Урок математики. 1-й класс. "Число и цифра 0"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели:

  • Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.
  • Формирование умений правильно писать цифру 0.
  • Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

  • включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (загадку);
  • определение содержательных рамок урока: сравнение чисел с 0;
  • актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь в гости к сказке:

«На сметане я мешён,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …»

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Колобка (Приложение 2. Рисунок 1).

– Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок».)
– Молодцы, ребята! Да только колобок–то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.
– Давайте расскажем колобку, чему мы научились на уроках математики?
– Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо чему-то учиться?
– А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.)
– С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

  • актуализировать порядковый счет от 1 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой, правило сравнения групп предметов по количеству;
  • актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  • организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
  • организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  • организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9.

– Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайца (Приложение 2. Рисунок 2).

«Колобок, колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня Заяц».
Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.
Нужно заполнить пустые места в таблице.
Задумался колобок.

– Поможете колобку? (Да.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1 (Приложение 1)
Дети заполняют карточку самостоятельно. Проверка организуется по образцу
(Приложение 1).

– Проверьте свою работу по образцу.
– Кто из вас ошибся?
– В чем ваша ошибка?
– Исправьте ошибку зеленым карандашом.
– Расположите полученные числа в порядке возрастания и расставьте их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)
– Что повторяли?

2) Работа с числовым отрезком.

– Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый Волк.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Волка (Приложение 2. Рисунок 3).

«Колобок, колобок, я тебя съем».
«Не ешь меня Волк».
Хорошо. Но за это ты должен выполнить моё задание.
Нужно найти значение числового выражения с помощью числового отрезка.
Задумался колобок.

– Поможете колобку? (Да.)
Находя на числовом отрезке значение выражения: 8 – 3 + 2

Учащиеся выполняют задание. Проверка фронтально

– Что мы с вами повторили? (Сложение и вычитание на числовом отрезке)

3) Пробное учебное действие.

– Что вы повторили? (Соотнесение графических моделей с цифрами и наоборот, расположение чисел на силовом отрезке, сложение и вычитание в пределах 9  с помощью числового отрезка.)
– А сейчас вы выполните пробное действие.
– А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)
– Готовы попробовать свои силы? (Да.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Приложение 1):

– А теперь на числовом отрезке найдите значение числового выражения: 3 + 2 – 5
– Что вам нужно сделать? (Найти значение числового выражения)

Задание выполняется на модели числового отрезка.

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

– Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли найти значение этого числового выражения с помощью числового отрезка.)
– У кого есть ответ?
– Как вы можете обосновать свой ответ?
– Значит, что вы не можете? (Мы не можем обосновать свой результат.)

3. Выявление места и причины затруднения

Цели:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с правилами  сложения и вычитания и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – нет способа для обоснования правильности выполнения задания.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание выполняли?
– Чем пользовались для решения? (Мы решали с помощью числового отрезка.)
– Где возникло затруднение? (На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.)
– Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что это за число.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Про что мы будем сегодня говорить на уроке?
– Значит тема нашего урока: Число 0. Цифра 0.
– Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)
– Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?

Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово

План:

1. Место на числовом луче и в числовом ряду
2. Графическая модель.
3. Цифра.
4. Состав числа.

5. Реализация построенного проекта

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
  • зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;
  • организовать обоснование правильности решения  последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;
  • уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь.

Учитель вывешивает на доску изображение Медведя (Приложение 2. Рисунок 4)

«Колобок, колобок, ответь на мои вопросы, а не-то я тебя съем».
Просит Мишка Колобка ответить на такие вопросы:

– Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)
– Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
– Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Нисколько.)
– Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)
– Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)
– Давайте расскажем о числе 0 по плану.
– Где место числа 0 на числовом отрезке?
– Что обозначает число 0? (Начало числового отрезка).

Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.

– На каком ещё инструменте  является началом?
– Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)

Учитель убирает первый пункт плана.

– Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)

Нам цифру ноль в тетради написать,
как колобок нарисовать.
Да только ноль
Не колобок,
А просто он
Пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.

– Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.

Учитель комментирует написание:

«Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

 Ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.

– Запишите еще 3 цифры самостоятельно
– Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
– Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)
– Посмотрите в учебник. В примерах встречается ноль? (Да.)
– Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у чисел говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас
сто каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!

 Работа организуется фронтально.

– Как вы думаете, что поможет вам при открытии этих свойств? (Числовой отрезок)

0 + 3
2 – 0
2 – 2
3 + 0

№1, 2 на числовом отрезке или на доске задания на карточках из этих номеров.

– Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? (Да.)
– Приведите свои примеры.

Учащиеся приводят свои примеры.

– Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
– В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв. Что нужно записать с помощью буквы? (Число.)
– Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)

На доске появляется запись первого свойств в общем виде.
Аналогично рассматриваются другие свойства 0. Следует заметить, что каждое свойство рассматривается либо с помощью «мешков», либо на числовом отрезке.

– Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
– Что теперь вы можете делать?

Физкультминутка

Не под окном (руки в стороны0)
А около (руки вперёд)
Катился ноль и охал (написать руками  0)
Охал, охал не под окном, а около. (Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)

(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение детьми свойств 0 с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

Работа организуется фронтально.

– Учащиеся работают на карточках и у доски.

Соедини выражение  со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5 – 5 = а + 0 = a
8 – 0 = a a = 0
6 + 0 = 0 + a = a
0 + 2 = а – 0 = a

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

  • проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий – выполнять сложение и вычитание с 0 с опорой на свойства;
  • организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
– Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

Учащимся выдаётся карточка:

Выбери выражения, которые  можешь решить, используя новые свойства

3 + 4

6 – 0

0 + 2

4 – 4

3 – 2

– Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)

На выполнение задания отводится 1 минута. Работа проверяется по образцу.

– У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!
– У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?
– Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение действий с 0 на числовом отрезке.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Работа организуется фронтально.

– Колобок очень доволен вашей работой и приготовил вам сюрприз.
– Найдите в учебнике 5, стр. 31.
– Какое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)

Дети комментируют решение так:

«Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3».

Аналогично идет работа над вторым выражением.

– Молоды! Вы хорошо справились с этим заданием.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности  с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)
– Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)
– Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
– Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете, почему?
– Оцените свою работу, выберите и обведите колобка, который передаёт ваше настроение:

Первый: Вы пытались сделать два шага, но у вас не всё получилось.  Есть вопросы, над которыми следует подумать.

Второй:  Вы смогли преодолеть 2 шага учебной деятельности: встретили затруднение, нашли способ и  преодолели его.

Учащиеся оценивают себя на карточках Р-8, после чего учитель проводит рефлексию оценивания.

– Какие трудности остались на конец урока?
– Мне и колобку понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Домашнее задание: придумать рисунок с использованием цифры 0.