Тип урока: урок – деловая игра.
Цели урока:
- повторить и обобщить знания и умения, полученные на уроках информатики и ИКТ;
- развивать творческую активность учащихся;
- развивать у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
- воспитывать умение работать в команде, дружелюбно относиться друг к другу.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать личностный интерес учащихся к процессу оформления печатного издания;
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- создать условия для развития у детей умения общаться;
- создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по темам "Текстовый процессор", "Работа с устройствами ввода/вывода", "Работа в Windows", "Работа в Internet", "Работа в Publisher";
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению новых знаний о составе редакционной коллегии, профессиональных обязанностях каждого члена редакции, о процессе создания и оформления печатного издания.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся – умение выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
- развивать у школьников навыки самостоятельной и коллективной работы;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, дружелюбно относиться друг к другу;
- сформировать чувство взаимопомощи.
Метод обучения: игровой.
Формы учебной работы:
- коллективная работа;
- индивидуальная работа.
Оборудование и ПО:
- компьютеры, принтер;
- бумага формата А4.
Ход урока
Учитель. Ребята, от администрации школы поступил заказ на выпуск печатного издания, в котором будет представлена информация о культурных центрах Пензенской области. Подготовкой, оформлением и выпуском печатной продукции занимается, как правило, редакционная коллегия.
Редакционная коллегия – это группа людей, которая занимается подготовкой, редактированием, форматированием, макетированием и верстой печатного материала. В ее состав входят главный редактор, ответственный редактор, редакторы, художники, корректоры, специалист по компьютерной верстке, дизайнеры.
Для выполнения заказа нам нужно сформировать редакционную коллегию.
Редакционная коллегия создается на основании Временного положения о редакционной коллегии.
Временное положение о редакционной коллегии
1. Цели и задачи редакционной коллегии
1.1. Создание редакционной коллегии имеет целью организационное обеспечение решения задач в области информационного сопровождения жизни и деятельности школы в целях повышения культурного уровня учащихся.
1.2. Основными задачами редакционной коллегии являются:
- выработка и проведение в жизнь концепции и политики школы в области сопровождения жизни и деятельности школы в целях повышения культурного уровня учащихся;
- обеспечение единого подхода и разработка оптимальной структуры представления информации;
- осуществление организационной деятельности по обеспечению полноты, точности и актуальности информации, а также высокого эстетического уровня ее представления.
2. Права и обязанности редакционной коллегии
2.1. Для решения поставленных задач редколлегией осуществляются следующие меры:
- определяются основные направления информационного сопровождения жизни и деятельности школы в целях повышения культурного уровня учащихся;
- разрабатываются рекомендации и устанавливаются требования к уровню, стилю и структуре представляемой информации;
- отлаживается механизм взаимодействия руководителей редколлегии и исполнителей;
- ведется поиск новых технологий для решения поставленных задач;
2.2. В компетенцию редакционной коллегии входит:
- принятие решений об открытии и ликвидации разделов печатной продукции;
- утверждение правил размещения информации и контроль за их соблюдением;
- утверждение редакторов разделов;
2.3. Решения редакционной коллегии носят обязательный характер для всех участников.
2.4. Редакционной коллегией планируются и реализовываются мероприятия по:
- привлечению внимания учащихся к работе по размещению информации;
- массовой просветительской работе в данной сфере.
2.6. Члены редакционной коллегии несут ответственность за решение задач, входящих в их компетенцию.
3. Организация работы редколлегии
3.1. Временное положение о редакционной коллегии вводится в действие учителем, проводящим данный урок.
3.2. В состав редакционной коллегии входят все учащиеся, присутствующие на уроке.
3.3. Работой редакционной коллегии руководит главный редактор, который является лицом избранным. Главный редактор несет полную ответственность за эффективность работы редакционной коллегии, обладает всеми полномочиями, необходимыми для исполнения своих обязанностей. При необходимости главный редактор определяет из числа членов редколлегии ответственного редактора, секретаря редакционной коллегии.
3.4. В состав редколлегии входят:
- главный редактор;
- ответственный редактор;
- корректоры;
- художники;
- критики;
- дизайнеры;
- корреспонденты;
- специалисты по компьютерной верстке.
Учитель. Какие же функции выполняет каждый член редколлегии?
- главный редактор осуществляет руководство всей работой редколлегии по оформлению печатного материала;
- художник занимается подбором и оформлением иллюстраций;
- корреспонденты собирают текстовый материал;
- фотографы проводят фотосъемки;
- редакторы занимаются редактированием текста и иллюстраций перед выполнением верстки;
- художники-дизайнеры – художники-конструкторы выполняют работу по формированию общей картины печатного издания.
(Выборы членов редколлегии).
Себя я назначаю ответственным редактором, который отвечает за выпуск конкретного печатного издания.
Главный редактор. Не простое это дело выпустить печатное издание. Непростое, но очень интересное. В производственных условиях этапы подготовки и оформления печатной продукции выполняются разными специалистами и последовательно. А мы должны это выполнить в течение урочного времени, и поэтому каждый из вас сможет побывать и редактором, и корреспондентом, и дизайнером и художником.
