А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Характеристика литературного героя

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • развитие навыка работы с текстом;
  • работа над пониманием содержания текста;
  • составление характеристики главного героя произведения по предложенному плану;
  • воспитание любви к чтению;
  • развитие умения работать в группе, навыков общения.

Оборудование:

  • изображение домового Афанасия,
  • конверт с вопросами ,
  • план работы,
  • магнитофонная запись диалога Малыша и Карлсона (сцена знакомства Карлсона с Малышом),
  • карточки со словами, обозначающими качества людей,
  • нарисованная корзина для цветов,
  • 3 цветочка разного цвета (красного, синего, желтого) для каждого ученика,
  • учебник по чтению « Маленькая дверь в большой мир», часть 1.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети делятся на 6 групп и рассаживаются по группам за сдвоенные парты.
На доске висит изображение домового Афанасия с конвертом в руке.
На партах у детей учебник по чтению, конверт с 3 цветками разного цвета (красного, синего, желтого).

II. Актуализация знаний

Учитель:Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие с домовым Афанасием в мир сказки, попытаемся с его помощью приоткрыть маленькую дверь в тот мир, который нас окружает.
Но чтобы отправиться в наше путешествие, надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Афанасий.

(Учитель берёт конверт, который держит в руке Афанасий, открывает его. Далее учитель читает вопросы, которые Афанасий задает ученикам, а дети отвечают).

1. Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, сказка, стихотворение, повесть-сказка.)

2. К какому жанру вы отнесли бы произведение А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»? (Повесть-сказка, т.к. она большая, в ней происходит много событий, в достаточно большой промежуток времени: действует много героев, больше, чем в обычной сказке.)

3. Это народная или авторская сказка? (Авторская, т.к. нам известен её автор.)

4. Как называется раздел нашей книги, в который помещено это произведение? (Сказочные человечки.)

5. Подумайте и скажите, почему именно в этом разделе находится повесть-сказка? (В ней есть сказочный человечек-Карлсон.)

6. Как вы думаете, почему повесть-сказка имеет такое название? (Герои сказки Малыш и Карлсон, в книге рассказывается об их взаимоотношениях.)

7. Как же относится Малыш к Карлсону? (Он его любит .)

8. Ребята, а вам понравился Карлсон?

– Молодцы, на все вопросы Афанасия ответили, теперь можно отправляться в путешествие по сказке. В конце нашего сказочного путешествия мы должны найти ответ на вопрос:
– Почему же Малыш так любит Карлсона и почему он нравится очень многим детям?

А для этого сегодня мы вспомним и обобщим всё, что прочитали о Карлсоне.

III. Работа по теме урока

Учитель: Ребята! Работать мы будем по плану, который вы видите на доске.

План характеристики главного героя произведения.

  1. Опиши героя.
  2. Где он живёт? Чем занимается?
  3. Речь героя. (Что и как он говорит.)
  4. Какие поступки совершает?
  5. Какой он? (Черты личности.)

– Прочитайте план. (Ученики читают план про себя).

– Итак:
1. Вспомните, в какой главе мы встречаемся с описанием внешности Карлсона? (в 1 гл.)
– Найдите и прочитайте эти строчки.
– Самоуверенный. Что это значит? (Уверен сам в себе.)
– Маленький человечек. Когда мы употребляем слово человечек вместо человек? (Если человек невысокого роста.)
– А маленький человечек? (Очень маленький человек.)
– В какой ещё главе мы можем найти описание внешности героя? (в гл.3) (Маленькие толстенькие ножки.)
– Как же выглядит наш герой? (Очень маленький толстенький человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине.)

2. Где живёт Карлсон? Найдём ответ в книге. (В маленьком домике на крыше, который спрятан за домовой трубой.) (гл.1).
– Чем он любит заниматься по вечерам? (гл. 1)
– А днём? (Он летает)
– Что помогает Карлсону летать? (Его хитроумный моторчик.)
– Найдём в тексте описание работы моторчика (гл. 1).
– С кем сравнивает автор Карлсона в тот момент, когда он летит? (С директором.) Почему? (У него в этот момент важный, достойный вид.)

3. Ребята, вчера на уроке мы разыгрывали сцену знакомства Карлсона с Малышом, а сегодня я предлагаю вам послушать, как озвучивают эту сцену артисты.
Прослушав запись, вы должны будете ответить на следующий вопрос:
– Каким тоном разговаривает Карлсон с Малышом и что он говорит ему о себе?
(Дети слушают диалог героев сказки)

Ответы детей после прослушивания:

– Важным тоном, немного свысока.
– О себе: мужчина в самом расцвете сил, самый умный, красивый.
– Он очень любит себя.

