Основные цели:
- Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.
- Формирование умений правильно писать цифру 0.
- Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (загадку);
- определение содержательных рамок урока: сравнение чисел с 0;
- актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь в гости к сказке:
«На сметане я мешён,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …»
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Колобка (Приложение 2. Рисунок 1).
– Из какой сказки этот герой? (Из русской
народной сказки «Колобок».)
– Молодцы, ребята! Да только колобок–то не
простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.
– Давайте расскажем колобку, чему мы научились
на уроках математики?
– Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо
чему-то учиться?
– А что значит «уметь учиться»? (Самому понять,
что еще не знаешь, саму постараться «открыть»
новый способ.)
– С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы
повторяем то, что нам понадобится для «открытия»
нового знания.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- актуализировать порядковый счет от 1 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой, правило сравнения групп предметов по количеству;
- актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9.
– Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайца (Приложение 2. Рисунок 2).
«Колобок, колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня Заяц».
Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.
Нужно заполнить пустые места в таблице.
Задумался колобок.
– Поможете колобку? (Да.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием
1 (Приложение 1)
Дети заполняют карточку самостоятельно.
Проверка организуется по образцу (Приложение
1).
– Проверьте свою работу по образцу.
– Кто из вас ошибся?
– В чем ваша ошибка?
– Исправьте ошибку зеленым карандашом.
– Расположите полученные числа в порядке
возрастания и расставьте их на числовом отрезке.
С какого числа начнете? (С числа один.)
– Что повторяли?
2) Работа с числовым отрезком.
– Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый Волк.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Волка (Приложение 2. Рисунок 3).
«Колобок, колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня Волк».
Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.
Нужно найти значение числового выражения с помощью числового отрезка.
Задумался колобок.
– Поможете колобку? (Да.)
Находя на числовом отрезке значение выражения: 8
– 3 + 2
Учащиеся выполняют задание. Проверка фронтально
– Что мы с вами повторили? (Сложение и вычитание на числовом отрезке)
3) Пробное учебное действие.
– Что вы повторили? (Соотнесение графических
моделей с цифрами и наоборот, расположение чисел
на силовом отрезке, сложение и вычитание в
пределах 9 с помощью числового отрезка.)
– А сейчас вы выполните пробное действие.
– А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы
понять, чего мы не знаем, и самим найти новое
знание.)
– Готовы попробовать свои силы? (Да.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Приложение 1):
– А теперь на числовом отрезке найдите
значение числового выражения: 3 + 2 – 5
– Что вам нужно сделать? (Найти значение
числового выражения)
Задание выполняется на модели числового отрезка.
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
– Что показало выполнение пробного действия? (Мы
не смогли найти значение этого числового
выражения с помощью числового отрезка.)
– У кого есть ответ?
– Как вы можете обосновать свой ответ?
– Значит, что вы не можете? (Мы не можем
обосновать свой результат.)
3. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с правилами сложения и вычитания и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – нет способа для обоснования правильности выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание выполняли?
– Чем пользовались для решения? (Мы решали с
помощью числового отрезка.)
– Где возникло затруднение? (На числовом
отрезке нет числа, которым обозначается его
начало.)
– Почему возникло затруднение? (Мы не знаем,
что это за число.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Про что мы будем сегодня говорить на уроке?
– Значит тема нашего урока: Число 0. Цифра 0.
– Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать
число, с которого начинается числовой отрезок.)
– Вспомните, по какому плану вы знакомились с
новым числом?
Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово
План:
1. Место на числовом луче и в числовом ряду
2. Графическая модель.
3. Цифра.
4. Состав числа.
5. Реализация построенного проекта
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;
- организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;
- уточнить общий характер нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь.
Учитель вывешивает на доску изображение Медведя (Приложение 2. Рисунок 4)
«Колобок, колобок, ответь на мои вопросы, а не-то я тебя съем».
Просит Мишка Колобка ответить на такие вопросы:
– Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)
– Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
– Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Нисколько.)
– Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего
нет.)
– Какое же число обозначает отсутствие
предметов? (0.)
– Давайте расскажем о числе 0 по плану.
– Где место числа 0 на числовом отрезке?
