и описать облака.
(Снова на экране показываются картины художников.)
– Какие облака на этой картине?
(Дети высказывают свои варианты и на слайде появляются некоторые из этих слов.)
– Какое действие выполняет облако на этой картине?
– Составьте предложения. Сначала повторим,  что такое предложение?
(Ученики придумывают свои предложения и говорят их.)
– Облака мы можем не только увидеть на картинах,  но и услышать это слово в художественных произведениях. Например, у Сергея Есенина:
Плывут в страну далёкую седые облака.
(На доске записано предложение с пропущенными буквами.)
– Посмотрите внимательно на пропущенные буквы и попробуйте назвать орфограммы.
– Какие безударные гласные вставили?
– Выполним синтаксический разбор предложения.
– Выпишем словосочетания с вопросами.
Облака (какие?) седые
Плывут (куда?) в страну
В страну (какую?) далёкую
– Какое это предложение по цели высказывания?
– По интонации?
– Простое или сложное?
– Распространённое или нераспространённое?
– Разбор предложения помог сделать другой раздел науки о языке

СИНТАКСИС

– Я хочу напомнить вам ещё об одном разделе языка ФРАЗЕОЛОГИИ,  который изучает устойчивые сочетания слов.
– Наверно иногда вам приходилось слышать чей-то адрес фразу учителя: «Вася, ты опять в облаках витаешь?»
– Что же хотел сказать учитель?

Витать в облаках – пребывать в мечтательном состоянии,  не замечая окружающего.
– У вас в классе таких нет?
– Слушать учителя надо всегда очень внимательно,  потому что он говорит много нового и интересного.

4. Первичная проверка понимания

– О каких разделах науки о языке мы говорили?
– Какое слово исследовали?
– Словарное слово. Какие гласные запоминали?

5. Творческое применение знаний

– Смотрели на картины, узнали,  что с помощью слова можно передать красоту облаков. И теперь я предлагаю вам посмотреть на картины таких художников,  как: Шишкин,  Васильев и описать облака. Работать будем по рядам.
(На доску вывешиваются три репродукции картин- для каждого ряда своя.)
– Вам надо описать облака на своей картине, составив 4-5 предложений. Начать я предлагаю с такого предложения: На картине я вижу облака.
Вы   можете воспользоваться словами, написанными на карточках.
(У каждого ученика лежат карточки со словами разных частей речи, которые помогут описать облака. На выполнение работы даётся 5 минут. Затем зачитывают несколько сочинений(3-4))
– Вы   написали замечательные работы. Молодцы!

6. Информация о домашнем задании

– А хотите ли придумать сказку, главным героем которой будет облачко?
– Это и будет вашим домашним заданием.

7. Рефлексия (подведение итогов)

– Ребята, сегодня 19 января. По православному календарю это Крещение. После него все новогодние и рождественские  праздники заканчиваются. Люди снимали украшения с новогодних ёлок.У меня тоже есть ёлка,  но необычная, а украшенная облаками. Я хочу подарить их  вам на память   о нашем уроке. Спасибо вам!
– Возьмите любое облако, которое понравилось больше всего.

Приложение