Учитель:Какие ещё любимые выражения Карлсона можете назвать? (Спокойствие, только спокойствие (гл.3,4), пустяки, дело житейское!)

– Когда он их употребляет? (Когда успокаивает Малыша.)

4. О какой шалости Карлсона мы узнаём из отрывков, напечатанных в нашем учебнике? (О запуске паровой машины.)
– Прочитаем этот эпизод по ролям (до стр.173, 1 абзац.)
– Что же случилось дальше с машиной?
– Прочитаем, как отреагировал на это Карлсон. (Она взорвалась! – в восторге закричал Карлсон.)
– Что же можно сказать о нашем герое? (Он ведёт себя как ребёнок, которому удалось проделать интересный фокус.)
– Остался ли ждать Карлсон вместе с Малышом родителей? Почему? (Нет, не стал. Ему стало стыдно. Он испугался.)

Физкультминутка

Продолжение работы по плану.

Учитель: Дома вы читали о других проделках Карлсона. Кто хочет рассказать о них? (Рассказы детей.)

5. Выслушав наших ребят, давайте же задумаемся над вопросом, а какой он, наш герой – Карлсон?

Работа в группах

– Каждой группе я раздам карточки, на которых написаны слова, обозначающие качества. Вам надо убрать одну лишнюю карточку, где написано качество, отсутствующее у Карлсона.

Карточки для работы в группах:

1 группа

2 группа 3 группа
Смелый Обидчивый Весёлый
Хмурый Стеснительный Самовлюблённый
Отходчивый Грязнуля

Молчаливый

4 группа 5 группа 6 группа
Грустный Грубиян Злопамятный
Весёлый Выдумщик Находчивый
Хвастливый Озорник. Трусишка

(Дети обсуждают качества, убирают лишнюю карточку, а оставшиеся помещаются на доску)

Учитель: Прочитайте, какими же качествами обладает Карлсон?

– Что можно сказать об этих качествах? (Есть положительные качества, есть и отрицательные.)
– Итак, двумя словами мы не можем сказать какой Карлсон – очень уж много в нём разного. Может, легче сказать, на кого из сказочных героев он похож?
– Ребята! А теперь давайте приоткроем маленькую дверь и войдём в большой мир, который нас окружает.
– Подумайте, а на кого здесь в нашем реальном мире похож Карлсон? (На очень многих знакомых ребят, на нас самих, т. к. у нас тоже есть те качества, что и у Карлсона.)

IV. Вывод

В начале нашего урока вы сказали, что Малыш любит Карлсона, да и вам он тоже нравится. Попробуйте ответить на вопрос, почему? Можно посоветоваться друг с другом. (Работа в парах).
– Мы любим Карлсона за весёлый, смелый и добродушный нрав, за бесконечные выдумки, за то, что если он что-то и делает не так, то это не со зла. За то, что он очень похож на нас всех вместе взятых и на каждого в отдельности. Ведь так?

V. Знакомство с автором книги

– Ребята, мы прочитали отрывки из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Что вы можете сказать об авторе книги?
– Ребята, а как сама А. Линдгрен относится к Карлсону?
(Он ей нравится, она употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: человечек, толстенькие ножки.)
Несколько слов об авторе.
– А. Линдгрен – современная шведская писательница. Практически все свои книги она посвящала детям, говоря, что пишет «для взрослых завтрашнего дня». Книги А. Линдгрен читают на разных языках ребята более чем в 20 странах мира. За свои весёлые, умные и добрые книги она дважды была награждена медалью имени великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Я надеюсь, что вы прочитаете и 2 другие повести о Малыше и Карлсоне, а также и другие книги, например: «Расмус-бродяга», «Пеппи Длинный Чулок» и др.

VI. Итог урока

– Теперь, прощаясь с Карлсоном, давайте подарим ему наш букет.
Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.

  • Красный – если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
  • Синий – если вам не понравился урок.
  • Жёлтый – если вы не определились.

(Дети прикрепляют по 1 цветку на доску к корзине.)

VII. Домашнее задание (по выбору)

– Ребята, на следующем уроке мы будем обсуждать все произведения данного раздела. Поэтому я предлагаю вам следующее домашнее задание.

  • Нарисуйте сказочного человечка, который вам понравился больше всех.
  • Подготовьте 2 вопроса к прочитанным произведениям.
  • Составьте пожелание своему сказочному герою.