– Что обозначает число 0? (Начало числового
отрезка).
Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.
– На каком ещё инструменте является
началом?
– Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)
Учитель убирает первый пункт плана.
– Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)
Нам цифру ноль в тетради написать,
как колобок нарисовать.
Да только ноль
Не колобок,
А просто он
Пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.
– Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.
Учитель комментирует написание:
«Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».
Ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.
– Запишите еще 3 цифры самостоятельно
– Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
– Почему? (Ноль обозначает отсутствие
предметов.)
– Посмотрите в учебник. В примерах встречается
ноль? (Да.)
– Сейчас вы будете «открывать» правила действий
с нулем.
У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у чисел говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас
сто каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!
Работа организуется фронтально.
– Как вы думаете, что поможет вам при открытии этих свойств? (Числовой отрезок)
|
|
|
|
№1, 2 на числовом отрезке или на доске задания на карточках из этих номеров.
– Всегда ли при сложении числа с нулем
получается то же самое число? (Да.)
– Приведите свои примеры.
Учащиеся приводят свои примеры.
– Что в этой записи будет обязательно? (Число
0.)
– В математике принято записывать числа в общем
виде с помощью букв. Что нужно записать с помощью
буквы? (Число.)
– Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
На доске появляется запись первого свойств в
общем виде.
Аналогично рассматриваются другие свойства 0.
Следует заметить, что каждое свойство
рассматривается либо с помощью «мешков», либо на
числовом отрезке.
– Вспомните, в чем было затруднение у каждого
из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
– Что теперь вы можете делать?
Физкультминутка
Не под окном (руки в стороны0)
А около (руки вперёд)
Катился ноль и охал (написать руками 0)
Охал, охал не под окном, а около. (Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)
(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми свойств 0 с комментированием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
Работа организуется фронтально.
– Учащиеся работают на карточках и у доски.
Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения | |
Выражение |
Свойства |
5 – 5 = | а + 0 = a |
8 – 0 = | a – a = 0 |
6 + 0 = | 0 + a = a |
0 + 2 = | а – 0 = a |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий – выполнять сложение и вычитание с 0 с опорой на свойства;
- организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все
вместе. Но можно ли сказать, что новый способ
усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить
задание самостоятельно.)
– Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в
самостоятельной работе.
Учащимся выдаётся карточка:
Выбери выражения, которые можешь решить, используя новые свойства |
3 + 4 |
6 – 0 |
0 + 2 |
4 – 4 |
3 – 2 |
– Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
На выполнение задания отводится 1 минута. Работа проверяется по образцу.
– У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!
– У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем
причина?
– Не расстраивайтесь, вы еще будете
тренироваться, и у вас все получится.
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель: расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение действий с 0 на числовом отрезке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Работа организуется фронтально.
– Колобок очень доволен вашей работой и
приготовил вам сюрприз.
– Найдите в учебнике № 5, стр. 31.
– Какое задание нужно выполнить? (Надо с
помощью числового отрезка выполнить действия.)
Дети комментируют решение так:
«Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3».
Аналогично идет работа над вторым выражением.
– Молоды! Вы хорошо справились с этим заданием.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Вспомните, какой была тема урока? («Число и
цифра 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться
с числом и цифрой 0, узнать свойства 0)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)
– Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание
самостоятельной работы без ошибок.)
– Удалось ли вам выполнить шаги учебной
деятельности? Докажите.
– Кому удалось сделать только один шаг? Как вы
думаете, почему?
– Оцените свою работу, выберите и обведите
колобка, который передаёт ваше настроение:
Первый: Вы пытались сделать два шага, но у вас не всё получилось. Есть вопросы, над которыми следует подумать.
Второй: Вы смогли преодолеть 2 шага учебной деятельности: встретили затруднение, нашли способ и преодолели его.
Учащиеся оценивают себя на карточках Р-8, после чего учитель проводит рефлексию оценивания.
– Какие трудности остались на конец урока?
– Мне и колобку понравилось, как вы трудились на
уроке. Спасибо за сотрудничество!
Далее учитель комментирует домашнее задание:
Домашнее задание: придумать рисунок с использованием цифры 0.