Тема: Подготовка к сочинению-описанию.
Цели:
- Совершенствование умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте;
- Развитие устной и письменной речи, умение создавать собственное высказывание;
- Воспитание внимательного и доброго отношения к окружающему.
Оборудование: рисунки облаков, карточки с словами разных частей речи, слова: лексика, фонетика, орфография, словообразование, синтаксис, фразеология, репродукции картин И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, рисунок ёлки, украшенной облаками и конфетами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Этот урок русского языка мы проведём вместе.
Сядут те, кому понравилось первое облако.
Второе. Третье.
Приятно, что у многих из вас хорошее настроение.
Надеюсь, таким оно и будет до конца урока!
В добрый час! Думаю у нас будет «добрый час» и мы
сможем говорить всё, что знаем и ничего не
будем бояться.
(Дети открывают тетради и записывают дату.)
2. Сообщение темы
– Сегодня на уроке мы будем исследовать слово,
посмотрим на него с разных сторон науки о
русском языке.
Какое это слово, я предлагаю вам угадать,
посмотрев слайды.
(На экран проецируется слайд-шоу, где показаны разные виды облаков. Учитель в это время говорит: – Они могут быть перистые, кучевые, грозовые, лёгкие.)
3. Актуализация знаний
– О чём же мы будем сегодня говорить?
– Об облаках.
– В этимологическом словаре Шанского говорится,
что в современный русский язык слово «облако»
пришло из старославянского, где звучало
«облакоти» и означало «окружать, одевать».
ервый раздел науки о языке, который нам поможет
ЛЕКСИКА
– Что же означает слово облако?
1. Скопление сгустившихся водяных паров в
воздухе.
2. Сплошная масса мелких частиц чего -
нибудь(переносное значение). Например, облако
дыма.
(На экране появляются слайды с каждым значением слова.)
– Способность слова иметь не одно, а
несколько значений называется многозначностью.
Как назовём слово с несколькими значениями?
– К каждому значению как будто тянутся слова
единомышленники- синонимы.
– Дайте определение синонимов.
– Синонимы – слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и то же, но могут
отличаться оттенками лексического значения.
– Подберём синонимы. Если вам будет трудно, я
помогу.
– Облако – туча, туман.
– Произнесём слово.
– Что мы слышим?
– Их называют звуками речи и изучает их
следующий раздел науки о языке –
ФОНЕТИКА
– Этот раздел поможет нам выполнить фонетический разбор слова.
(Ребята выполняют разбор цепочкой по одной букве.)
о-[а] – глас., безудар.
б-[б] – согл., зв.,тв., парн.
л-[л] – согл.,зв., тв., непарн.
а-[а] – глас., безуд.
к-[к] – согл., глух., тв., парн.
а-[а] – глас., удар.
6 б., 6 зв.
– Ребята, фонетический разбор мы выполнили для
того, чтобы найти расхождения в написании и
произношении.
– Где вы видите расхождение в звуках и буквах?
– Почему?
– Как проверить безударный гласный?
– Правильно написать слово нам поможет
следующий раздел науки о языке
ОРФОГРАФИЯ
– Подберём устно родственные слова.
– Какие слова называются родственными?
– Запишем их, выделяя ударение.
(На доске записываются учениками слова :
облако, облачко, облачный, безоблачный,
облачность.)
– Разберём каждое слово по составу.
– Ребята, а для чего мы разбирали
родственные слова по составу?
– Есть ли среди записанных проверочные слова к
слову облака?
– Слова, написание которых надо запомнить,
называются словарными.
– С помощью каких частей слова мы образовывали
однокоренные слова?
(С помощью приставок и суффиксов.)
– В этом нам помог ещё один раздел науки о языке,
который называют
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
(На данном этапе урока проводится
физминутка.)
– Мечтая или радуясь, люди часто смотрят на небо
и их завораживает цвет и причудливые формы
облаков. Они пытаются их нарисовать. Я
предлагаю вам посмотреть на картины великих
художников – И.К. Айвазовского, И.И. Левитана и
описать облака.
(Снова на экране показываются картины
художников.)
– Какие облака на этой картине?
(Дети высказывают свои варианты и на слайде
появляются некоторые из этих слов.)
– Какое действие выполняет облако на этой
картине?
– Составьте предложения. Сначала повторим,
что такое предложение?
(Ученики придумывают свои предложения и
говорят их.)
– Облака мы можем не только увидеть на картинах,
но и услышать это слово в художественных
произведениях. Например, у Сергея Есенина:
Плывут в страну далёкую седые облака.
(На доске записано предложение с пропущенными
буквами.)
– Посмотрите внимательно на пропущенные буквы и
попробуйте назвать орфограммы.
– Какие безударные гласные вставили?
– Выполним синтаксический разбор предложения.
– Выпишем словосочетания с вопросами.
Облака (какие?) седые
Плывут (куда?) в страну
В страну (какую?) далёкую
– Какое это предложение по цели высказывания?
– По интонации?
– Простое или сложное?
– Распространённое или нераспространённое?
– Разбор предложения помог сделать другой
раздел науки о языке
СИНТАКСИС
– Я хочу напомнить вам ещё об одном разделе
языка ФРАЗЕОЛОГИИ, который изучает
устойчивые сочетания слов.
– Наверно иногда вам приходилось слышать чей-то
адрес фразу учителя: «Вася, ты опять в облаках
витаешь?»
– Что же хотел сказать учитель?
Витать в облаках – пребывать в
мечтательном состоянии, не замечая
окружающего.
– У вас в классе таких нет?
– Слушать учителя надо всегда очень внимательно,
потому что он говорит много нового и
интересного.
4. Первичная проверка понимания
– О каких разделах науки о языке мы говорили?
– Какое слово исследовали?
– Словарное слово. Какие гласные запоминали?
5. Творческое применение знаний
– Смотрели на картины, узнали, что с помощью
слова можно передать красоту облаков. И теперь я
предлагаю вам посмотреть на картины таких
художников, как: Шишкин, Васильев и описать
облака. Работать будем по рядам.
(На доску вывешиваются три репродукции картин-
для каждого ряда своя.)
– Вам надо описать облака на своей картине,
составив 4-5 предложений. Начать я предлагаю с
такого предложения: На картине я вижу
облака.
Вы можете воспользоваться словами,
написанными на карточках.
(У каждого ученика лежат карточки со словами
разных частей речи, которые помогут описать
облака. На выполнение работы даётся 5 минут. Затем
зачитывают несколько сочинений(3-4))
– Вы написали замечательные работы.
Молодцы!
6. Информация о домашнем задании
– А хотите ли придумать сказку, главным героем
которой будет облачко?
– Это и будет вашим домашним заданием.
7. Рефлексия (подведение итогов)
– Ребята, сегодня 19 января. По православному
календарю это Крещение. После него все
новогодние и рождественские праздники
заканчиваются. Люди снимали украшения с
новогодних ёлок.У меня тоже есть ёлка, но
необычная, а украшенная облаками. Я хочу подарить
их вам на память о нашем уроке. Спасибо
вам!
– Возьмите любое облако, которое понравилось
больше всего.