Нам нужно определиться в какой форме и формате мы предложим эту информацию заказчику.
Поступают предложения о предоставлении информации в виде информационного плаката, рекламного плаката. Но из-за отсутствия плоттера плакат будет смотреться не очень эстетично. Поэтому, по общему мнению, решено предложить информацию о культурных центрах Пензенской области в виде перекидного календаря.
Ответственный редактор. Начнем с того, что определим, о каких же культурных центрах мы расскажем в календаре.
Учащиеся рассказывают о культурных центрах Пензенской области, где они побывали, делятся впечатлениями, высказывают предложения о каких памятных местах следует поместить информацию в календаре:
- Пензенский государственный объединенный краеведческий музей;
- Музей народного творчества;
- Музей одной картины;
- Картинная галерея имени К.А.Савицкого;
- Музей сценического искусства имени В.Э.Мейерхольда;
- Планетарий;
- Литературный музей;
- Никольский музей стекла и хрусталя;
- Государственный музей В.Г.Белинског;о
- Музей-заповедник Лермонтово;
- Краеведческий музей Куприна, Наровчат.
Создаются мини-группы, которые собирают материал в Internet о конкретных памятных местах Пензенской области.
Художник-дизайнер. Я предлагаю выполнить работу по оформлению листов календаря в программе Microsoft Office Publisher. Формат каждого листа календаря – А4, цветовая гамма выбирается по личному усмотрению.
Информация о каждом памятном месте должна включать иллюстрацию.
Иллюстрация привлекает внимание, способствует возникновению интереса, воздействует на эстетические чувства человека. Иллюстрация нацеливает на прочтение текстовой информации. Она должна быть такой, чтобы, рассматривая ее, сразу можно было понять, о чём идёт речь, узнать уже знакомые предметы или места и представить себе то, что ещё не видели.
Иллюстрация и текст должны представлять собой единое целое.
Как выбрать формат иллюстраций? Где их расположить? Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события или образа. И, чтобы он хорошо воспринимался, следует отделить иллюстрацию от текста заметным пробелом.
Ответственный редактор. Корреспондентам нужно написать текст к иллюстрациям, предложенным художниками.
Значимость текста определяется тем, что он должен раскрыть основное содержание иллюстраций. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации.
А также полезно представить в тексте адрес культурного центра, контактный телефон, схему проезда, перечислить организуемые экскурсии.
Далее обсуждаются вопросы, связанные с информационно-рекламной функцией календаря, его внешних элементов, цельностью оформления.
Как подать информацию?
В композицию каждого листа кроме календаря могут входить еще и изобразительные элементы – орнаментальные, эмблематические, тематические, сюжетные. Изображения должны быть выразительными и интересными.
Большой интерес могут вызывать изображения, не прямо рассказывающие о содержании, а лишь ассоциативно связанные с ним.
На обложке должно быть название печатного издания и его тематика. Группы приступают к работе.
Иллюстрации подобраны, тексты написаны. Теперь нужно сверстать содержимое информационного плаката.
Версткой называют технологический процесс, при котором монтируют полосы заданного формата, упорядоченно размещают на них весь материал.
Весь материал (различные виды текста, иллюстрации) компонуется в виде книжных полос, которые идут одна за другой в последовательном порядке. Чтобы эти полосы воспринимались как упорядоченные, их формат должен быть одинаков (за исключением неполных начальных и концевых полос, случаев особенного расположения иллюстраций).
В этом случае издание не только портативно, но и имеет короткую, удобную для чтения строку.
Важное значение на страницах календаря имеют поля. На них отдыхает глаз при чтении, они предохраняют края от загрязнения и порчи, придают страницам и разворотам законченную форму.
Ответственный редактор. В работу вступают корректоры. Они должны проверить цельность оформления календаря.
Для удобства чтения календаря должны быть соблюдены некоторые условия:
- Книжная полоса не должна начинаться неполной концевой строкой абзаца. Такая строка – «висячая» – нарушает упорядоченный вид прямоугольной полосы и несколько затрудняет чтение. То же относится и к начальной строке абзаца, если она заканчивает полосу.
- Нежелательны переносы с нечетной полосы на четную. Такие переносы, совпадая с переворачиванием страниц, мешают чтению.
- Нельзя заканчивать полосу заголовком. Он относится к последующему тексту, и за ним должны следовать хотя бы три строки текста.
Учитель. Работа по оформлению календаря выполнена, осталось напечатать сигнальный экземпляр. Приложение.
Специалисты по компьютерной верстке печатают сигнальный экземпляр (Приложение).
Учитель. Задание администрации выполнено. Благодарю редколлегию за выполненную работу, всех присутствующих за урок.
Список использованной литературы
- Интернет-ресурс: newspaper.edunet.uz
- Интернет-ресурс: histvestnik.psu.ru